Чехословакия в 1919 году
Одновременно в Закарпатье в ноябре, сразу после распада Габсбургской империи, произошёл съезд закарпатских русинов. На съезде было принято решение об образовании нового государства — Карпатской Руси. В государстве возникло несколько советов. Они соперничали между собой из-за будущего Закарпатья, требуя присоединения к новообразованной ЗУНР, Венгерской республике или Чехословакии. 12 ноября Американский народный совет Угро-русинов принимает решение об присоединении к Чехословакии, однако в Закарпатье его мнение не учли.
Венгрия не желала лишаться Закарпатья, поэтому 26 декабря провозгласила автономный статус Карпатской Руси в составе Венгрии под названием «Русская Краина» с центром в Мукачево, однако в начале 1919 года чешские войска заняли Закарпатье и Словакию[1], а 15 января вошли в Ужгород. С захватом в Венгрии власти советским правительством Чехословакия и Румыния начали войну против неё. Чехословакам также приходилось воевать с ЗУНР[7], которая претендовала на Закарпатье, а её армия даже совершала походы в этот регион. 8 мая 1919 года совет русинов в Ужгороде окончательно проголосовал за присоединение к Чехословакии. Однако Венгрия оккупировала юго-восточные районы Словакии, провозгласив там Словацкую Советскую республику и отрезав Закарпатье от Праги. 30 июля румынская армия перешла в победоносное наступление на румынском фронте и заняла Будапешт. Венгерская Советская республика потерпела поражение, а Чехословакия была восстановлена в прежних границах. С подписанием Трианонского договора при содействии Антанты 10 сентября к Чехословакии на правах широкой автономии отошла Карпатская Русь.
2.5. Королевство Галиции и Лодомерии
В королевстве Галиции и Лодомерии, образованном сразу после раздела Речи Посполитой, смешались сразу несколько народов, преобладающими среди которых были поляки и украинцы. В Галиции шло противостояние обоих народов с самого образования королевства. Полякам при поддержке Габсбургов долгое время удавалось сохранять в регионе правящие посты, оспариваемые украинцами. Это привело к почти вековой политическо-культурной борьбе.
Польский художник В.Коссак. Львовские «орлята» при обороне кладбища во Львове
В первые годы XX века в Галиции массово формировались как украинские, так и польские военизированные молодёжные организации. С началом мировой войны галицийские украинцы провозгласили своей целью воссоединение Галиции и остальной Украины под властью австрийских Габсбургов. Когда в ходе войны в 1918 правительство империи де-факто признало УНР, местные украинцы активизировались. На съезде 16 июля во Львове украинцы решили, что «распад монархии особенно сильно прогрессирует на протяжении последних трёх месяцев».
К началу осени активизировались поляки. 7 октября 1918 польский Регентский совет в Варшаве заявил о плане восстановления независимости Польши. 9 октября было принято решение возродить Польшу в границах Речи Посполитой, что на деле было невозможным. Со стороны украинцев последовала ответная реакция, и 10 октября украинская фракция во главе с Евгением Петрушевичем приняла решение созвать во Львове Украинский национальный совет (УНС). Возник он 18 октября и был возглавлен Костом Левицким.
В конце октября ситуация обострилась ещё сильнее, так как поляки создали «ликвидационную комиссию», основной целью которой было присоединение Галиции к возрождённой Польше. Комиссия сформировалась в Кракове и собиралась переехать во Львов, откуда планировалось управлять регионом. Это заставило украинцев поспешить с провозглашением ЗУНР, намечавшемся на 3 ноября[7].
Юзеф Пилсудский
В ночь на 1 ноября части украинских сичевых стрельцов, ранее входивших в состав австро-венгерской армии, заняли все государственные учреждения во Львове[7], Тернополе, Станиславове, Золочеве, Раве-Русской, Сокале, Печенежине, Коломые и Снятыне. Австро-венгерский губернатор во Львове передал полномочия своему вице-президенту Владимиру Децкевичу, украинцу. Утром того же дня начались первые уличные бои между польскими ополченцами и украинскими сичевыми стрельцами, что официально считается началом Польско-украинской войны. Однако ЗУНР официально была создана только 10 ноября, а Польша — 11 ноября. 12 ноября Евгений Петрушевич стал президентом ЗУНР[7]. Польшу возглавлял Юзеф Пилсудский, который в ходе войны основал Войско Польское, противопоставленное УГА.
Реально власть ЗУНР распространялась только на Восточную Галицию и некоторое время на Буковину, хотя республика была провозглашена на территориях Закарпатья, где возникла Карпатская Русь, всей Галиции, западная часть которой поочерёдно контролировалась воюющими сторонами, Волыни, которая вошла в состав Польши, и Буковины, которую заняли румынские войска. Кроме того, в Галиции возникли две лемковские республики и одна польская. Команчанская Республика (Восточно-Лемковская Республика) была провозглашена в селе Команча близ Сана, она претендовала на объединение с ЗУНР. Русская Народная Республика Лемков (Западно-Лемковская республика) была провозглашена в селе Фльоринка и желала объединения с УССР. Республика, основанная местными поляками, называлась Тарнобжегской. Все три республики были ликвидированы польской армией.
С 21 по 22 ноября во Львове после кратковременного перемирия шли широкомасштабные бои[7]. В результате поляки полностью овладели городом, а украинские войска вынуждены были отступить за городскую черту. В конце ноября — начале декабря поляки отбили у украинцев стратегически важные города в Западной Галиции и перешли к обороне. К тому времени в ЗУНР возникла регулярная Украинская Галицкая Армия, которая неоднократно в течение зимы предпринимала неудачные попытки прорвать линию фронта, стабилизировавшуюся по линии река Тесная↔Хыров↔Перемышль↔Львов↔Ярослав↔Любачев↔Рава-Русская↔Белз↔Крылов.
В конце 1918 года власти ЗУНР начали переговоры с директорией Симона Петлюры, который возглавил УНР. 3 января 1919 государства объявили об своём объединении, а 22 января был подписан «Акт злуки», согласно которому ЗУНР входила в состав украинского государства, превращаясь в субъект административно-территориального деления под названием ЗОУНР (Западная область Украинской народной республики)[7]. На деле, однако, это не принесло никаких результатов. Поляки продолжали успешно наступать на западе, в стране наблюдалась острая нехватка боеприпасов, а Симон Петлюра не спешил с помощью.
Неразорвавшийся украинский снаряд, застрявший в стене Преображенской церкви
В конфликт неоднократно вмешивалась Антанта с предложением подписать перемирие и размежевать границу между Польшей и ЗУНР[7], однако по разным причинам поочерёдно ни та, ни другая сторона не желали идти на компромисс.
Весной активные боевые действия возобновились. Сначала успешно наступали поляки, вытеснив УГА к Збручу и Днестру. В результате наступления украинские соединения УГА 1-я горная бригада и группа «Глубокая» попали в глубокий тыл поляков и ушли в Закарпатье, где прекратили своё существование. Однако 7 июня украинские войска предприняли «Чортковское наступление»[7], которое продлилось до 22 июня. УГА удалось вновь взять под свой контроль Восточную Галицию. 28 июня Петрушевич принял полномочия диктатора, а в июле поляки перешли в решительное наступление, в результате которого УГА прекратила своё существование. 1 октября Польша и УНР заключили мир и установили общую границу. В конце лета УНР была уничтожена наступающими на запад советскими войсками. Вслед за Польско-украинской войной последовала Советско-польская, в которой поляки перед собой ставили цель возродить Польшу в границах 1772 года. По Рижскому договору 1921 года Галиция была окончательно признана за Польшей.
2.6. Королевство сербов, хорватов и словенцев
Карта балканской части Австро-Венгрии начала XX века
Ещё в 1914 году, до начала Первой мировой войны, славянское население Балкан поддерживало Сербию. Когда началась война, в сербские войска из Австро-Венгрии бежало 35000 человек[8]. После череды поражений австро-венгерской армии сербские, хорватские, словенские и боснийские интеллигенция и политики в Австро-Венгрии начали ориентироваться на победу в войне стран Антанты. В 1915 году в Париже был создан Югославянский комитет, который вскоре переехал в Лондон. Его целью было проведение антиавстрийской кампании среди славянского населения Балкан. Комитет возглавил Анте Трумбич. Он провозгласил единство сербов, хорватов, словенцев и выразил надежду на создание единого югославянского государства[8]. Внутри Австро-Венгрии тоже наблюдались процессы единения южных славян, но под властью Габсбургов. Словенская национальная партия 30 мая 1917 года потребовала объединения Хорватии и Словении в составе Австро-Венгрии. Лидер партии заявил, что новое образование не представляет угрозы целостности империи, и что «идеей сепаратизма может воспользоваться только сербская пропаганда»[8].
Пётр I Карагеоргиевич
После Октябрьской революции в России в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении начали происходить серьёзные изменения. В конце осени в газетах начали появляться призывы к властям прекратить войну и провести реформы, подобные советским. Росло недовольство превосходством австрийцев над остальными народами империи. 8 декабря того же года Антон Корошец в австрийском парламенте в Вене сделал громкое заявление: «Можно ли считать, что в Австрии имеется равенство и свобода, если австрийцы, составляющие меньшинство населения, имеют большинство мандатов в рейхсрате, тогда как славяне почти лишены представительства, хотя они и превосходят австрийцев по численности?»[8]
В стране разразился кризис. В октябре 1918 года он достиг своего апогея (см. Общий кризис в тылу и на фронте). Австро-Венгрия терпела поражение, Сербия наоборот восстанавливалась. 15 сентября 1918 года сербские войска перешли в наступление. Одновременно в тылу австро-венгерской армии в оккупированных Сербии и Черногории развернулось народно-освободительное движение. 1 ноября сербские войска вошли в Белград, а уже на следующий день они перешли в широкомасштабное наступление на Воеводину. На юге сербы продвинулись в Хорватию. К этому времени в Сербии была завершена работа над программой по решению югославянского вопроса. Планировалось объединить все населённые сербами, хорватами, словенцами и боснийцами земли в единое королевство, возглавляемое Карагеоргиевичами. Кроме этой программы, названной Корфской декларацией, существовали и другие, но менее радикальные[8].