Министерство образования и науки РФ
МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права»
Кафедра социологии и философии
Контрольная работа
по Отечественной истории.
Тема: «Столкновение ценностей модернизации и традиционализма в русской истории в конце XIX– начале XXвека»
Выполнила:
студентка группы 1ЮП1
Сафронова Мария
Проверила:
к. ф. н. доцент
кафедры социологии и философии
Карпова Светлана Александровна
г. Волжский 2009 г.
Содержание:
1.Введение
2. Россия и мировая цивилизация
3. Рост сил консерваторов
4. Русский либерализм
а) Либеральное движение в пореформенную эпоху
б) «Новый» либерализм
5. Развитие крестьянского и рабочего движения
6. Заключение
7. Список используемой литературы
1.Введение:
Говоря о силах государственного и общественного традиционализма, надо учитывать, что под этим понятием имеется в виду в данном случае весь комплекс антимодернизационных движений. Народный традиционализм был неотделим от архаики. Собственно, медленное движение России по пути модернизации во многом связано со слабостью развития традиционализма — сословного общества и христианского просвещения народа.
Главная задача—оценить место России в модернизационном процессе конца XIX – начала XX вв. и понять, почему именно здесь социальные противоречия приобрели наиболее острый характер.
2. Россия и мировая цивилизация.
Одним из наиболее действенных способов сущностного постижения современной России и перспектив ее развития является глубинное ретроспективное рассмотрение всей более чем тысячелетней отечественной истории. Значительная часть, если не большинство, проблем и бедствий, терзающих страну и народ, лишь при поверхностном рассмотрении могут быть атрибутированы как явления только нашего времени. На самом же деле они имеют длительную предысторию, неоднократные проявления в прошлом, устойчивость и укорененность в национальном бытии.
В XVIII столетии произошло, с одной стороны, решение стратегических задач, стоявших перед Россией еще в допетровское время: выход к морям, продвижение на Запад, усиление европеизации страны. С другой стороны, форсированная вестернизация общества, особенно его элиты, привела к драматическим событиям вроде бироновщины и забвению собственных традиций.
Древнерусское наследие начинает привлекать внимание после подъема национального самосознания в войну 1812 года, и постепенно к рубежу XIX-XX веков в России сложился удачный синтез западного динамичного опыта и собственных оригинальных традиций. Но очередной катаклизм в виде крушения империи привел к новым перекосам, которые стали выправляться после тяжелейших испытаний в годы Второй мировой войны.
В современных условиях, когда эйфория от ожидаемого преуспеяния по западному образцу улетучилась и мы вновь оказались перед лицом насущных проблем, которые необходимо решать самим, многовековый опыт нашего народа поможет найти верные основания для устойчивого существования в будущем и преодоления кризиса в настоящем. В свое время немка Екатерина II правильно поняла задачи, цели и традиции государства Российского и, разумно их сочетая с европейским опытом, добилась процветания страны. Не чужда ей была и древнерусская история, на темы которой она создала ряд сочинений назидательно-просветительного толка.
Если исходить из оценки общественного развития России в целом, то ситуация в XVIII-XX веках складывалась примерно по такой схеме. В период радикальных петровских реформ и эпохи просвещенного абсолютизма XVIII века произошел раскол общества по культурно-поведенческому принципу. С одной стороны, сложилась элитарная, ориентированная на Запад, утонченная, во многом манерная и салонная культура дворянских верхов, к которой отчасти тяготели средние слои. С другой стороны, существовала культура простонародья, продолжавшая во многом сохранять допетровские традиции, особенно в старообрядческих слоях.
Обрушившиеся три революции, гражданская война, последующие события 20-30-х годов нанесли урон отечественной культуре, сравнимый лишь с татаро-монгольским нашествием, а по воцарившейся бездуховности, торжеству неопаганизма, уродливому культу вождей, превзошедшему богопочитание римских императоров, по тотальному истреблению основ были превзойдены все катастрофы, в том числе "Смутное время" начала XVII века.
Великая Отечественная война заставила несколько одуматься и приостановить дикий процесс разрушения собственной культуры. Постепенно, идя трудным, болезненным путем, начался процесс возрождения, восстановления, реставрации былого. Этот процесс и сейчас идет непросто, имеет негативные аспекты, не всех устраивает, но он объективно необходим. И существенным является то, что при восстановлении основ за эталон берутся часто древнерусские образцы. Возрождаемая иконопись ориентируется на лучшие творения допетровского периода. Строящиеся храмы повторяют мотивы средневекового зодчества. Древнерусская тематика стала одной из самых притягательных для всех слоев общества.
В русле отмеченных закономерностей следовала отечественная культура XVIII-XX веков. Если в верхах преобладало увлечение французской и немецкой литературой, философией, музыкой, театром, то в низах сохранялись традиции древнерусского наследия. Однако с середины XIX века наметился перелом в этом процессе. Русская средневековая культура, как это видно на примере иконописи, начинает извлекаться из небытия, но процесс обращения к истокам шел длительным и драматичным путем.
В XIX веке на русском небосклоне вновь ярко начинает светить путеводная звезда святой Софии Премудрости Божией, а софиология становится одним из ведущих духовных течений.
Процесс возрождения духовных основ, идущий трудным путем в нашей стране, перекликается, а теперь и начинает смыкаться с идейными течениями русского зарубежья, культивировавшего традиции отечественной духовности в иных специфических условиях.
В сохранение древнерусских традиций особый вклад внесли старообрядцы. Всегда гонимые, вынужденные бежать в отдаленные края Отчизны и зарубежные страны, они спасли множество древних рукописей, икон, произведений искусства, из которых составились прекрасные собрания наших ведущих музеев и книгохранилищ. Старообрядчество представляет сложное, многоликое образование. В нем соединены как допетровские традиции, так и черты, присущие сектантству Нового времени (отрицание в некоторых толках священства и ряда обрядов). Отсутствие государственной поддержки заставляло их быть сплоченными и энергичными, разрыв с официальной церковью приводил к росту независимого мышления, своей интерпретации догматических проблем, к развитой и самобытной собственной книжной культуре, хранящей до сих пор традиции древнерусского рукописного мастерства.
Русская мысль, выраженная в прекрасной художественной форме, обжигающая публицистическим пламенем, сильная своей болью за судьбы Отечества, вновь обращается к гражданскому самосознанию всех и совести каждого, призывая глубоко вдуматься в основы нашего бытия и осознать свое подлинное предначертание.
Культура России является таким же неотъемлемым компонентом общечеловеческого наследия, как и древнерусская культура—частью мировой цивилизации. Высоким достоинством этой культуры выступает не только ее самобытность, но и открытость, стремление усвоить, творчески переработать, внести свой смысл в ценности, воспринятые от иных народов.
3. Рост сил консерваторов.
Консерватизм ушедший в оборону заведомо обречен. В начале XX века терявшая опоры монархия, словно повисала в воздухе, и было уже невозможно ждать естественного развития событий, не предпринимая никаких действий. Один из законов политической жизни состоит в том, чтобы захватить инициативу прежде, чем объективная реальность потребует принятия мер. Консерваторы, в отличие от своих либеральных современников, первыми уловили признаки надвигающихся потрясений и смогли зафиксировать их в дневниках и письмах, не предназначенных для всеобщего обозрения.
Эсхатологические прогнозы судьбы России можно выявить еще в русской консервативной мысли XIX в. Наибольший интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляют взгляды К.Н. Леонтьева (1831 - 1891) в которых причудливо соединилась мечта о великой миссии России и ощущение неотвратимости революционного взрыва. Именно в относительно благополучную для самодержавия эпоху Александра III Леонтьев предрек неизбежное крушение существующего строя. Имперское величие не смутило Леонтьева, заметившего, что “даже самые великие политические успехи наши и в Азии, и в Европе таят в себе нечто трагическое и жестокое… господствуя, мы расплываемся в чем-то неслыханно космополитическом… Не повторяем ли мы в новой форме историю старого Рима? Но разница в том, что под его подданством родился Христос, под нашим скоро родится - Антихрист?..” [2]. В последние годы жизни, Леонтьев разуверился в прочности самодержавной системы России. Неожиданно он сделал ставку на социализм, пытаясь наделить социалистическую доктрину теми качествами, которые ценил в самодержавной России. Ему стало казаться, что историческая роль социализма на российской почве состоит в том, что бы возродить под новой оболочкой старые имперские и антизападнические тенденции. В 1889 г. он высказал мнение о том, что в ХХ и ХХI вв. социализм будет играть ту роль, которую некогда играло христианство. “То, что теперь - крайняя революция, станет тогда охранением, орудием строгого принуждения, дисциплиной, отчасти даже и рабством... Социализм есть феодализм будущего... в сущности либерализм есть, несомненно, разрушение, а социализм может стать и созиданием” [3]. Смешение апокалиптических прогнозов Леонтьева о рождении Антихриста из недр России с рассуждениями об “охранительном социализме” парадоксально только на первый взгляд. Эсхатология и утопия всегда шли в сознании россиян рука об руку.