Святой Патрик подчёркивал важность миссионерства, которое к VI веку стало отличительной чертой ирландской церкви, и приветствовал распространение христианства через монашеские общины, а не через епископские епархии[П 1].
С миссионерской деятельностью связано «Письмо к Коротику», бриттскому вождю. Коротик собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил с ним набег на юг Ирландии, где убил и захватил в плен многих ирландцев, в том числе уже обращённых в христианство. Коротик называл себя христианином, и святой Патрик в своём письме просил его покаяться и образумиться[28][П 3].
Одна из легенд, связанных с миссионерством святого, рассказывает о двух королевских дочерях, Этне и Феделм, встретивших святого и его спутников у озера. Девушки расспросили святого Патрика о Боге, уверовали и были крещены, но им захотелось большего: они попросили о причастии, чтобы быстрее увидеть Бога, и после тут же умерли. Обе они были канонизированы как святые девы Коннахта, и их память почитается 11 января[Л 2]. В житии Мурьху существует и другая аналогичная легенда о королевской дочери Монесан[Л 2][Л 13]; существовали и крещёные ирландские принцессы, для которых смерть не последовала сразу за крещением (Синния из Ольстера[31], Монинна[32]).
Святой Патрик за время своей миссии не внедрил в Ирландии римскую тонзуру взамен кельтской[Л 2].
Существует предположение, что церковь святого Патрика повлияла на христианизацию Руси через варягов[Л 2].
Несмотря на то, что святой Патрик несомненно многое сделал для христианизации Ирландии, неверно называть его первым христианским миссионером этой страны. Первые христианские захоронения Ирландии относятся к концу IV века[Л 5]; археологические находки свидетельствуют, что христианизация Ирландии началась скорее с юга, а не с севера, где действовал Святой Патрик[Л 5]; первым епископом Ирландии, согласно «Хронике» Проспера Аквитанского, был галло-римлянин святой Палладий[Л 8], поставленный в сан папой Целестином[2] в 431 году[Л 5]. Согласно преданиям, его миссия была неудачной, он заболел и скончался, вернувшись в Британию[Л 13]. В Confessio о Палладии не сказано ни слова.
Учитывая несколько дат смерти, сохранившихся в ирландских анналах, и существование Палладия, в ирландской средневековой традиции и в научной литературе XX века родилась «концепция двух Патриков»[33][34], молодого и старого (или даже трёх)[Л 5].
1.7. Смерть
День поминовения святого — 17 марта; информация о годе смерти расходится в зависимости от источника. Место кончины и захоронения святого также достоверно неизвестны, однако считается, что он захоронен в Даунпатрике[35][Л 3] (по другим традиционным преданиям — в Соуле или Арме[Л 3]). По легенде, для выбора места в повозку с телом святого были впряжены два неукрощённых быка, и захоронение должно было случиться там, где они остановятся[Л 13].
По легенде же, перед смертью святой сорок дней и ночей провёл на вершине горы Кроу, а в последний час, после того, как его исповедовал епископ Тассах[Л 13][27], бросил с горы колокол, молясь о том, чтобы в Ирландии не иссякла вера (и колокол подхватили ангелы, которые ещё и охраняли могилу святого в первую ночь)[27][Л 2]. Согласно преданиям, ангел обещал святому исполнение четырёх просьб: престол в Арме, возможность судить тех, кто в день кончины прочёл обращение к святому (и возможность судить всех ирландцев), а также милосердие потомкам Диху (одного из первых встретившихся Патрику во время миссии ирландцев)[Л 13].
По тем же преданиям, чтобы тело не было вырыто, было определено положить его на локоть в землю; несмотря на это, между двумя народами после смерти святого разгорелась война за его мощи, ничем не кончившаяся из-за божественного вмешательства[Л 13].
1.8. Хронология событий
Точная датировка событий из жизни святого является дискуссионным вопросом[Л 3]. Патрик упоминает о том, что народ франков придерживается язычества; их обращение в христианство началось с 496 года, так что данное упоминание не может сильно помочь. Другая привязка — римское знатное происхождение Патрика и упоминание, что его похитили в 16 лет, но достоверно ориентироваться в связи с этим и временем исчезновения римлян с северо-запада Британии тоже невозможно[Л 3].
Многие века в событиях из жизни святого традиционно ориентировались на две даты: 432 год, когда он (по свидетельствам летописей VI, VII и более поздних веков, упоминающих поездку Палладия в Ирландию в 431 году и поездку Патрика — в следующем году[Л 16]) вернулся в Ирландию в сане епископа, и дату смерти, 492/493 год[Л 3]. Учитывая получение сана, Патрику предположительно в 432 году было 30 лет[Л 3], однако летописи сообщают о смерти святого на 60 лет позже в возрасте 120 лет[Л 17], что плохо согласовывается с обычной продолжительностью жизни[Л 3]. Встречаются упоминания о смерти в 461 году, но они, предположительно, возникли из-за смешения образа святого Патрика с образом папы Льва I[Л 3].
В 1905 году римский историк Дж. Б. Бари (J. B. Bary) пересмотрел традиционную хронологию с учётом своей специализации на римской истории и признанием даты смерти в 461 году[Л 3]; в его модели святой родился в 389 году, был похищен в 405 году (год большого налёта на те земли Ниалла Девяти Заложников), освобождение произошло в 411 году, святой вернулся в Ирландию в 432 году, основал первую церковь в Арме в 444 году и умер в возрасте 72 лет в 461 году[Л 3]. В настоящее время правление Ниалла обычно датируют позднее, считая, что он умер около 452 года[Л 18][Л 19]. Модель Бари во многом основывалась на авторитете её создателя; её критика в итоге была основана на отсутствии объяснений двух разных дат смерти, указанных в летописях, и привела к созданию «Концепции двух Патриков»[Л 3]. К. Хьюз в «Новой истории Ирландии», отмечая значительную литературу вопроса и его сложность, считает наиболее вероятной датировку деятельности Патрика 461—492 годами[Л 20].
2. Жития и легенды
Мурьху и Тирехан (Tírechán), авторы первых житий святого Патрика, созданных уже в VII веке, по-видимому, читали Confessio, но достаточно вольно разбавляли его историями откровенно сказочного содержания[Л 5]. Оба автора опирались на более раннее произведение, ныне утерянную «Книгу Ультана» (Book of Ultán)[Л 21]. Мурьху пишет, что нашёл четыре имени Патрика, записанные в этой книге: Магон (Magonus, знаменитый), Суккет (Succetus, бог войны), Патрикий (Patricius, знатный человек — по ряду свидетельств, это прозвище было дано ему в насмешку в рабстве и трансформировалось позже в имя[8]) и Котиртиак[Л 13] (Cothirtiacus, так как он обслуживал четыре дома друидов[36])[П 9], а также свидетельства об имени матери Патрика[П 7].
Монастырь в Арме весьма активно пользовался именем своего легендарного основателя, чтобы стать главным религиозным центром Ирландии (что предполагало и большое политическое влияние)[Л 5]. В преданиях упоминаются чудеса, происходившие вокруг жадного хозяина, не желавшего честно отдать святому Патрику часть местных земель[Л 2], и легенда о смерти святого, согласно которой он, чувствуя смерть, спешил в любимый город, но был остановлен ангелом с целью, чтобы в Арме святой запомнился живым[Л 2][27]. Вероятно, связь святого и Армы является исключительно вымышленной; однако это весьма ранняя традиция, не имеющая строгой локализации[Л 3].
Две наиболее популярные легенды, связанные с именем Патрика, говорят о том, что он принёс в Ирландию письменность и что он изгнал оттуда всех змей[8][Л 22][1]. Однако письменность на остров проникла ещё раньше через романизированную Британию, а змеи исчезли независимо от Патрика[37].
Житие (Vita sancti Patricii) Мурьху мокку Махтени (moccu Machtheni) датируется концом VII века[Л 23]. Оно было написано по просьбе епископа Аэда (к которому в «Житии…» есть обращение[Л 13]), умершего в 700 году[Л 5]. И Мурьху, и Аэд участвовали в соборе 697 года в Бирре, вследствие чего, по мнению Л. Билера, «Житие…» и было написано после достижения соглашения, по которому во всей Ирландии принимались римский счёт Пасхи и форма тонзуры, а святой Патрик признавался апостолом всей Ирландии[Л 5]. Произведение было написано в том числе с целью утверждения первенства монастырского центра в Арме, с чем связан ряд содержащихся в нём легенд[Л 5].
Житие святого Патрика авторства Мурьху сохранилось в трех рукописях: в Книге из Армы[38], написанной до 845 года (в этом году умер её писец Фердомнах)[Л 24], в рукописи из Брюссельской королевской библиотеки[39] XI в. и в рукописи из Венской национальной библиотеки[40] конца VIII в.[Л 25] Книга из Армы и представляет наибольший интерес для исследователей[Л 5], так как в ней содержатся также произведения самого Патрика, его «Деяния» (Collectanea) в изложении епископа Тиренаха, примерно тех же, что и у Мурьху, лет написания, и оправдывающий первенство Армы среди ирландских монастырей текст Liber Angeli.
Текст «Жития…» скорее содержит представления церковных кругов VII века о древней Ирландии, нежели является достоверным описанием[Л 5].
Согласно Мурьху, после первого пленения Патрик попал на семь лет в услужение к выкупившему его друиду по имени Милух мокку Бойн; далее в тексте проясняется, что Патрик служил в хозяйствах четырех друидов, откуда происходит одно из его имён — Котиртиак (искаж. «четыре дома»[Л 5], что является искажением: в V веке имя Patricius могло быть произнесено ирландцем как Cotrigios, что далее уже могло быть переосмыслено[Л 5]). Далее святой Патрик прибыл в Темру, ко двору верховного короля Ирландии Лойгуре, сыну Ниалла. При дворе короля служило множество друидов; двое из них заранее предсказывали[27], что из-за моря придёт новый обычай, который «изничтожит богов их со всеми их искусными деяниями». При этом Мурьху, упоминая, что древний язык малопонятен[Л 5], приводит всё же стихотворный текст пророчества (учитывая отсылку на алтарь на западе — древний, вероятно, восходящий к V веку[Л 26]):
Придет бритоголовый
Из-за моря безумного,
Его плащ с дырой для головы,
Его посох загнут наверху,
Его стол на западе его дома;
Все его люди ответят:
«Аминь, аминь»[Л 27]