Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
тема:
Состояние прав человека в современной России
Красноярск 2009
Содержание
Введение
1.Понятие прав человека
2. Классификация прав человека
3. Современное содержание прав и свобод человека в России
4. Механизмы защиты прав человека
5. Основные нарушения прав человека и угрозы правам человека в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прошло уже более пятнадцати лет со дня введения действующей Конституции РФ, мы, естественно, обращаемся ко времени ее принятия, вспоминаем, чего с ее помощью хотели достичь, и сравниваем это с тем, что имеем сегодня.
Многие, оценивают это пятнадцатилетие различно, подчас противоположным образом, но, независимо от этого, очевидно, что страна существенно изменилась. Соответственно изменился взгляд на Конституцию: мы лучше понимаем, в чем она нам помогает, а в чем помочь не может, надо ли нам сохранять ее в неизменном виде или следует как-то исправить либо даже вообще заменить другой. Но понимание это у всех неодинаково, потому что общество наше остается расколотым, а это значит, что Конституция РФ пока что не выполнила своей интегративной задачи.
К сожалению, реализация Конституции РФ пока что во многом не оправдывает надежд ее разработчиков. Впрочем, сейчас вполне очевидно, что такие ожидания не имели под собой сколько-нибудь заметных социальных оснований.
Тысячелетняя история российской государственности не породила в обществе демократических традиций, скорее наоборот - развила у подавляющей части общества характерную для Востока психологию пассивной надежды на доброго царя (барина), отношение к чиновничьему лихоимству, эксплуатации и обману со стороны работодателей как к неизбежности, отношение власти к человеку лишь как к материалу или инструменту достижения тех или иных целей. Защита от этого виделась лишь в общинной солидарности, которая имела, впрочем, весьма ограниченные рамки и, исходя из понимания справедливости как уравнительности, сковывала развитие индивидуальной инициативы.
Традиции царского самодержавия и ставшего его историческим продолжением советского тоталитаризма в очень большой степени ощущаются и сегодня. Не приходится поэтому удивляться, что процесс формирования конституционного строя в нашей стране оказался весьма медленным и противоречивым.
Рассмотрим развитие и реализацию одного из главных конституционных институтов, составляющего смысл существования любой конституции, - права человека, которые характеризуются в ст. 2 Конституции РФ как высшая ценность, подлежащая признанию, соблюдению и защите государством.
Перечень конституционных прав и их конституционные гарантии в основном выглядят безупречно. Что же касается их реализации, то ситуация у нас в стране далеко не безоблачна - конституционные и законодательные гарантии нередко не соблюдаются, и сегодня, спустя пятнадцать лет после принятия Конституции и вступления ее в силу, сколько-нибудь существенного улучшения не видно.
Сегодня высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Поэтому неслучайно, что изучение прав человека особо значимо.
Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила права человека как приоритетные и наиболее значимые ценности, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.
Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности.
Таким образом, проблема прав человека является в современном мире сложной и многоплановой, имеет множество аспектов, а, следовательно, требует научной оценки.
Актуальность изучения данной темы определяется тем, что в современном демократическом государстве личные права человека представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой».
Конституция России признает права и свободы человека высшей ценностью, которой все остальные о6щественные ценности не могут противоречить. [24]
1. Понятие прав человека
В современном мире общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В этом плане права человека являются не государственно-правовой, конкретно-юридической категорией, а обще-социальным понятием. Их основные характеристики определяются тем, что: во-первых, они вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития человеческой цивилизации в целом; во-вторых, эти права складываются объективно в результате социально-экономического и политического развития общества, они не зависят от государственного признания; в третьих, права человека принадлежат индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо юридических факторов; в-четвертых, эти права являются неотчуждаемыми, они неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности. Таким образом, права человека как общесоциальная категория представляют собой объективно складывающиеся в результате закономерного развития человеческой цивилизации и вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности в обществе и государстве. [7]
Человек - это разумное существо, обладающее даром мышления и речи. Этим он отличается от всех иных биологических индивидов. Человек - существо не только биологическое, но и социальное, он находится в сложной системе отношений с другими людьми, осознает и аккумулирует в себе окружающую его действительность, способен изменять ее или, по крайней мере, влиять на нее.
Система прав человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В последнее время ученые все чаще говорят о так называемых «трех поколениях прав человека». [8]
«Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы Соединенных Штатов Америки за свою независимость. Политические права были направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности государственной власти, не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо от их социального положения.
«Второе поколение» прав человека формировалось под действием ряда факторов объективного и субъективного свойства. В конце IX - начале XXстолетия стали происходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленно-развитых стран. Демократизация капитала, сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, концентрацией производства и возрастанием роли рабочего (профсоюзного) движения стали главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права. Прежде всего, к ним относят право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице и т.д.
Наконец «правами третьего поколения» принято считать так называемые «права солидарности», имеющие надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, на безопасную экологию, право пользования экономическим и культурным потенциалом человечества.
В статье 2 Конституции Российской Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность, остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Однако отношение к «правам человека» в России в значительной степени иррационально, для многих почти мистично: не имея четкого представления о самих «правах человека», люди верят в силу этих двух слов. В этом случае словосочетание «права человека» выступает в роли своего рода народного заклинания, оберега от «государственной порчи», универсальной мистической отмычки к государственным дверям в справедливость. «Права человека» в лексиконе российской политической элиты и бюрократии - термин для внешнего употребления. Совершенно не понятно, что в России понимают под «правами человека». По тому, как и в каких ситуациях люди употребляют словосочетание «права человека», ясно лишь, что вкладываемый в него смысл либо чрезмерно, до бессмысленности, широк, либо столь же чрезмерно акцентуализирован, ангажирован иными ценностями и интересами. [3]