Смекни!
smekni.com

Революция в Германии в 1848 году (стр. 3 из 7)

Пролетарской организацией, сохранявшей такую линию, был кёльнский «Рабочий союз», возникший 13 апреля 1848 г. и руководимый тогда членом «Союза коммунистов» Готшальком, весьма популярным в рабочей среде (как врач он обслуживал пролетарские кварталы Кёльна). Исповедовавший взгляды «истинных социалистов», Готшальк привлек внимание не искушенных в политике рабочих и своей хлесткой, архиреволюционной, а по существу сектантской фразой. На деле же Готшальк и его соратники выступали против участия рабочих в политической борьбе, считали бесплодным участие рабочих в парламентской деятельности. Готшальк выступал против участия рабочих в выборах в Национальное собрание, за что Маркс и Энгельс его критиковали. Готшальк ориентировал рабочих на завоевание «господства рабочего класса», минуя борьбу за буржуазно-демократические преобразования. Эта тактика Готшалька, звавшая к борьбе за «Рабочую республику», на деле обращалась в бунтарство, а не в революционную деятельность: подобная тактика вела рабочий класс к изоляции от его естественных союзников — крестьянства и мелкой городской буржуазии.

В июне 1848 г. Готшальк порвал с «Союзом коммунистов», председателем кёльнского «Рабочего союза» был избран соратник Маркса и Энгельса — Йозеф Молль, ориентировавший рабочих на политическую борьбу как авангард и движущую силу демократической революции.

Проводником стратегии, тактики и политики «Союза коммунистов» являлась

25 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 36. С. 504.

ежедневная «Новая Рейнская газета», выходившая с 1 июня 1848 г. как «орган демократии». Она отражала интересы широких демократических кругов, объединенных в общества, которые действовали во многих германских городах. «Новая Рейнская газета», руководимая Марксом, Энгельсом и другими активными деятелями «Союза коммунистов», являлась образцом теории научного коммунизма в действии. Она на своих страницах ярко, умело освещала революционную практику, провозглашала лозунги, указывала народу, и в первую очередь пролетариату, путь решительных действий. Воздействуя на демократические общества, газета в то же время тактически и политически направляла борьбу революционного пролетариата на осуществление «Требований Коммунистической партии в Германии».

Одной из пролетарских организаций был Центральный комитет берлинских рабочих, созданный весной 1848 г. рабочим-наборщиком Стефаном Борном. С 25 мая комитет стал издавать свою газету «Народ», которая ориентировала рабочих на борьбу за улучшение своего экономического положения. Достичь этой цели С. Борн считал возможным путем создания в различных отраслях промышленности «корпораций» с участием рабочих и капиталистов — организаций рабочих ассоциаций, действующих при поддержке демократического государства. Полагая, что подобные организации могут мирным путем вытеснить капитализм, Борн разделял взгляды социалистов-утопистов. Однако сама реальная действительность побуждала Бор-на и его соратников уделять некоторое внимание и политическим задачам рабочего класса, что нашло отражение в популяризации газетой «Народ» «Требований Коммунистической партии в Германии».

По инициативе С. Борна в августе 1848 г. в Берлине состоялся Рабочий конгресс, на котором были представлены 40 рабочих организаций. В образованное конгрессом «Рабочее братство» (на базе Центрального комитета рабочих Берлина) вскоре вступили около 100 рабочих союзов. Через некоторое время Центральный комитет «Рабочего братства» избрал своим постоянным местопребыванием город Лейпциг.

(01

Деятельность «Рабочего братства» и его руководителя С. Борна была противоречива и во многом беспринципна; Борн смешивал в своей программе идеи коммунизма, мелкобуржуазного социализма и экономизма. Тем не менее Маркс и Энгельс, резко критикуя оппортунистическую сущность взглядов С. Борна, в то же время учитывали его вклад в развитие немецкого рабочего движения, его роль как организатора и влиятельного руководителя пролетарского общества, значение «Рабочего братства» в деле становления и развития общенациональной солидарности германского пролетариата.

Франкфуртский парламент и его деятельность.

Избранное на основе двухстепенной избирательной системы общегерманское Национальное собрание открыло свои заседания во Франкфурте-на-Майне 18 мая 1848 г. Собрание должно было провозгласить суверенитет германского народа, выработать общегерманскую конституцию, создать пользующуюся доверием народа исполнительную власть.

Для Франкфуртского собрания такие задачи оказались непосильны. В своем большинстве оно состояло из либералов и весьма умеренных мелкобуржуазных демократов, способных лишь на высокопарные речи. В числе 831 депутата были только один крестьянин, четыре ремесленника и ни одного рабочего. Подавляющее большинство депутатов составляли буржуа и буржуазные интеллигенты. В собрании заседали 154 профессора и литератора, 364 юриста, 57 торговцев и средних чиновников. Среди депутатов были лишь 85 дворян, но влияние этой крайне правой группы распространялось и на часть других депутатов.

Первый вопрос, обсуждавшийся Национальным собранием, был вопрос об организации центрального общегерманского правительства. Затянувшиеся по этому вопросу до 28 июня дебаты завершились избранием временного имперского правителя — австрийского принца Иоганна, слывшего либералом. Имперский правитель не был ответствен перед Национальным собранием. Правление осуществлялось через назначенных Собранием министров, ответственных перед парламентом. В пушечной пальбе, колокольном звоне и троекратном

«ура», провозглашенном президентом Национального собрания фон Гагерном в честь нового избранника, нашла свое выражение радость буржуазии по поводу, как она надеялась, мирно закончившейся революции.

Левые депутаты протестовали и в воззвании к народу отметили, что решение Собрания о согласовании проводимых центральной властью мероприятий с правительствами земель сделало эту власть иллюзорной и «полностью уничтожило силу единой свободной Германии». На какие-либо самостоятельные решительные действия левые депутаты не отважились.

По вопросу о путях объединения Германии в стране развертывалась политическая борьба. Немецкий пролетариат, руководимый Марксом и Энгельсом, решительно выступал за революционный путь объединения «снизу», за создание единой и неделимой Германии в форме демократической централизованной республики. Однако «Союз коммунистов» был малочисленной организацией, мелкобуржуазные демократы были непоследовательны в своей тактике. Депутаты демократической левой группы Франкфуртского парламента внесли предложение о создании в Германии федеративной республики по образцу буржуазно-республиканской Швейцарии. Это предложение Маркс и Энгельс подвергли критике.

Буржуазия и часть дворянства были сторонниками объединения Германии «сверху» под главенством одного из двух самых крупных германских государств — Австрии или Пруссии. Возможный путь объединения под гегемонией Австрии стали называть «великогерманским», под гегемонией Пруссии, но без включения Австрии — «малогерманским».

Хотя главой «объединенной» Германии был временно назначен австрийский эрцгерцог Иоганн, буржуазно-либеральное большинство Франкфуртского парламента явно тяготело к конституционно-монархическому объединению Германии «сверху», отдавая предпочтение Пруссии. Но «... это делалось неохотно, — писал Энгельс; — буржуа выбирали Пруссию как меньшее зло, потому что Австрия не допускала их (мелкие и средние германские государства. — И. Г.) на свои рынки и потому, что

402

Пруссия, по сравнению с Австрией, все же имела... до некоторой степени буржуазный характер»26. Главное заключалось в том, что ни в одном германском государстве к началу революции промышленность не достигла хотя бы приблизительно такого уровня развития, как в Пруссии. И чем больше расширялся созданный еще до революции по инициативе Пруссии Таможенный союз, втягивая мелкие государства в этот внутренний рынок, тем больше «... поднимавшаяся буржуазия этих государств привыкала смотреть на Пруссию как на свой экономический, а в будущем и политический форпост» 27. И «если в Берлине гегельянцы философски обосновывали призвание Пруссии стать во главе Германии...»28, то многие депутаты Франкфуртского парламента отстаивали то же самое, формулируя свои предложения об объединении Германии под главенством Пруссии.

Деятельность Франкфуртского парламента проходила в обстановке нараставшей контрреволюции. Парламент создавал одну за другой комиссии по вопросам отмены феодальных повинностей в деревне, уничтожения сковывавших внутреннюю торговлю таможенных пошлин и других препятствий экономическому развитию страны; они бесконечно обсуждали эти вопросы, но реальные решения по ним так и не принимали. Рабочих волновал вопрос о признании за ними права на труд законом, но такой закон Франкфуртским парламентом не был принят.

Явно реакционной была позиция депутатов Франкфуртского парламента по отношению к национальным движениям. Они санкционировали отказ прусского правительства от предоставления познанским полякам национальной автономии; более того, парламент объявил Познань составной частью объединенной Германии. Франкфуртский парламент одобрил кровавое подавление австрийскими войсками в июне 1848 г. демократического восстания в Праге, что вызвало глубокое возмущение не только немецких, но и общеевропейских демократических кругов.

26 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 437.

27 Там же.

28 Там же.

Верхом трусости и нерешительности депутатов заседавшего во Франкфурте Национального собрания, когда «... оно произнесло себе и созданной им так называемой центральной власти (Германии.— И. Г.) смертный приговор» (Энгельс) 29, явилось отношение парламента к судьбе Шлезвига и Гольштейна. Эти два герцогства, населенных в основном немцами и находившихся в личной унии с Данией, с первых дней революции в результате восстания отделились от Дании и обратились за помощью к германским государствам. Немецкие демократические круги единодушно выступили в поддержку Шлезвига и Гольштейна. Прусское правительство, воспользовавшись патриотическим подъемом в стране и стремясь отвлечь внимание революционных кругов от дальнейшего развития революции, начало войну с Данией. Война закончилась быстрой победой, Шлезвиг и Гольштейн оказались свободными от власти Дании. Однако Англия, Россия и Франция, не желая усиления Германии, побудили Пруссию срочно подписать перемирие с Данией. 26 августа 1848 г. в шведском городе Мальме было подписано прусско-датское соглашение о выводе прусских войск из обоих герцогств.