План
Введение
1 История и описание
2 В литературе
Список литературы
style="page-break-before:always">1. История и описание
Ксенофонт в своём произведении Киропедия приписывает устройство (ок. 540 до н. э.[3]) станций для верховых гонцов Киру, который этим путём обеспечил быструю и надёжную передачу своих повелений сатрапам в провинции и своевременное получение известий из всех окраин своего обширного царства.[4] Дальнейшее усовершенствование ангарион получил при Дарии I.[3]
Геродот упоминает про дорогу из Сард в Сузы длиною в 450 парасангов (2500 км), которая была разделена на 111 станций.[4] Эта дорога называлась Царской и была главным маршрутом ангариона, пролегавшим от Эгейского побережья Малой Азии, через Армению и Ассирию к центру Двуречья на Сузы.[3] Такая же дорога в 80 парасангов поддерживала сообщение между Сузами и Вавилоном.[4]
От основного маршрута имелось два других ответвления:[3] к Тиру и Сидону и к границам Бактрии и Индии.
Станции располагались друг от друга на расстоянии в 20 км, которое дополнительно разбивалось на парасанги (5 км). В конце парасангов находились пикеты курьеров-всадников. Доставка почты была основана на принципе эстафеты, что обеспечивало перемещение писем со скоростью около 300 км в день.[3]
Кроме того, Кир впервые создал регулярную почтовую связь, аналогичную современной военно-полевой почте.[3]
Организацию, сходную с ангарионом, сохранили, по словам Диодора, и Александр Великий и его преемники, в особенности Антигон. Впоследствии она послужила образцом при введении Августом государственной почты (cursus publicus) в Римской империи; ей же воспользовался и Карл Великий. Таким образом, первичную организацию почтового дела нужно искать в Персии.[4]
Геродот. История. Книга восьмая. Урания[5]
98. Тем временем Ксеркс отправил в Персию гонца с вестью о поражении. Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передает известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон»[6].
2. В литературе
Описание ангариона (ангарейона) или упоминание о нём можно найти в некоторых произведениях античной и современной литературы, как например:
· Геродот. История. Книга восьмая. Урания (ок. 479 до н. э.).[5]
· Иван Ефремов. Таис Афинская (1972).[7]
Список литературы:
1. Бартольд В. Персия* // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
2. Древнейшие почты // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.
3. Ангарейон, ангарион // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.
4. Ангары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
5. Геродот. История. В девяти книгах. Памятники исторической мысли. — Л.: Наука, 1972. — 600 с.
6. ἀγγαρεῖον (от перс. «хангар») означает «царский курьер».
7. Ефремов И. А. Таис Афинская. — М.: Молодая гвардия, 1973. — 511 с.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ангарион