Смекни!
smekni.com

Артемий церковный деятель



План
Введение
1 Биография
Список литературы

Введение

Артемий (? — начало 1570-х) — русский церковный деятель и публицист XVI в., приверженец нестяжателей, выступавший против иосифлян.

1. Биография

Принял постриг на Вологодчине, «от рук» Корнилия Комельского. Ок. 1536 поселился в Порфирьевой пустыни на Белоозере, где вместе с Феодосием Косым, Игнатием и Вассианом выступил с учением, в котором осуждал церковное землевладение, привилегии духовенства, порицал церковную обрядность. Проповедовал нравственное самоусовершенствование, поощрял тягу к знаниям, терпимость к еретикам. При этом, ересь Артемия имела мягкий характер, в церковных догматах он нисколько не расходился с устоявшимися взглядами. Находясь в пустыне, переписал с разных списков «Постнические словеса» свт. Василия Великого.

В 1551 назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря, который через полгода самовольно покинул из-за разногласий с иосифлянами и ушёл в Порфирьеву пустынь. Князь А. М. Курбский пишет, что Артемий ушёл из-за «многаго ради мятежу и любостяжательных… мнихов»[1].

В 1553 вызван в Москву как свидетель на церковный собор по делу Матвея Башкина. В 1554 отлучен от церкви как еретик и сослан в Соловецкий монастырь под наблюдение игумена Филиппа (Колычева), будущего московского митрополита, откуда в тот же год сбежал в Великое княжество Литовское. Сначала жил в Витебске, затем в Слуцке при дворе князя Юрия Юрьевича Олельковича, где учил богословию в школе. Выступал против католичества и лютеранства, занимался переводом религиозных книг на церковнославянский язык.

Артемию принадлежит 14 посланий, написанных белорусским полууставом. В посланиях Ивану Грозному он выступает за расширение письменности среди русского народа, советует царю обращать больше внимания на развитие науки и образования. Из 14 посланий 9 направлены против реформационного движения в Великом княжестве Литовском.

Артемий был знаком с известным просветителем того времени Симоном Будным, жившим тогда же в Слуцке, вёл с ним активную полемику. Захария Копыстынский в «Палинодии» (1621—1622) назвал «преподобного Артемия инока» первым среди русских церковных учителей, «который, споспешествующу ему Господу, в Литве от ереси арианской и лютеранской многих отвернул, и през него Бог справил, же ся весь народ русский в Литве в ереси тыи не перевернул»[2].

Список литературы:

1. РИБ. Т. 31. Ч. 1. Стб. 335

2. РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 913

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Артемий_(церковный_деятель)