Смекни!
smekni.com

Кровавый навет на Родосе (стр. 2 из 2)

3.5. Участие европейских консулов в допросах и пытках

Европейские вице-консулы в Родосе были едины в своей уверенности о виновности евреев в ритуальном убийстве. Они были главными организаторами допросов вместе с британским консулом Дж. Г. Уилкинсоном и шведским консулом Массе.[15] На допросе главного раввина Уилкинсон заявил касательно решения кади: «Что может значить для нас судебное решение муллы после того, что произошло в Дамаске? Ведь это ясно доказывает, что, согласно Талмуду, требуется христианская кровь для приготовления пасхальной пищи.»[19] Консулы присутствовали также во время пыток.[15] Когда главный раввин, воззвал к австрийскому вице-консулу, тот ответит: «Что, раввин? О чём ты тут жалуешься? Ты еще не сдох?»[18]

Некоторые евреи Родоса обвиняли консулов в раздувании этого дела со скрытой целью избавиться от Элиаса Калимати, местного еврея, представлявшего интересы лондонского бизнесмена Джоэля Дэвиса. Дэвис имел большую долю доходов от экспорта губки с острова и был серьёзным конкурентом европейских консулов. Сам Элиас Калимати ставил это утверждение под сомнение. Другие евреи утверждали, что «консулы открыто хотели избавиться от евреев на Родосе или заставить их изменить религию».[15]

4. Работа европейской дипломатии

В первые дни блокады кому-то удалось передать письмо в Стамбул. Однако лишь 27 марта лидеры еврейской общины столицы Османской империи переслали его семье Ротшильда вместе с аналогичной просьбой о помощи евреям Дамаска. К этим документам еврейские лидеры приложили своё письмо, в котором они выражали сомнение в своей способности убедить султана.[20]

Вмешательство Ротшильдов оказало быстрое действие в Австрии. Глава фамильного банка Ротшильдов в Вене, Саломон Мейер фон Ротшильд, занимался непосредственным финансированием австрийского императора и имел тесную связь с австрийским канцлером К. В. Л. фон Меттернихом. 10 апреля канцлер Меттерних отправил инструкции послу в Стамбуле Бартоломею фон Штурмеру и консулу в Александрии касательно обоих дел, в Дамаске и на Родосе. «Обвинение в предумышленном убийстве христиан по причине кровавой жажды в период еврейской пасхи является абсурдным по своей сути…» По поводу дела на Родосе, канцлер инструктировал Штурмера намекнуть турецким властям, чтобы те соответствующим образом инструктировали пашу Родоса и дать понять вице-консулу Родоса, как он должен действовать в подобных случаях.[21] Фон Штурмер, тем не менее, ответил Меттерниху, что «не было никакого преследования еврейского населения, по крайней мере, со стороны властей».[22]

В Великобритании реакция еврейской общины на призыв о помощи из Родоса и Дамаска была более медленной. Совет депутатов британских евреев собрали для обсуждения случаев кровавого навета лишь 21 апреля. Было решено обратиться к британскому, австрийскому и французскому правительствам с просьбой ходатайства перед османскими властями и прекращения преследований. Резолюция, осуждающая ритуальные убийства, была дважды опубликована в 35 британских журналах, в наиболее значительных газетах. 30 апреля выбранная Советом делегация встретилась с секретарём по иностранным делам лордом Пальмерстоном, который назвал кровавый навет клеветой и пообещал, что «британское правительство примет самые решительные меры, чтобы остановить насилия». В депеше от 5 мая он поручил британскому послу в Стамбуле лорду Понсонби связаться с османским правительством по поводу дела Родоса «официально и письменно» и «провести немедленное и жёсткое расследование участия в этих зверствах христиан и европейских консулов».[23]

Таким образом, в европейских дипломатических кругах Стамбула было достигнуто соглашение, что преследование евреев следует прекратить. Эту позицию занял не только лорд Понсонби, но также и фон Штурмер, чьи письма свидетельствовали о том, что он далеко не был убеждён в невиновности евреев, посол Франции Эдуар Понтойс, правительство которого было за французских консулов, поддерживавших обвинения в Дамаске и на Родосе, и посол Пруссии Ганс фон Кёнигсмарк. Это дало зелёный свет действиям лорда Понсонби, наиболее влиятельного дипломата Стамбула, по вопросу евреев Родоса.[24]

5. Ход расследование дела

5.1. Вмешательство османского губернатора

На запрос Юсуфа Паши османские власти послали инструкции, которые были получены в конце апреля. Была назначена официальная комиссия, которая расспросила свидетелей со стороны греческой и еврейской общин. В середине мая был послан приказ освободить шесть оставшихся евреев из заключения. 21 мая их церемонно вызволи на мусульманский суд шура, где они были выпущены под гарантии старейшин еврейской общины.[25]

Христиане отреагировали на эти действия губернатора яростными нападками на евреев, и в конце мая прошла новая волна насилия. Евреи описывали многочисленные случаи нападений и избиений со стороны греков, и что среди нападавших были сыновья британского и греческого консулов. Когда евреи пришли губернатору с жалобой, он приказал их высечь, назначив им от 400 до 500 ударов палкой, сказав, что действует по требованию консулов. В завершение этого, губернатор приказал арестовать ещё пятерых евреев.[26]

5.2. Оправдание

10 мая в Стамбул прибыли греческая и еврейская делегации, по пять человек в каждой.[27] В столице к ним присоединились кади, французский консул и австрийский вице-консул. 26 мая состоялась первая сессия трибунала. Кади утверждал, что «дело по существу является результатом ненависти, и было раздуто при непосредственном участии английского и австрийского консулов». Консулы настаивали на виновности евреев и предъявляли письменные свидетельства своих коллег, оставшихся на Родосе.[28]

Слушанья продолжались ещё два месяца, посол Британии настаивал на освещении фактов участия губернатора Родоса в пытках. В конце концов, 21 июля, был оглашён вердикт. В его первой части, деле между «греческим населением Родоса, истцом, и еврейским населением, ответчиком», было постановлено: оправдать. Во второй части, было постановлено сместить Юсуф Паша с должности губернатора Родоса, так как он «допустил против евреев действия, недопустимые законом во всех случаях и в частности запрещённые прокламацией султана от 3 ноября.» Посол Британии поблагодарил комиссию как «проявившую справедливость в деле Родоса» и назвал вердикт «знаком законности и гуманности, под которым действует Порта»[29]

5.3. Указ султана

В июле 1840 года делегация, возглавляемая Адольфом Кремье и Мозесом Монтефиоре направилась в Египет для оказания содействия евреям Дамаска. Кремье и Монтефиоре обратились к Мухаммеду Али с просьбой переслать дело в Александрию для дальнейшего расследования или передать его для рассмотрения европейскими судьями. Просьба была отклонена: ни Мухаммед Али, ни французская сторона не были заинтересованы в расследовании Дамасского дела. Так как первоочередной задачей делегации было вызволение евреев, находившихся в тюрьме Дамаска, было решено принять его как таковое без каких-либо общих юридических постановлений о невиновности евреев или формального осуждения кровавого навета. Приказ об освобождении был подписан 28 августа 1840 года, и в качестве компромисса, была принята формулировка «за отсутствием состава преступления», а не «помилованы правителем».[11]

По окончании своей миссии к Мухаммеду Али, Монтефиоре направился обратно в Европу через Стамбул. 15 октября 1840 года в столице Османской империи он встретился с лордом Понсонби, которому предложил обратиться к султану с просьбой издать декрет, формально осуждающий кровавый навет, аналогично изданному в своё время указу Сулеймана I Великолепного, и таким образом поставить точку над обоими делами, в Дамаске и на Родосе. Послу Британии эта идея пришлась по душе, и в течение недели он организовал для Монтефиоре встречу с Мустафой Рашид Пашой. Монтефиоре подготовил предлагаемый текст указа в переводе на французский язык, зачитал его Рашид Паше, реакция которого была положительной.[2]

Вечером 28 октября Монтефиоре имел аудиенцию с султаном в его дворце. В своём дневнике Монтефиоре писал, что по дороге во дворец улицы были заполнены приветствовавшими его евреями, а их дома освещены огнями. На аудиенции Монтефиоре поблагодарил султана за его участие в деле Родоса. В свою очередь, султан заверил гостей, что их просьба будет удовлетворена. 7 ноября декрет был издан и выдан Монтефиоре, а его копия была послана главному раввину Турции («хахам-баши»). По поводу судебного рассмотрения дела Родоса, в декрете было сказано, что «результат тщательного изучения еврейской веры и 'религиозных книг' показал, что обвинения против евреев являются абсолютной клеветой. Еврейская нация должна иметь те же привилегии, что и остальные многочисленные нации, входящие в состав наших поданных. Еврейской нации должна быть гарантирована защита».[30]

Список литературы:

1. «Rhodes», Jewish Encyclopedia, retrieved 07 May 2007.

2. Jonathan Frankel 376

3. Poliakov 57-58

4. «Blood Accusation», Jewish Encyclopedia, retrieved 07 May 2007.

5. Poliakov 60-63

6. Jonathan Frankel 29

7. Poliakov 63-64

8. Jonathan Frankel 65

9. Lewis, 158

10. Еврейская энциклопедия.

11. Abraham J. Brawer. «Damascus Affair». Encyclopedia Judaics

12. Дамасское дело (Еврейская энциклопедия)

13. Jonathan Frankel 69

14. Jonathan Frankel 69-70

15. Frankel 70

16. Angel 38

17. Jonathan Frankel 70-71

18. Jonathan Frankel 71-72

19. Frankel 71.

20. Jonathan Frankel 80

21. Jonathan Frankel 119—122

22. Jonathan Frankel 159

23. Jonathan Frankel 123—127

24. Jonathan Frankel 160—161

25. Jonathan Frankel 156—157

26. Jonathan Frankel 157—158

27. Jonathan Frankel 157

28. Jonathan Frankel 161—162

29. Jonathan Frankel 162—163

30. Jonathan Frankel 377

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кровавый_навет_на_Родосе