3.1. Азербайджан
По мнению ряда европейских, российских и армянских историков, в Азербайджане существует государственная программа, возвеличивающая албанов в качестве предполагаемых предков азербайджанцев для исторического обоснования в территориальных спорах с Арменией; при этом ставится задача во-первых, укоренить азербайджанцев на территории Азербайджана, а во-вторых, очистить последнюю от армянского наследия. С этой целью азербайджанскими историками издаются искаженные первоисточники, в которых удаляются или переименовываются фрагменты, связанные с армянами. Основные обвинения направлены против академика Зии Буниятова, под руководством которого были опубликованы многочисленные подобные переводы. По мнению Ширин Хантер, на понимание многими азербайджанцами подлинного характера культурных, этнических и исторических связей между Ираном и Азербайджаном наложило отпечаток наследие, оставшееся современной Азербайджанской Республике от «советской практики исторических фальсификаций». Также в Азербайджане имеет место уголовное преследование историков за неправильную, с точки зрения государства, трактовку истории. Ведущие азербайджанские историки не признают эти обвинения и в свою очередь сами считают, что историки других стран фальсифицируют факты истории Закавказья.
3.2. Прибалтика
В российских СМИ периодически появляются обвинения в адрес государств Прибалтики в том, что современные школьные учебники истории в этих странах составляются в националистическом, антисоветском и антироссийском духе, изобилуют умолчаниями и предвзятой интерпретацией исторических фактов.
Так, например, эстонский писатель латышского происхождения Уно Лахт, член «Эстонского союза против неонацизма», охарактеризовал[15] учебник по истории Эстонии бывшего премьер-министра страны Марта Лаара как «набор легенд, мифов, выдумок и страшилок, субъективное и далёкое от точной науки сочинение, больше похожее на анекдот».
В частности, Уно Лахт упрекает автора в том, что он:
· не представляет полных сведений о тяжелом экономическом положении Эстонии между мировыми войнами,
· не представляет правдивой информации о периоде немецкой оккупации страны, о наличии на её территории десятков концлагерей и об уничтожении 120 тысяч жителей Эстонии — евреев, русских, белорусов и самих эстонцев,
· пытается оправдать действия эстонских коллаборационистов,
· представляет весь советский период истории Эстонии как период «страданий под полувековой советской оккупацией».
Аналогичные претензии предъявляются к учебникам, используемым в латвийских школах. Так, например, в учебном пособии «История Латвии: XX век» 2005 года Саласпилский концлагерь, в котором были уничтожены около 100 тысяч человек, в том числе 12 тысяч детей, назван «исправительно-трудовым лагерем». Уно Лахт назвал её «довольно поверхностной, пропагандистской»: по его мнению, «серьезно интересующийся историей человек не найдёт в ней интересных фактов и материалов». В частности, в книге идеализируется авторитарный режим Ульманиса в предвоенной Латвии. Геноцид евреев на территории Латвии в ходе Великой Отечественной войны представлен как явление, сопоставимое с советскими репрессиями[16].
Здесь точно так же делается попытка оправдать латышских легионеров, воевавших на стороне нацистской Германии, и ничего не говорится о карательных экспедициях латышских полицейских батальонов в Латвии, России и Белоруссии. Зато в учебнике содержатся многочисленные упоминания о русификации и «мрачном советском прошлом».
С целью обоснования концепции «советской оккупации» в прибалтийских республиках систематически преувеличиваются масштабы советских репрессий. Так, в Эстонии утверждается, что в период «первой советской оккупации» (июнь 1940 — 22 июня 1941) в республике было арестовано почти 8 000 человек, из них около 2 000 расстреляно; таким образом, одна Эстония претендует на более чем половину всех расстрелянных по политическим обвинениям в СССР в целом за этот период. Цифра основывается на материалах немецкой пропаганды, и даже в немецких материалах для внутреннего пользования называется втрое меньшее число расстрелянных (c учётом и послевоенного периода). При этом, внимательный анализ эстонской литературы по предмету позволяет обнаружить цифры, приближающиеся к реальной — около 200 человек. По отношению к эстонцам, попавшим в лагеря ГУЛага, называются фантастические показатели их смертности (утверждается о выживании менее 10 %), противоречащие статистике ведомства. Завышается число депортированных в ходе «июньской депортации», кроме того, многократно завышается число убитых и умерших при депортации, и фальсифицируются её условия: депортируемые перевозились отнюдь не в вагонах для скота и с достаточным обеспечением пищей и медицинской помощи. Арестованные перевозились в количестве 30-33 человека на вагон, выселяемые, среди которых были женщины и дети — 18-22 человека, а отнюдь не 40-50 человек, как утверждают эстонские пропагандисты (такая точность подсчета обеспечивается данными о движении каждого эшелона). Как и в случае с заключенными ГУЛАГа, называются запредельные показатели смертности депортированных. Также полностью отрицаются сведения о наличии в Эстонии развитого антисоветского подполья, связанного с германскими спецслужбами. Аналогично фальсифицируется и история послевоенных репрессий. В целом, эстонских ревизионистов характеризует полное игнорирование сведений НКВД любой степени секретности, при безусловном доверии к материалам нацистской пропаганды. Также роль играет малодоступность эстонских архивов (в отличие от российских) для неангажированных исследователей[17][18].
3.3. Россия и СССР
Так, например, в советских СМИ ещё во времена Сталина, начали появляться ложные сообщения о всевозможных открытиях и изобретениях, якобы сделанных русскими людьми[19]. Например, пионерами воздухоплавания, вместо братьев Монгольфье и братьев Райт, долгое время считались подьячий Крякутный, якобы построивший воздушный шар ещё в 1731 году, и А. Ф. Можайский, о паровом самолёте которого, принципиально не способном к полёту, утверждалось, что он якобы «поднялся в воздух»[20]. Другим известным образцом фальсификации истории было якобы изобретение велосипеда около 1800 года мифическим уральским крестьянином Артамоновым (легенда о котором возникла ещё в конце XIX века). (подробно см.: Борьба с космополитизмом).
Еще одна малоизвестная практика фальсификации истории это отрицание и замалчивание фактов существования дославянских государственных образований на территории Северного Причерноморья в первой половине I века. Отрицается существование готского государства Ойум, которое совпадает по времени и месту с Черняховской археологической культурой, которую пытаются приписать славянам, болгарского ханства, несмотря на обнаружение под Киевом и Запорожьем захоронений ханов Кубрата и Аспаруха, исторических личностей, неоднакратно упоминаемых средневековыми хронистами. До сих пор в школьных программах стран бывшего СССР нет по данной теме ни слова, почти полтысячелетия истории региона являются белым пятном. Делается это с целью закрепить в массовом сознании миф, что Киевская Русь была первым государством на этой территории.
С немалыми основаниями к явлению фальсификации истории можно отнести теорию антинорманизма, которая пытается объявить варягов Рюрика славянами. Антинорманизм получил признание со стороны государства в России и СССР. Аргументация антинорманистов, наиболее четко определенная Д. И. Иловайским, ярко вписывается в приведенные выше приемы фальсификаторов. Так, Иловайский объявляет незаслуживающими доверия те тексты русских летописей, которые сообщают о "призвании варягов", на основании недостаточной силы своего воображения: "совершенно невозможно представить чтобы славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу". По учебникам истории Иловайского учились несколько поколений российских гимназистов.[21]
В качестве наиболее грубых и курьёзных примеров националистической фальсификации можно привести попытки возвести себя к исчезнувшим древним народам (особенно к этрускам[22] и шумерам), попытки чтения на своём языке древних нерасшифрованных надписей[23] (тех же этрусских или «фестского диска» с о. Крит, недавно «прочитанного» по-русски) и т. д. В некоторых случаях эти изыскания опираются на распространённые ранее, но устаревшие и оставленные серьёзной наукой научные гипотезы.
19 мая 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России»[24][25]. Создание Комиссии вызвало заочную дискуссию в СМИ о целях её создания и о возможных последствиях её работы.[26][27][28]
3.4. Украина
Примером фальсификации на Украине может служить «карта смертности»: исследователь Марко Кариннюк (Marco Carynnyk) с соавторами пришёл к выводу, что смертности распределялись именно таким образом [31]. Эта работа была опубликована в США в 1988 году, когда допуск западных исследователей к советским архивам строго ограничивался.