Смекни!
smekni.com

Столкновение ценностей модернизации и традиционализма в русской истории в конце XIX начале XX (стр. 6 из 6)

На съезде выявились два течения внутри российской социал-демократии: одно, шедшее за Лениным, большевистское, и другое, возглавляемое Мартовым, меньшевистское. Возникшие тогда разногласия касались вопроса о членстве в партии, которую большевики видели организацией профессиональных революционеров, с чем не соглашались меньшевики.
Весной 1905 г. в Лондоне был проведен III съезд партии, который утвердил ленинское понимание тактики социал-демократии в революции. Непременным условием победы демократической революции Ленин считал союз рабочего класса и крестьянства при руководящей роли пролетариата и изоляции либеральной буржуазии. Главной задачей партии съезд признал подготовку вооруженного восстания против самодержавия. Руководимые Лениным большевики с энергией проводили эти решения в жизнь. Программные установки социал-демократов находили поддержку в рабочей среде, где не придавалось значения расхождениям между большевиками и меньшевиками.

Иваново-Вознесенский Совет рабочих депутатов. В мае началась стачка рабочих Иваново-Вознесенского текстильного района, подготовленная при участии социал-демократов. Выступлением рабочих руководили большевики Ф. А. Афанасьев, М. В. Фрунзе, Ф. Н. Самойлов. Бастовало около 70 тыс. рабочих. Рабочие Петербурга, Москвы, Ярославля, других городов оказывали им материальную помощь. В ходе стачки возник первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. По составу чисто рабочий, Совет действовал как орган реальной власти. Он следил за порядком в Иваново-Вознесенске, вел переговоры с фабрикантами и властями, запретил повышать цены на продукты и выселять рабочих из фабричных казарм. Были закрыты винные лавки и запрещены азартные игры. Иваново-Вознесенская стачка продолжалась 72 дня и завершилась в конце июня. Рабочим удалось добиться незначительных экономических уступок, но они показали свою политическую зрелость и организованность. Найденная ими форма — Совет рабочих депутатов — быстро стала достоянием рабочих всей России.

6. Заключение.

Состояние полупериферийности России было застойным, имело тенденцию воспроизводиться. «Догоняющий» характер развития страны к началу XX в. приобрел вид национальной традиции. Отсюда многочисленные противоречия модернизации. Полуфеодальное государство играло в ее рамках роль «диктатуры развития» — авторитарной политической системы, насильственным путем принуждавшей страну к экономической модернизации. Подчас интересы прогресса и «диктатуры развития» расходились (при Николае I). Но иногда они оказывались связаны (при Александре III). Демократизация в таких условиях могла подрывать «диктатуру развития» как основу модернизации и тормозить последнюю. Существование монополий, стремившихся к сверхприбылям, было препятствием для развития социальной политики, учитывавшей интересы рабочих и гарантировавшей им достойный уровень жизни. А ведь социальные реформы стали в XX в. одним из непременных условий стабильности общества.

Теперь что касается противопоставления старого, земского и нового, «освобожденческого» либерализма. Последний тесно связан с реформистской традицией в социал-демократии, а многие его представители вышли из «легальных марксистов». Освобожденцы принесли с собой в либеральное движение политический радикализм. Готовность к активной борьбе против самодержавия (не ограничивающейся «банкетной кампанией», которой прославились земцы). Но основы их взглядов были общими. Либералы считали, что права личности — высшая ценность, они должны защищаться только правовым путем и в рамках права, так что главной задачей политической борьбы является конституционная реформа. Монарх должен гарантировать стабильность новой политической системы, а демократический элемент власти — народное представительство — ее соответствие интересам населения. В современной исторической науке противопоставляются буржуазная экономика и «моральная экономика» крестьянства, ориентированная не на прибыль, а на пропитание. В рамках последней интенсивные пути развития хозяйства осуждались как нечестные. Требование «черного передела» означало надежду крестьян на экстенсивные пути развития. Крестьяне противостояли либеральным реформам, поскольку условиями жизни в общине были приучены к конформизму, единогласию, ориентации на общего лидера, идеалом которого выступал царь или даже Бог.

Одним из лозунгов эсеров стал аграрный террор, а большевики акцентировали роль единомыслия, сплоченности в работе партии. Эти общинные принципы были хорошо понятны бывшим крестьянам. Поэтому революционное движение в России выступает не столько как попытка разрешить противоречия между феодальным прошлым и модернизацией, сколько как проявление противоречий, рожденных одним из преходящих этапов модернизации — усиленной урбанизацией.

Для понимания причин ленинской ориентации на пролетариат как единственную силу, способную освободить Россию, надо обратить внимание на то, что материалы российской статистики, на которые опирался В. И. Ленин, были искаженными: масса мелких фабричных заведений статистикой не учитывалась, и потому получалось, что по концентрации труда и капитала мы превосходим более развитые западные страны. К тому же Ленин считал всех крестьян, продававших свой труд и сдававших землю в аренду (а среди них были и богатые), пролетариями и полупролетариями, поэтому, по его подсчетам, количество пролетариев в России достигало 22 млн человек. Это в 2,5—3 раза больше, чем по современным данным. В итоге Ленин считал капитализм в России господствующим способом производства, в то время как это был лишь один из укладов хозяйства, наряду с другими определявший жизнь страны.

7. Список используемой литературы:

1) Св. Дмитрий Ростовский. Руно орошенное. Чернигов, 1696

2) Аверинцев С. С. Красота изначальная // Наше наследие, М, 1988

3) Грачева А.М. Древнерусские повести в пересказах А.М Ремизова // Русская литература, Л, 1988

4) Лосев А.Ф. Гибель буржуазной культуры и ее философия // В кн.: Россия и Европа: опыт соборного анализа. М., 1992. С.297-298.[1]

5)Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996. С.505. [2]

6) Леонтьев, Избранные письма. СПб., 1993. С.437. [3]

7) Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920 год. М., 1990. С.797. [4]

8) Журавлев В.В. Политическая история России. - М: Юристъ, 1998 г.

9) Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914) - М: 1995 г.

10) Платонов С.Р. Лекции по русской истории. С-Пб, 1996 г.

11) Сахоров А.Н. (Ред.) История России с начала XVIII до конца XIX века, - М, 1998 г.

12)Шелохаев В. Идеология и политическая организация Российского либерализма, Москва 1991 г.