Смекни!
smekni.com

Смутное время в России 3 (стр. 4 из 4)

Вывод:

В связи с укреплением дипломатических отношений и расширением территории Росси. Россия получила большое преимущество по отношению к другим странам.

5. Церковная реформа и ее последствия для духовнойжизни и культурного

развития страны.

Церковная, реформа диктовалась, необходимостью укрепит дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности, во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия.

В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др. Сын мордовского крестьянина Никон ( в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Кожеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом Московского Новоспасского монастыря — родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским (как раз во время новгородского восстания 1650 г.) Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный и «крутой» патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. 3а образец были взяты греческие правила и обряды.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы: старых порядков — старообрядцы отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам — греческим или русским— унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против солнца и т. д.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедя­ми раскол учителей, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стека­лись противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.

Предводители старообрядчества протопоп Аввакуми его единомышленники были сосланы в Пустозерск (низовье Печоры) и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.- Стех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещёнию- самосоженнию в ответ на приход в мир Никона –Антихриста. Трагически сложилась судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула великого государя, святейший явно переоценил свои силы. В 1658г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. В 1666г. церковный собор с участием Александрийского и Антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов: Константинопольского и Иерусалимского, сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки знаменитый Ферапонтов монастырь под Волгой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер 1681 неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново- Иерусалимском монастыре под Москвой г. Истра, который сам и построил по тому же плану, что и иерусалимские святыни, Москва виделась Никону истинным центром мирового христианства.

Вывод:

Идеологический кризис, охвативший религиозную жизнь России, помог раздвинуть горизонты на внешне политические отношения с другими государствами.

Список литературы:

1. История Росси: Учебник для вузов

Авторы: А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. (2004год)

2. История Росси

Авторы: А.А. Чернобаев, И.Е.Горелов, м. Н. Зуев, А.И. Комисаренко, И. В. Курукин, А. А. Преображенский, В. А. Федоров.(2003 год)

3. История с древних времен до конца XVII века: Институт Российской истории РАН

Авторы: А.Н. Сахаров, А. П. Новосельцев, В.И. Буганов, В. Д. Назаров (1999 год).