Смекни!
smekni.com

Распад Австро-Венгерской империи (стр. 4 из 5)

Осенью в югославянских регионах Австро-Венгрии формировались местные и центральные правительства. Долгое время они не приступали к исполнению своих обязанностей, выжидая наиболее благоприятного момента для провозглашения независимости. 29 октября недавно возникшее Народное вече сербов, хорватов и словенцев заявило о готовности взять в свои руки всю полноту власти в регионе[8]. Местные славянские организации объявили о прекращении сотрудничества с правительством Австро-Венгрии, и в тот же день было провозглашено Государство Словенцев, Хорватов и Сербов (ГСХС). В историографии Запада это событие классифицируется как государственный переворот[8].

Люблянский Народный совет располагал не более чем сотней солдат и офицеров. Пойманные и задержанные днем солдаты, возвращавшиеся с фронта, ночью расходились по своим сёлам. Стража, поставленная с вечера, исчезала Бог знает куда. Утром находили в караульном помещении только прислонённую к стене винтовку…

А. Препелух-Адбитус,
словенский публицист

В новом государстве на сторону народного вече перешли многие офицеры австро-венгерской армии, местные органы самоуправления, суды, армия и др. Таким образом, власть в королевстве перешла в руки вече без кровопролития. Формирование новых органов власти полностью контролировалось буржуазией, она назначала на правящие посты угодных себе людей. 31 октября королевство заявило о нейтралитете в войне, однако Антанта продолжала военные действия против страны вплоть до капитуляции Австрии[8].

Новое государство просуществовало всего месяц. Ни одна из обещанных народу реформ не была проведена, выборы в местные органы самоуправления не состоялись. Международное признание удалось получить только со стороны Сербии и Венгрии, которые послали своих представителей в Загреб — столицу королевства. Вскоре началась череда неповиновений местных советов Народному вече, формировались отряды повстанцев, в государстве установилась анархия. Ситуация ухудшалась наступлением итальянцев на севере. Они захватили крупные портовые города Далмации и Словении, где базировался весь бывший флот Австро-Венгрии, попавший в руки правительству ГСХС.

ГСХС обратилось за помощью к США, Сербии, Великобритании и Франции с просьбой предотвратить оккупацию страны итальянскими войсками. Из Сербии в ГСХС был прислан Душан Симович. Он сформировал отряды югославянской армии, которые участвовали в боях против Италии и Австрии, которая тоже хотела оккупировать Словению.

6 ноября в Женеве состоялись переговоры между представителями ГСХС и Сербии. Обсуждался вопрос о формировании совместного правительства и дальнейшем объединении этих государств. 10 ноября переговоры завершились договорённостью о формировании общего правительства в Париже. Но уже через неделю обе стороны отказались от этой идеи. В ноябре в ГСХС из подчинения центральных властей вышли двенадцать местных комитетов, а в Боснии возникла самостоятельная республика со столицей в Баня-Луке. Через страну из Австрии в Сербию и наоборот постоянно шло железнодорожное движение, город Нови Сад в Воеводине стал важнейшим железнодорожным узлом. Несмотря на это, перевозка по стране продовольствия и гуманитарной помощи была невозможна из-за разбитых железных дорог и перегруженности транспортных магистралей. 19 ноября правительство Далмации вручило правительству ГСХС ультиматум с требованием немедленно решить продовольственный вопрос, в противном случае оно подчинится Сербии. Вслед за Далмацией подобные ультиматумы выдвинул ряд приморских регионов страны. Неподчинение центральным властям приморских частей королевства повлекло за собой морскую блокаду ГСХС и, как следствие, ухудшение положения в и без того деморализованной стране.

Через город Нови-Сад ежедневно проезжали тысячи австро-венгерских войск из Сербии и столько же, а может быть и больше, из Австро-Венгрии в Сербию - бывшие военнопленные, интернированные и другие. Больные прибывали в вагонах для скота, где часто лежали на голых досках, не имея хлеба. Они ехали целыми днями, а многие, так и не добравшись до Нови Сада, умирали. Трупы умерших валялись на улицах, на берегу Дуная…

М. Петрович,
член Народного вече Нови Сада

24 ноября на заседании центрального Народного вече было принято решение объединиться с Сербией. 29 ноября делегация от ГСХС прибыла в Белград. После переговоров было принято окончательное решение об объединении, принц-регент Сербии Пётр I Карагеоргиевич дал добро на объединение стран. Вечером 1 декабря в Белграде состоялось собрание, на котором было провозглашено югославское государство. Люди, узнав о произошедшем, вышли на улицы города на торжественный митинг. Празднования длились несколько дней, на улицах сербской столицы повсюду рядом вывешивались сербские, словенские и хорватские флаги.

Реакция во всём мире на объединение южных славян в единое государство была крайне противоречивой. Так, США, Франция и Италия заявили о неприязни новому государству, премьер-министр Великобритании в своей речи перед парламентом сказал, что «развал Австро-Венгрии не отвечает нашим военным планам». В конце концов Антанта и другие державы всё же признали Югославию.

Югославия просуществовала до Второй мировой, когда была оккупирована итало-германскими войсками. После освобождения она стала республикой.

3. Экономика

Австро-Венгерская крона номиналом 10000 1918 года

Австро-Венгерская крона, ходившая по территории бывшей империи и после её распада, обесценилась. Причиной инфляции послужило увеличение количества банкнот в обращении. За несколько лет войны их число возросло в 13,17 раза[9]. В 1914 году крона на 30 % обеспечивались золотом, а к последним месяцам существования империи её обеспечение этим металлом составляло 1 %. В итоге банкнота по отношению к доллару США упала в 3,5 раза, а стоимость жизни выросла в 16,4 раза[9]. Постоянное падение кроны в цене негативно сказалось на товарном хозяйстве. Производители товаров не доверяли национальной валюте, отказываясь продавать за неё товар. Из-за этого частым явлением стали бартерные сделки. Кроме того, реальный процент по депозитам стал резко отрицательным, люди начали забирать из банков свои сбережения. Всё это было вызвано нестабильностью кроны.

Важнейшей проблемой, которую должны были решить новые государства, была стабилизация курса валюты и предотвращение её дальнейшего обесценивания. Инициативу исправить положение взяла на себя Чехословакия. В первую очередь её правительство потребовало от ещё существовавшего австро-венгерского имперского Центробанка прекратить выплаты по военным облигациям и кредитование правительств Австрии и Венгрии[9]. Позже были проведены переговоры между имперским Центробанком и новообразованными государствами, на которых было принято решение разрешить всем новым государствам самим назначать эмиссаров для контроля за эмиссией. Центробанк со своей стороны обязался не предоставлять займы без ведома всех эмиссаров[9].

Однако имперский Центробанк скоро нарушил договорённости с правительствами новых государств, возобновив выплаты по облигациям и прокредитовав правительство Австрии. Потеряв доверие к Центробанку, новые государства стали сами обеспечивать свою экономику. 8 января 1919 года в Хорватии был подписан указ, согласно которому необходимо было проштамповать все кроны, обращавшиеся в тот момент в ней, чтобы отделить их от остальных денег бывшей империи. 25 февраля в Чехословакии произошёл секретный съезд Национальной Ассамблеи. Было принято решение наделить министра финансов правом проштамповать все кроны, обращающиеся в Чехословакии. Той же ночью все границы были перекрыты войсками, и почтовое сообщение с другими странами прервано на несколько недель. Эти действия Ассамблея предприняла для предотвращения контрабанды банкнот. С 3 марта по 9 проводилась проштамповка крон, после чего был принят закон, по которому в Чехословакии легально могут использоваться только чехославацкие деньги. Вслед за этим все отделения имперского Центробанка в стране попали под прямой контроль правительства[9].

Проштамповка местной валюты в Чехии и Югославии угрожала Австрии, так как все непроштампованные кроны попали в эту страну, что могло привести к усилению инфляции. Это заставило правительство Австрии провести проштамповку денег в своей стране. Венгрия проштамповала свою валюту только после окончания войны с Румынией и Чехословакией, а Польша это сделала уже в 1920 году[9].

Австро-Венгерская крона номиналом 200 1918 года

Внешний долг Австро-Венгрии был поровну разделён между всеми новообразованными государствами. Облигации были заменены новыми, в каждой стране своими. Все они номинировались в национальной валюте той страны, где выпускались. В случае возникновения «перевеса» долга бывшей империи в одной из стран он поровну перераспределялся между остальными. Таким образом, национальные экономики были сформированы и уже действовали. На мирной конференции, прошедшей после мировой войны, их только легализовали. 31 июля 1924 года имперский Центробанк официально прекратил своё существование[9]. Теперь каждое новое государство шло своим, отличным от других путём развития. Одни из них начали быстро и энергично восстанавливать хозяйство, другие же пережили кризис.