Смекни!
smekni.com

Крещение Руси 15 (стр. 1 из 4)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение________________________________________________________ 3

Глава I.Развитие духовной культуры Древней Руси_____________________5

§ 1. Крещение княгини Ольги______________________________________ 5

§ 2. Славянское язычество и его этапы развития в древней Руси _________6

§ 3. Предпосылки крещения Руси___________________________________8

Глава II.Принятие Русью христианства, как мировой религии____________ 11

§ 1. Религиозный выбор князя Владимира____________________________11

§ 2. Крещение киевлян ___________________________________________ 13

§ 3. Крещение жителей севера и востока_____________________________ 14

§ 4. Особенности вероучения подданных_____________________________15

§ 5. Роль христианской церкви______________________________________16

§ 6. Историческое значение крещения Руси___________________________21

Заключение______________________________________________________ 24

Библиографический список_________________________________________25

Введение

Крещение предков наших одно из самых важных событий человечества.

На мой взгляд, невозможно оставить эту тему без особого внимания, поскольку это событие величайшего масштаба, определившее дальнейший путь развития Руси.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что принятие христианства способствовало развитию культуры Руси. А понятие культура включает в себя все, создаваемое трудом и творческой энергией человека. Я считаю, что культура – это не только система ценностей, но и динамичный процесс раскрытия и развития способности личности в ее сознательной деятельности в определенном историческом контексте. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди различных слоев населения.

Главной целью моей работы является детальное рассмотрение особенностей принятия Русью христианского вероисповедания и последствий этого исторического выбора во всем государстве Русском. А также проанализировать нелегкий путь «от язычества к христианству».

Основные задачи темы:

- рассмотреть историческую фигуру княгини Ольги, как первой христианки на Руси;

- значение языческого культа в жизни русского человека, традиции языческой культуры на Руси;

- выбор князем Владимиром именно христианства, рассмотреть причины реформаторских действий князя;

- проанализировать становление единой церковной организации:

а) как союзника княжеской власти;

б)заменившей разнообразные местные восточнославянские культы;

- осмыслить историческое значение крещения Руси.

Структура работы: введение, глава I: Развитие духовной культуры Древней Руси, глава II: Принятие Русью христианства, как мировой религии, заключение, библиографический список.

В 1988 г. широко и торжественно отмечалось Крещение Руси.

Появилось множество статей и книг, авторы которых вновь и вновь пытаются осмыслить историческое значение этого эпохального события. Среди них - работы академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, одного из крупнейших современных исследователей истории, культуры, литературы Древней Руси. Многие годы Дмитрий Сергеевич Лихачев возглавляет сектор древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) в Санкт-Петербурге.

Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834-1912) - один из

крупнейших дореволюционных исследователей истории русской церкви. Его главный труд - двухтомная "История русской церкви", охватившая период с Крещения Руси до середины XVI в. Историк обстоятельно изучил многие рассказы, повести, бытовавшие в официальной церковной традиции, показал легендарность и недостоверность многих из них, за что оказался в немилости у Синода. Так, по его мнению, входящий в состав "Повести временных лет" рассказ о выборе веры князем Владимиром составлен гораздо позднее Крещения Руси, чтобы прославить православную веру и отвратить русский народ от других религий.

ГЛАВА I

Развитие духовной культуры Древней Руси.

§ 1. Крещение княгини Ольги.

Вдова Игоря, Ольга, управлявшая государством после смерти мужа, приняла крещение. Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, но это не вполне верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным фактором было личное побуждение Ольги.

Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение, отправилась в Царьград, чтобы принять крещение у патриарха. Но

император Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди, и Ольга не была исключением. Будучи женщиной властной, своим состоянием на Суде она проявила удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был восхищен ее красотой, умом и хотел взять ее в жены, сделать ее императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости: язычница не может выйти замуж за императора – христианина, пока он ее не крестит.

Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: «Как ты хочешь взять меня женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью?». Император подивился уму Ольги и отпустил ее с большими дарами.

Но все же мы точно не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955г. или 957г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако в его подробных записках о крещении Ольги не упоминается. «Скорее Ольга крестилась еще до посещения Константинополя (в столицу Византии она прибыла со священником, скорее духовником княгини)». 1 Так или иначе, Ольга стала православной, а ее народ, в целом, оставался языческим.

В Х веке происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило, как я уже отмечал, быстрее.

Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было сбыться во времена правления князя Владимира-Красное Солнышко.

§ 2. Славянское язычество и его этапы развития в Древней Руси.

Термин «язычество» - условный, его используют для обозначения того многообразного круга явлений (анимизм, магия, тотемизм и др.), которые входят в понятие «ранние формы религии». Спецификой язычества является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него.2

Выделяется три основных этапа развития славянского язычества.

1. Они «клали требы (жертвы) упырям и берегиням», то есть поклонялись злым и добрым духам, управлявшими стихиями (водными источниками, лесами, солнцем, температурой, и т.д.). Это дуалистический анимизм глубокой древности, когда люди верили, что божество в образе духа живет в различных предметах и явлениях, а животные, растения и даже скалы имеют свою бессмертную душу.

2. Славяне поклонялись Роду и роженицам. По мнению Б.А.Рыбакова, Род – древнее земледельческое божество Вселенной, а роженицы – божества благополучия и плодородия. По представлениям древних, Род , находясь на небе, распоряжался дождем и грозой, с ним связаны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода зависел урожай, недаром в восточнославянских языках слово «урод» употреблялось в значении урожай. А праздник Рода и рожениц – праздник урожая. По представлениям славян, Род давал жизнь всему живому, отсюда целый ряд понятий: народ, природа, родня, и др.

3. Славяне молились Перуну, то есть сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом грозы. Кроме упомянутых на разных этапах язычества у славян существовало множество других божеств. Важнейшими в доперуновское время были Сварог (бог неба и небесного огня), его сыновья – Сварожич (бог земного огня ) и Даждьбог( бог солнца и света, податель всех благ ), а также другие солнечные боги, носившие у разных племен другие имена : Ярило, Хорс. Имена некоторых богов связывают с почитанием солнца в разные времена года (Коляда, Купало, Ярило). Стрибог считался богом воздушных стихий (ветра, бурь, и т.д.). Велес (Волос) являлся покровителем скота и богом богатства, вероятно потому, что в те времена скот был основным богатством.

Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославович 980 году попытался реформировать язычество, предав ему черты монотеистической религии.3

В единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почитаемые разными племенами боги. Первенство в иерархии богов было отдано, конечно же, княжеско-дружинному богу войны Перуну, для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвы.

"И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".4

Состав Киевского пантеона раскрывает цели реформы:

- укрепление центральной власти,

- консолидация господствующего класса,

- объединение племен,

- утверждение новых отношений социального неравенства.

Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие верования, не увенчались успехом. Реформированное язычество сохраняло пережитки первобытного равенства, не устраняло возможности традиционного поклонения только своему, родоплеменному божеству, не способствовало формированию новых норм морали и права, соответствовавших изменениям, происходившим в социально-политической сфере.

Таков сложный многовековой путь славянского и русского язычества, складывавшегося из многих , в разное время возникавших компонентов.