Смекни!
smekni.com

Становление и проблемы миграционного права (стр. 1 из 13)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ОСНОВНЫЕ ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МИГРАЦИОННОГО ПРАВА

1.1 Содержание миграционной функции государства

1.2 Становление миграционного права

1.3 Понятие и основные категории мигрантов

2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННОГО ПРАВА

2.1 Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации

2.2 Проблемы регулирования труда иностранцев в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Становление и развитие миграционного законодательства требует создания адекватного понятийного аппарата. Отсутствие нормативно закрепленного понятия и классификации категорий мигрантов не препятствует их применению в двусторонних и многосторонних международных соглашениях с участием Российской Федерации. На современном этапе возрастание значимости миграционной деятельности для развития страны способствовали образованию в 2004 г. Федеральной миграционной службы с передачей ей ряда функций от МВД России, что актуализировало целый ряд проблем в развитии отечественной миграционной системы. До сих пор понятие "мигрант" не выработано ни в международном праве, ни в российской правовой системе. Актуальность заключается в создании качественно нового правового порядка управления миграцией, выявлении более точного понятия мигранта и его категории.

Объектом данного исследования можно считать государственную миграционную политику. Предметом же становление и проблемы миграционного права. Целью исследования данной темы является рассмотрение и анализ роли и места миграционного права в российской правовой системе. Одними из основных задач можно считать определение понятия мигранта и его основных категорий, миграционной функции государства, а также этапы становления и проблемы в области миграционного права. А также содержание миграционной функции государства, такие проблемы как нелегальная миграция и качество иностранной рабочей силы. Данную тему изучали такие ученые, как: Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Г.Ф.Чиркин, это свидетельствует о том, что миграционная политика как направление государственной деятельности начало формироваться в России в конце XVII в., причиной этого стало активное привлечение иностранцев для заселения неосвоенных территорий. Из современных ученых изучающих проблемы миграционного права можно выделить Р.Л. Наумову с ее научным трудом под названием «Труд иностранцев у российского работодателя», в котором соотнесены два понятия «мигрант» и «иностранец». А также Л.Н. Симанович оценил качество рабочей силы. Вопросы миграционного права часто встречаются в судебной практике по оспариванию вопросов правомерной деятельности Органов Федеральной Миграционной Службы по поводу отказа в принятии в гражданство, признании беженцем и др. подобных проблем.

Нормативную основу данного исследования составляет Конституция, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Закон «О вынужденных переселенцах», Указ Президента о «Вопросах федеральной миграционной службы» и др.Исследование данной темы предполагает собой использование совокупности нескольких методов познания, в частности это общенаучные и специально-научные методы. В первую очередь, были использованы общенаучные методы такие как: метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, который был, применим в определении понятия мигранта при помощи понятия иностранного гражданина. Системный метод дает возможность правильно и упорядоченно выделить основные категории мигрантов. Применение специально-научных методов, а в частности формально юридического метода помогает при определении содержания миграционной функции государства. Метод сравнительного государствоведения и правоведения, помогает последовательно изучить возникновение миграционного права. С помощью конкретно-социологического метода можно выявить степень влияния нелегальной миграции на безопасность Российской Федерации. Данная работа состоит из введения, первой главы в три параграфа, и второй главы в два параграфа, а также заключения, библиографического списка и приложений.


1. 1. Основные доктринальные положения миграционного права

1.1 Содержание миграционной функции государства

Структурный анализ государственно-правовых явлений, в том числе и функций государства, способствует более успешному и глубокому их познанию и объяснению. Так, миграционная функция как направление и процесс представляет собой самостоятельную и необходимую сферу государственной деятельности. Система миграционных отношений является очень сложной и противоречивой, именно в ней категория «эффективное государство» приобретает реальное, практическое значение. Миграционная сфера позволяет дать довольно точную оценку социальной, демографической и экономической работе государства.

Миграция оказывает значительное влияние на глобальную политическую и социально-экономическую ситуацию, и особенно в тех странах, которые испытывают давление иммиграционных потоков, где миграционная сфера является одной из составляющих национальной безопасности государства.

Миграционное управление, как элемент регулирования социальных процессов, детерминировано эволюционно возрастающими потребностями общества в сфере экономики, демографии, геополитики, семейной политики, культуры и науки. С правовой точки зрения – это обусловлено идеологией правового государства, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что подразумевает соответствующую автономность личности в вопросах личного благополучия и жизнедеятельности[1]«1».

Значительная по объему, содержанию миграционная деятельность государства, как и любая другая, также нуждается в нормативном и организационном обеспечении и обособлении, что обусловлено объективными общественными процессами. По сути, речь идёт о так называемой миграционной функции государства, которая в целом подразумевает управление социальными потоками в интересах государства и общества. Миграционную функцию следует относить к числу самостоятельного направления деятельности государства, т. е. осуществляемую государственным органом, который организационно может не входить непосредственно в какую-либо ветвь государственной власти.

Наверно, можно утверждать, что государственная миграционная политика выполняется как необходимая, объективно обусловленная деятельность. Однако есть ли основания рассматривать её в качестве самостоятельной?

Во-первых, согласно ст. 71, п. «е» Конституции РФ, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации относится к исключительной компетенции федерации, из чего следует, что миграционная политика, как составная часть общего национального развития, относится преимущественно к ведению федерального центра[2]«1». Отсутствие прямого указания о миграционной деятельности говорит лишь о комплексности этой сферы общественной жизни, что, в свою очередь, подразумевает выделение данного вида деятельности в самостоятельный блок деятельности государства.

Во-вторых, формирование самостоятельного направления деятельности объективно определено еще и тем, что только независимость, относительная обособленность данных вопросов обусловлена потребностями общества и является условием образования соответствующего государственного органа для их решения. Вряд ли вызовет возражения тезис о том, что контроль, осуществляемый внутри общества (сферы жизни), не лишает его объективности и самостоятельности. Контроль подразумевает, что наблюдатель или организатор должен быть не внутри, а вне или над системой. Только независимый контрольный орган, подчиняющийся только закону и Конституции, может проводить эффективную социальную политику[3]«1».

В-третьих, одним из постулатов идеи об «эффективном государстве» является необходимость предметной специализации в деятельности государства, что подразумевает функционирование специального органа. При этом сам орган структурно может входить в механизм государства, но как бы растворяется или «индивидуализируется» в своём направлении специализации. Миграционный орган должен, прежде всего, осуществлять контроль за обществом, его частями с точки зрения легальности пребывания людей на территории государства, что не делает ни один из органов государства. В социально-правовом государстве представляется вполне целесообразным поручить выполнение этой задачи специальному правовому органу государства – миграционному, который «сигнализировал» бы и власти, и обществу о динамике социальных передвижений (процессов) в целом, да ёщё и стимулировал общество в «гуманитарном» развитии[4]«2».

В-четвёртых, современное государство - весьма сложный и многофункциональный механизм, который представляет собой, в отличие от прошлых теоретических положений, динамично развивающуюся объективную реальность, которая не зависит от субъективных представлений о ней. В настоящий момент, наличие миграционной функции - это объективное направление деятельности государства и общества, заданное условиями его существования. Организация и проведение учёта мигрантов - это как бы механизм «обновления» и «пополнения» государством «людских» ресурсов с целью восполнения и воспроизводства общества.

В-пятых, обусловленные самой жизнью задачи миграционной сферы структурно, предметно и функционально обособленны от других задач, что, в свою очередь, обуславливает необходимость логического выделения их в самостоятельный предметно-деятельностный блок.

В-шестых, государственное управление миграционной сферой даёт убедительные основания полагать, что данная деятельность должна осуществляться как правовыми средствами, так и административными. Это подтверждается не только правовым характером нашего государства, но и целями оптимизации жизнедеятельности общества. Вместе с тем существенным отличием миграционной политики зарубежных стран от России является то, что в них государство проводит и регулирует только иммиграционную политику, в то время как внутренняя миграция регулируется исключительно экономическими рычагами и напрямую связана с поиском и сменой людьми мест работы. Россия же не может полностью отказаться от административных механизмов регулирования внутренней миграции, в ней на законодательном уровне закреплена такая категория внутренних мигрантов как вынужденные переселенцы.