Смекни!
smekni.com

Севастопольское восстание 1905 (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Предыстория
2 Восстание
2.1 11 ноября
2.2 12 ноября
2.3 13 ноября
2.4 14 ноября
2.5 15 ноября
2.6 16 ноября

3 Итог

Список литературы
Севастопольское восстание (1905)

Введение

Севастопольское восста́ние — вооружённое выступление матросов Черноморского флота и солдат Севастопольского гарнизона, рабочих порта и Морского завода, произошедшее во время первой русской революции с 11 (24) ноября по 16 (29) ноября 1905 года.

1. Предыстория

В октябре 1905 года всероссийская политическая стачка распространилась по всей России. Сложная ситуация складывалась и в Крыму: 10 октября забастовали железнодорожники на станции Джанкой и на Феодосийской железнодорожной линии, остановилась Николаевская железная дорога, 11 октября перестали работать железнодорожники станции Симферополь, 14 октября в Севастополе по Нахимовскому проспекту прошла демонстрация, разогнанная солдатами 50-го пехотного Белостокского полка. 17 октября в Ялте закрылись все учреждения и учебные заведения, магазины и банки. 18 октября в Симферополе забастовали работники типографий и табачных фабрик, служащие почтово-телеграфной конторы, закрылись магазины.

Вечером 18 (31) октября 1905 года в Севастополе был получен текст манифеста 17 октября. Первоначально известие было воспринято в городе положительно, народ ликовал, люди обнимались, поздравляли друг друга. Однако вскоре ситуация изменилась. Около Военно-морского музея собрался стихийный митинг. После митинга его участники вместе с присоединившимся к ним портовыми рабочими, ремесленниками двинулись на демонстрацию по улицам города. Демонстранты, возглавляемые известным в Севастополе народовольцем Н.И. Емельяновым подошла к зданию городской думы, из неё на собрание думы были направлены делегаты. Толпа демонстрантов достигала 8-10 тысяч человек. Под влиянием лозунгов демонстрация переросла в политическую, был разорван портрет Николая II, принято решение следовать к тюрьме для освобождения политических заключенных. Среди прочих, на митинге у тюрьмы выступил лейтенант П. П. Шмидт. По до конца не выясненной причине толпа была разогнана выстрелами 49-го пехотного Брестского полка, при этом погибло 8 и было ранено 50 участников митинга. Вечером того же дня Шмидт обратился в думу с требованием о наказании виновных в гибели демонстрантов.

Несмотря на то, что в городе практически сразу было объявлено военное положение, среди властных структур наблюдалась некоторая неразбериха. Главный командир Черноморского флота Г.П. Чухнин в это время находился в море вместе с Морским министром А.А. Бирюлевым[2], градоначальник контр-адмирал А. Спицкий практически самоустранился от ведения дел, комендант крепости генерал-лейтенант В. Неплюев (исполнявший в отсутствие Г.П. Чухнина обязанности генерал-губернатора) также не проявлял особой активности. Таким образом, фактически на несколько дней власть в городе перешла к городской думе и городскому главе А.А. Максимову.

19 октября собралась городская дума, на заседании кроме входящих в состав думы гласных присутствовали «делегаты от народа», среди которых П.П. Шмидт и И.П. Вороницын. По свидетельству самого Вороницына на заседании присутствовал и только что назначенный товарищем министра внутренних дел князь С.Д. Урусов[3], который не мог выехать в Петербург в связи забастовками железнодорожников. На заседании было принято решение о создании дружин собственной охраны (народной милиции), которая должна была патрулировать город вместо полиции и армии. В тот же день забастовали Реальное и Техническое училище, закрыта классическая гимназия, торговые и промышленные заведения, проходят митинги. Вечером того же дня с моря возвращается Главный командир Черноморского флота Г.П. Чухнин.

20 октября, состоялись похороны жертв расстрела, собравшие около 10 тысяч демонстрантов[4]. На похоронах П. П. Шмидт также выступил с речью, ставшей известной как «клятва Шмидта»: «Клянемся в том, что мы никогда не уступим никому ни одной пяди завоеванных нами человеческих прав». Вечером того же дня Шмидт был арестован, и заключён на флагманский эскадренный броненосец «Три святителя», было возобновлено следствием дело «о потере им казенных денег». Городская дума немедленно заявила ходатайство о его освобождении.

21 октября Чухнин проводит совещание об обстановке в городе и мерах по её нормализации, на котором городской голова Максимов предлагает уступить свой пост уже арестованному П.П. Шмидту. По результатам совещаний адмирал запретил матросам посещать митинги, собрания, распространять и читать «преступную» литературу, постановление городской думы от 19 октября объявлены недействительными, запрещено публиковать реферат ее чрезвычайного заседания в «Крымском вестнике» (22 октября газета вышла с пустой страницей), была распущена народная милиция, просуществовавшая всего три дня, на улицы Севастополя возвращены полицейские.

22 октября Чухнин удалил войска с улиц города, а уже 24 октября начались волнения в порту, 27 октября забастовали рабочие в портовых мастерских, 30 октября к ним присоединились мастеровые жестяночного цеха, а 31 октября каменщики и штукатуры.

26 октября рабочие Севастополя избрали Шмидта «пожизненным депутатом» Совета, который потребовал немедленного освобождения Шмидта, как их депутата. К нему присоединились участники митинга проходившего 30 октября на Приморском бульваре. 2 ноября из-за ухудшившегося здоровья Шмидта перевели в госпиталь. Утром 3 ноября Шмидт вышел из палаты и увидел, что часовых охранявших его нет, беспрепятственно покинул госпиталь. Шмидту было запрещено появляться на митингах, его увольнение было ускорено и состоялось 7 ноября.

К середине ноября ситуация в городе ухудшилась. 8 ноября на крейсере «Очаков», проходившего приемные испытания перед сдачей в строй проявились первые признаки брожения. В августе на него была назначена команда из 385 матросов, в большинстве своём новобранцев. Кроме того, среди рабочих Сормовского завода, находившихся на крейсере для установки машин имелись несколько человек социал-демократов, проводивших активную агитацию. Кочегарная и машинная команда, собравшаяся на летучий митинг, отказалась повиноваться командиру, предложившему матросам разойтись по своим помещениям. Когда командир стал грозить им наказанием, из толпы раздались возгласы возмущения, послышались даже крики: «Долой командира!». 9 ноября при поднятии флага команда не ответила командиру на его приветствие, а потом, собравшись на нижних шканцах, опять стала кричать: «Долой!». Прибывшему на крейсер военно-морскому прокурору жаловались на грубость командира, на скверную пишу и требовали, чтобы офицеры ежедневно объясняли события и вообще беседовали с командой на политические темы. Весь этот день среди матросов наблюдалось брожение. Особенно выделился машинист Гладков, говоривший с прокурором и руководивший командой. 10 ноября ситуация ухудшилась до того, что командир перестал здороваться с командой.

9 ноября вновь забастовали учащиеся средних учебных заведений Севастополя: реального училища, женской гимназии, мужской прогимназии. 10 ноября после проводов демобилизованных матросов состоялся большой митинг, вылившийся в мощную демонстрацию.

2. Восстание

2.1. 11 ноября

11 ноября должны были состояться выборы в Совет рабочих, матросских и солдатских депутатов. В связи с этим планировалось проведение больших митингов у матросских и солдатских казарм. Адмирал Чухнин, чтобы не допустить проведения митинга у флотских казарм, направил туда сводный отряд из матросов флотских экипажей и солдат Белостокского полка, которые заняли выходы из казарм и не выпускали матросов на митинг.

В начавшимся провотистоянии матрос К. Петров выстрелил из винтовки в штабс-капитана Штейна, возглавлявшего учебную команду 50-го Белостокского полка, и убил его и в контр-адмирала Писаревского — старшему флагману дивизии, ранев его. К. Петров был схвачен, но практически сразу освобожден матросами. После этого дежурные офицеры были арестованы, обезоружены и отведены в канцелярию. Утром они были освобождены, но изгнаны из казарм.

К восставшим матросам флотской дивизии присоединились солдаты Брестского полка, крепостной артиллерии, крепостная саперная рота, а также матросы дежурной роты броненосца «Синоп», посланной Чухниным для усмирения восставших.

В ночь на 12 ноября был избран первый Севастопольский Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов, который возглавил И. Вороницын.

11 ноября «Очаков» вышел в море для пробы башенных орудий, а по возвращению в порт вечером команда узнала о событиях в экипажах.

2.2. 12 ноября

12 ноября в городе началась всеобщая забастовка. Значительная часть матросов флотской дивизии и часть солдат Брестского полка поддержали восставших.

Утром 12 ноября состоялось первое заседание Севастопольского Совета. К вечеру были выработаны требования восставших: созыв Учредительного собрания, установление 8-часового рабочего дня, освобождение политических заключенных, отмена смертной казни, снятие военного положения, уменьшение срока военной службы. Был создан исполнительный орган Совета — «Матросская комиссия», в которую вошли: Н. Ф. Кассесинов (28-й флотский экипаж), П. К. Кудымовский (28-й флотский экипаж), И. Д. Рыбалка (29-й флотский экипаж), П. И. Фоменко (учебный отряд), М. Ф. Щепетков (учебный отряд) и другие.

В ночь на 13 ноября Брестский полк был выведен из города в лагеря Белостокского полка. Город был объявлен на военном, а крепость на осадном положении.

2.3. 13 ноября

13 ноября началось восстание на крейсере «Очаков». Офицеры вместе с кондукторами покинули корабль. Восстание возглавили С. П. Частник, Н. Г. Антоненко и А. И. Гладков.

14 ноябряВо второй половине дня 14 ноября на «Очаков» прибыл лейтенант Шмидт, подняв на нём сигнал: «Командую флотом. Шмидт». 15 ноября

В ночь на 15 ноября ударные отряды овладели минным крейсером «Гридень», миноносцем «Свирепый», миноносцами № 265, № 268 и № 270 и несколькими мелкими судами, а в порту захватили некоторое количество оружия. Тогда же к восставшим присоединились экипажи канлодки «Уралец», миноносцев «Заветный», «Зоркий» и учебного корабля «Днестр», минного транспорта «Буг».