План
Введение
1 Краткий обзор
2 Исторические сводки
2.1 История еврейской общины Родоса
2.2 Кровавый навет против евреев во времена Османской империи
3 События 1840 года на Родосе
3.1 Исчезновение мальчика
3.2 Аресты и допросы
3.3 Блокада
3.4 Влияние Дамасского дела
3.5 Участие европейских консулов в допросах и пытках
4 Работа европейской дипломатии
5 Ход расследование дела
5.1 Вмешательство османского губернатора
5.2 Оправдание
5.3 Указ султана
Список литературы
Введение
Кровавый навет на Родосе — случай кровавого навета на евреев — произошёл в феврале 1840 года на острове Родос, находившегося в то время под властью Османской империи.
1. Краткий обзор
Поводом явилось исчезновение христианского мальчика. Евреи были обвинены в ритуальном убийстве с целью получения крови для приготовления мацы на еврейскую пасху.
Обвинение исходило от греческой православной общины при активном участии консулов нескольких европейских государств, включая Великобританию, Францию, Австрийскую империю, Швецию и Грецию. Османский губернатор Родоса, в отличие от своих предшественников, всегда отрицавших реальность обвинений в кровавом навете, поддержал обвинение в ритуальном убийстве. Было арестовано несколько евреев, некоторые из которых сделали ложные признания под пытками, и весь еврейский квартал был заблокирован на двенадцать дней.
Еврейской общине Родоса удалось послать сообщение еврейской общине Стамбула, которая обратилась за помощью к европейским государствам. В Великобритании и Австрии еврейским общинам удалось добиться поддержки правительств, и в результате в посольства этих государств в Стамбуле были отправлены депеши с однозначным осуждением кровавого навета и квалификацией обвинения как ложного. Впоследствии губернатор Родоса был признан неспособным контролировать местных христианских фанатиков и отстранён от должности, а дело было передано центральному правительству, которое приступило к формальному расследованию. В июле 1840 года еврейская община Родоса была официально признана невиновной. И, наконец, в ноябре того же года османский султан издал декрет, осуждающий кровавые наветы как ложные.
2. Исторические сводки
2.1. История еврейской общины Родоса
Имеются сведения о существовании еврейской общины на Родосе со времён эллинизма. Согласно декрету Римской империи 142 года до н. э., Родос включён в список областей, на которые распространился обновлённый пакт о дружественных отношениях Римского сената с еврейской нацией. О евреях Родоса сообщается в документах, приходящихся на времена завоевания острова арабами в VII веке н. э. В XII веке испанский раввин Беньямин из Туделы сообщает о 400 евреях проживающих в общине города Родос. В результате землетрясений 1481 и 1482 годов произошли разрушения в местах проживания евреев, и в городе осталось только 22 семьи. После эпидемии бубонной чумы (1498—1500) великий магистр Мальтийского ордена д’Обюссон приказал всем евреям Родоса креститься или покинуть остров в течение 50 дней. Указ 1502 года предусматривал также насильственное крещение детей. Часть евреев Родоса приняла католичество; остальные были вынуждены переселиться в Ниццу, входившую в то время в герцогство Савойя. Несколько евреев, отказавшихся выполнить распоряжение великого магистра, были брошены в тюрьму и после пыток казнены. В следующие два десятилетия на остров были доставлены от 2000 до 3000 схваченных евреев для принудительных работ по сооружению военных укреплений.[1]
В 1522 году эти еврейские пленники помогли османским войскам захватить Родос. Сразу же после этого почти все евреи острова вернулись к иудаизму и воссоздали общину. По преданию, султан Сулейман I Великолепный издал декрет, осуждающий кровавый навет на евреев.[2] и даровал евреям ряд привилегий, включая освобождение от налогов на сто лет. Родос стал важным сефардским центром, местом проживания многих известных раввинов. В XIX веке богатые евреи торговали одеждой, шёлком, серой и смолой, а остальные держали магазинчики, занимались ремесленными работами, торговлей вразнос и рыболовством. Согласно источникам, количество евреев на Родосе в XIX веке оценивается от двух до четырёх тысяч.[1]
2.2. Кровавый навет против евреев во времена Османской империи
Первый кровавый навет на евреев произошёл в Англии в 1144 году (был обвинён Уильям из Норича).[3]. Обвинение евреев в использовании крови христианских младенцев для приготовления мацы стало основой христианского антисемитизма в средние века[4]. Общее число известных жертв достигло 150 человек.[5] Количество случаев пошло на спад с усилением доказательной системы в судопроизводстве, и лишь немногие случаи навета доходили до европейских судов после 1772 года.[6] Тем не менее, обвинения в ритуальных убийствах происходили и в XIX веке.[4][7]
На Ближнем Востоке кровавый навет прочно укоренился в сознании христианских общин.[8]. Кровавый навет был обычным явлением в Византийской империи, а после захвата её земель Османской империей случаи обвинений в ритуальных убийствах распространились по всей Греции. Первый случай кровавого навета в Османской империи был зафиксирован во времена правления султана Мехмеда II (XV век). Впоследствии такого рода случаи происходили редко и обычно осуждались османскими властями.[9]
Ситуация изменилась с ростом влияния христианства в Османской империи. Прокламация султана Абдул-Меджида I, изданная в 1839 году, положила начало либеральным реформам, известным под названием Танзимат. Однако она усилила влияние христианства и ослабила защищавшую евреев власть.[8] Имели место случаи кровавого навета в Халебе (1810) и в Антакье (1826).[9]
В 1840 году одновременно с описываемыми событиями на Родосе произошёл другой, более значительный случай кровавого навета, известный как Дамасское дело. События развивались в Дамаске во времена правления Мухаммеда Али Египетского. 5 февраля 1840 года исчезли настоятель капуцинского монастыря патер Томас и его слуга мусульманин Ибрагим Амара. Евреев Дамаска обвинили в убийстве с целью получения крови для мацы.[10] Местные христиане, губернатор и французский консул, получивший из Парижа полномочия, активно поддержали обвинение в ритуальном убийстве. Обвиненные евреи подверглись пыткам и некоторые из них сознались в двойном убийстве. Эти показания были использованы обвинителями как неопровержимое доказательство вины. Дело привлекло международное внимание и вызвало протесты со стороны еврейской диаспоры в Европе.[11][12]
3. События 1840 года на Родосе
3.1. Исчезновение мальчика
17 февраля 1840 года мальчик из греческой православной семьи не вернулся домой с прогулки. Его мать обратилась на следующий день к османским властям по поводу исчезновения сына. Губернатор острова, Юсуф Паша, дал указание о розыске, но несколько дней поисков ни к чему не привели. Европейские консулы оказывали на губернатора давление, чтобы дело было быстрее раскрыто: семья пропавшего мальчика была христианской. Между тем, у населения Родоса не возникало сомнений, что мальчик был убит евреями с ритуальными целями. Свидетель сообщал: «Не было сомнений, что ребёнка объявят жертвой евреев. Весь остров был взбудоражен этим делом». Местные христиане продолжали безуспешные поиски в еврейском квартале.[13]
3.2. Аресты и допросы
Спустя несколько дней две греческие женщины заявили, что они видели этого мальчика идущего по направлению к городу Родос в сопровождении четырёх евреев. Женщины утверждали, что одним из них был некто по имени Элиаким Стамболи. Его арестовали, допросили и назначили ему пятьсот палочных ударов [по пяткам]. 23 февраля он был вновь подвергнут допросу и пыткам, на этот раз в присутствии высокопоставленных должностных лиц, включая губернатора, кади, греческого архиепископа и европейских консулов. По сообщению евреев из Родоса, Стамболи был «закован в цепи и подвергнут страшной пытке раскалённым железом, а на груди его лежал очень тяжёлый камень — он был буквально полутрупом». Стамболи признался под пытками в ритуальном убийстве и оговорил других евреев, что привело к новым арестам. Шесть евреев были обвинены в преступлении и подвернуты пыткам, а к главному раввину настойчиво приставали с вопросом, действительно ли евреи практикуют ритуальные убийства.[14]
3.3. Блокада
Губернатор острова Юсуф Паша, по наущению греческого духовенства и европейских консулов, распорядился заблокировать еврейский квартал в канун праздника Пурим и арестовать главного раввина Яакова Исраэля. Блокада была настолько строгой, что у обитателей квартала возникла проблема с пищей и водой.[15] Жителями квартала была пресечена попытка подбросить к ним мёртвое тело.[16] Мусульманские власти в целом не поддерживали преследование евреев. Одного мусульманского чиновника поймали на контрабанде хлеба в блокированный квартал; по настоянию британского консула, он был бит палками и уволен со службы. Кади открыто симпатизировал евреям, и в конце февраля он начал процесс повторного слушанья по этому делу, в результате которого имевшиеся факты были признаны недостаточными для обвинения. Тем не менее, губернатор отказался снять блокаду с еврейского квартала, хотя он явно колебался и в начале марта запросил из Стамбула дополнительные инструкции. Лишь через двенадцать дней после начала блокады прибывший на остров уполномоченный инспектор заставил губернатора снять её. Евреи решили, что дело закрыто и «возблагодарили всемогущего правителя за своё освобождение».[17]
3.4. Влияние Дамасского дела
Однако облегчение было вскоре прервано известиями о возбуждении Дамасского дела. Сообщения о том, что евреи Дамаска признались в убийстве отца Томаса, возобновило убеждения христианской общины в виновности евреев в ритуальных убийствах.[10] Британский консул сообщал, что «греки громко плакали, что справедливость не восторжествовала и требовали ареста раввина и лидеров общины… Для обеспечения спокойствия… было решено подвернуть их тюремному заключению». Восемь евреев было арестовано, включая главного раввина и Давида Мизрахи, которых подвешивали на крюках к потолку в присутствии европейских консулов. Мизрахи потерял сознание через шесть часов пыток, а раввина держали двое суток, пока у него не начались кровоизлияния. Тем не менее, они не сознались, и через несколько дней их выпустили. Остальные шесть евреев оставались в тюрьме до начала апреля.[18]