Смекни!
smekni.com

Русь и орда их взаимовлияние (стр. 1 из 2)

РУСЬ И ОРДА

Россия, вероятно, не знает более трагического периода, чем татаро-монгольское иго. В общем контексте нашествие кочевников - достаточно типичное явление. Кочевники (или номады) жили в засушливых степях, совсем не пригодных для земледелия. Перенаселенность степи, разнообразные климатические изменения, необходимость пополнять экстенсивную скотоводческую экономику результатами труда земледельцев периодически толкали их на массовые переселения. Но в данном случае на русские земли обрушилась глубинная материковая волна невиданной силы и напряжения. Известный русский историк Г. В. Вернадский сообщает любопытный факт. Оказывается, начиная с 1826 года, Российская академия наук, по крайней мере, дважды предлагала указанную тему для конкурсной работы. Но немногочисленные сочинения, поступившие на конкурс, не были признаны достойными награды. Однако дискуссии по данной проблеме, то обостряясь, то затихая, продолжались и все последующие годы. Вопрос затемняется искусственным этническим наименованием "татаро-монголы", появившимся в трудах историков спустя столетия после исчезновения Золотой Орды. Суть в том, что созданию империи Чингисхана предшествовала острая борьба родоплеменных объединений, проживавших на территории современной Монголии. Особенно ожесточенно боролись между собой племя собственно монголов, к которому принадлежал сам Чингисхан, и племя та-та (татар). Победу одержали монголы. В "Тайной истории монголов" устами Чингисхана говорится следующее: "Мы сокрушили ненавистных врагов-татар, этих убийц дедов и отцов наших, когда мы в справедливом возмездии за их злодеяния поголовно истребили татарский народ, примеряя детей их к тележной оси". Так что, когда в Европе разнеслась леденящая кровь весть о татарах, их уже практически не осталось на земле.

Внук Чингисхана Батый привел наРусь примерно 40 - 45 тысяч монголов. Это была его "преторианская гвардия". Основной же этнический массив Золотой Орды составляли тюркские племена половцев (кипчаков), волжских булгар, ногайцев и др. Сами монголы довольно быстро тюркизировались. Достаточно сказать, что уже через сто лет после Батыя делопроизводство в ханской ставке велось на одном из диалектов какого-то тюркского языка. Тем не менее этноним "татары" получил широкое распространение, и после распада Золотой Орды жителей ее отдельных частей стали называть казанскими, астраханскими, сибирскими и крымскими татарами.

Историки разошлись в оценке значения татаро-монгольского нашествия для Руси. Чтобы сопоставить и оценить различные точки зрения, напомним для начала известный всем сюжет. Возглавляемые Батыем татаро-монголы вторглись в пределы русских земель в самом конце 1237 года. Русские героически сопротивлялись. Один из героев "Повести о разорении Рязани" рязанский князь Юрий Ингваревич говорил: "Лучше нам смертью славу добыть, нежели во власти поганых быть". Татары были поражены подвигом рязанца Евпатия Коловрата. Семь недель держал оборону маленький Козельск. Но силы были неравны. В декабре 1237 г. пала Рязань. В январе следующего 1238 г. пришел черед Москвы и Коломны. В феврале степняки взяли 14 городов. Среди наиболее крупных из них Владимир, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Тверь, Торжок. Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович попытался дать незваным пришельцам генеральное сражение на реке Сити, но потерпел сокрушительное поражение и погиб. Все междуречье Оки и Волги было опустошено татарами. Из-за начавшейся весенней распутицы они не дошли всего 100 километров до Новгорода, где в это время находился семнадцатилетний князь Александр (в будущем Невский). Теперь ненавистники князя, обвиняющие его в коллаборационизме, уверяют, что между ним и Батыем существовало соглашение: Новгород был сохранен в обмен на нейтралитет, который новгородцы соблюдали, пока татары громили северо-восточные русские земли. О позиции Александра Невского разговор впереди. Пока же заметим, что формально татаро-монгольское иго установлено в 1243 году, когда брат Юрия Всеволодовича Ярослав Всеволодович получил от Батыя ярлык на Великое княжение. Как написал летописец, "прииде, пожалован Великим Владимирским княжеством" и был признан "старее всем князем в русском языце" (народе). А за ним в столицу Орды Сарай за подтверждением своих властных полномочий потянулись и "младшие" князья. Надо ли говорить, каким унижениям они там подвергались. Некоторые из них (Михаил Черниговский, Михаил Тверской и др.) были татарами казнены.

Регулярная эксплуатация русских земель путем сбора дани началась после проведенной в 1257 - 1259 гг. татарскими "численниками" переписи. "Новгородская первая летопись" сообщает: "Почаша ездити окаяньнии по улицам, пишучи дома христьянскые". В виде дани из Русских земель ежегодно уходило огромное количество серебра. Так называемый "московский выход" составлял 5 - 7 тысяч рублей серебром, "новгородский выход" - 5 тысяч. Данью были обложены все земли и города.

Таким образом, в XIII веке Русь оказалась перед лицом исторического вызова. Ей предстояло ответить на вопрос: быть ей или не быть. Русские княжества, образовавшиеся после распада Киевской Руси, занимали разное геополитическое положение и находились в различных экономических условиях. Это отражалось на господствующих там умонастроениях. Они отлились в две политические стратегии, которые мы теперь связываем именами Даниила Галицкого и Александра Невского.

Даниил Галицкий исходил из того, что Русь является частью Европы, и только опираясь на помощь европейских государств, она сможет избавиться от татаро-монгольского рабства. Александр Невский считал это полнейшей иллюзией и оказался прав. В чисто стратегическом плане путь, избранный Д. Галицким, оказался гибельным. Никакой помощи от соседей он не дождался. В 1259 году татары полностью покорили Галицко-Волынское княжество, а вскоре оно вообще прекратило свое существование. В конечном итоге Галицкая земля оказалась в составе Польши, а Волынь отошла Литве. Напротив, Александр Невский с самого начала делал упор на собственные силы. А коль скоро их тогда в наличии не было, то он полагал нужным наладить с татарами хоть какие-то отношения, чтобы выжить, сохранить страну и народ. Тогда, планомерно накапливая военные и материальные ресурсы, можно было постепенно освободиться от опеки Орды. Невский исходил из сложившихся реалий. Русские княжества не вошли непосредственно в состав Золотой Орды и сохраняли местную княжескую администрацию. Татарские войска не находились постоянно на территории Руси. Для русской православной церкви было крайне важно, что татары проявляли просто поразительную для европейцев веротерпимость. Этот факт представлялся невероятным в эпоху религиозных войн в Европе, где господствовал принцип: чья власть, того и вера. По словам одного из идеологов евразийства П. Савицкого, татары "не изменили духовного существа России", поскольку они представляли нейтральную культурную среду, принимавшую всяческих богов и терпевшую любые культуры". Но самое главное, удалось избежать гибельной войны на два фронта, Русь получила возможность активизировать свои действия в Прибалтике по отражению шведско-немецкой агрессии. Кроме того, удалось уладить отношения с Норвегией и Литвой. Едва ли не впервые в средневековой Европе русский князь сформулировал идею нерушимости границ между государствами: "Жити, не переступающе в чужую часть". Именно Александр Невский заложил основы последовательной и логически выстроенной евразийской политики, определившей на долгие годы развитие сначала Руси, а потом России. В целом, несмотря на все отступления и зигзаги, стратегическая цель, поставленная князем, была достигнута.

В 1380 году русские войска под командованием Дмитрия Донского на Куликовом поле нанесли татарам первое сокрушительное поражение. А еще через сто лет Иван III публично разорвал ханскую грамоту. Кончилось татаро-монгольское иго, причем кончилось весьма своеобразно. А. Тойнби в своей известной книге "Постижение истории" следующем образом охарактеризовал беспрецедентность происшедшего: "Впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу удалось не просто выстоять в борьбе против евразийских кочевников и даже не просто побить их (как когда-то побил Тимур), но и достичь действительной победы, завоевав номадические земли, изменив лицо ландшафта и преобразовав пастбища в крестьянские поля, стойбища - в оседлые деревни". Однако далось это огромным напряжением сил нескольких поколений русского народа.

К сожалению, некоторым людям картина видится совсем в ином свете. Так, французский исследователь А. Муссэ считает, что лишь "монгольское нашествие... принесло в страну понятие государства, которое славяне не имели". Заметим, что гораздо большее число западных коллег Муссэ полагает, что "понятие государства" принесли славянам не монголы, а скандинавские викинги норманны. Но его позиция близка отдельным отечественным историкам и публицистам либерально-демократического направления (И. Яковенко, М. Сокольского, И. Данилевского). Последний, например, считает, что для Руси Золотая Орда была своя и что система правления в монгольских улусах удивительно удачно "легла" на модель деспотической монархии, которая уже несколько десятилетий апробировалась на северо-востоке потомками Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Но о какой добровольной ассимиляции Руси с Ордой толкуют эти люди? Все известные факты говорят, что русское национальное самосознание вырастало не на почве тяготения к татарщине, а на почве ее сознательного отторжения как чужеродного тела в русском организме. Это чувство пронизывало все слои тогдашнего русского общества от простой крестьянки, пугавшей свое дитя "злым татарином", до русского князя, неизменно заканчивающего свои грамоты надеждой на то, что "перемени Бог Орду".