Прокомментируйте отрывок из «Стоглава» 1551 г
«Злые ереси кто знает их и держится:...звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретические и коби бесовские В троицкую субботу по селам и погостам сходятся мужи и жены на жальниках (поминках) и плачутся по умершим с великим воплем. И когда начнут играть скоморохи во всякие бесовские игры, люди перестают плакать и начинают скакать и плясать, в ладони бить и песни сатанинские петь на тех же жальниках. Они - обманщики и мошенники. .» О каких сресях идет речь9 Что такое кобь
Какой древний обряд напоминают эти поимки?
1. «Злые ереси кто знает их и держится:...звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретические и коби бесовские
Стоглав ставит вопрос о наказании за колдовство, гадания. Предсказание будущего любыми способами считалось церковью недопустимым, поскольку противоречило основам веры. Поэтому предсказатели - волхвы, кудесники - преследовались на Руси с самого введения христианства. Но, несмотря на преследования, книги, содержащие запрещенные церковью сочинения, распространялись. Собственно говоря, перечень отреченных книг появился лишь в конце XV в., а те суеверия, которые были распространены не только в массе народа, но и среди большей части низшего духовенства и монашества, способствовали их распространению. Кроме того, в увлечении такими книгами проявлялась и тяга к знаниям, поскольку, с одной стороны, с их помощью можно было ответить на многие вопросы, объяснить происходящее, а с другой - в этих книгах содержались обрывки научных сведений, например, из геометрии, астрономии, медицины. К XVI в. количество отреченных книг увеличилось. Церковь ощущала необходимость усилить борьбу как с распространением книг, так и с их последователями.
Распространение волхвования было настолько велико, что даже в домострое говорилось, чтобы хозяйки волхвов не принимали и не гадали. Чувствуя свою слабость в борьбе с суевериями, церковь призывает на помощь государство, стремится передать розыск и расправу над распространителями отреченных книг государству. Одновременно и священникам вменялось в обязанность убеждать прихожан в порочности чтения и следования советам отреченных книг.
«кобь», т.е. языческая ворожба, гадание и волхование,
2. В троицкую субботу по селам и погостам сходятся мужи и жены на жальниках (поминках) и плачутся по умершим с великим воплем. И когда начнут играть скоморохи во всякие бесовские игры, люди перестают плакать и начинают скакать и плясать, в ладони бить и песни сатанинские петь на тех же жальниках. Они - обманщики и мошенники. .»
В вопросе вновь говорится о смешении христианских обрядов языческими. Установленный церковью порядок поминания умерших не имел ничего общего с языческим; согласно языческим обрядам, поминание сопровождалось пиршеством с народными играми и плясками, для христианской церкви оно связано с обрядами в храме и благотворительностью. Интересно решение, которое предлагается в Стоглаве. Оно возлагает на священников обязанность поучать мирян, т е. ничего нового не предлагается - священники и до собора обязаны были это делать. Но как видно из 16-го вопроса, приходские священники сами слабо разбирались в том, что допускалось, а что не допускалось церковью. Поэтому Стоглав напоминает об этом и поучает приходских священников необходимости утверждения христианских обрядов и вытеснения языческих культов из быта русского простого народа.
В мифологических представлениях славян, период Семик-Троица относился к тем календарным вехам, когда предки временно покидали "тот свет" и появлялись на земле; местом их пребывания была свежая зелень - деревья, травы, цветы (см. Троицкая зелень). Главная задача живых - встретить и проводить их должным образом, т.е. помянуть.