События февраля 1917 года всколыхнули всю страну, изменив государственный строй Российской империи и систему власти не только в центре, но и на местах. Если в Петрограде сложилось двоевластие – Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов, то на периферии страны зачастую формировались разнообразные властные структуры. На Дону из-за особого статуса Области Войска Донского положение было еще более специфическим, в результате чего одновременно действовали:
1. Представители (комиссары) Временного правительства, которые работали в губернских и уездных городах (назначались Временным правительством из числа местных жителей и выполняли роль губернаторов). Главой Донской области был назначен донской казак М.С. Воронков. После октября 1917 г. они были отстранены от власти.
2. Общественные комитеты (гражданские, исполнительные, охраны порядка и пр.), активно создаваемые на местах в начале марта 1917 г., состояли в основном из представителей средних слоев населения. Доверие к этой ветви новой власти первоначально было велико, и в некоторых городах руководство Советов рабочих и солдатских депутатов передавало комитетам полномочия по охране порядка, участию в создании милиции и контролю за ее деятельностью.
В Ростове-на-Дону в гражданский комитет вошли крупные промышленники, градоначальник, офицеры, интеллигенция. Позднее на объединенном заседании был образован общественный комитет с передачей ему всей полноты власти. Возглавил комитет меньшевик П.С.Петренко. Общественные комитеты создавались во всех округах Дона как органы управления на конкретной территории. Руководителями общественных временных комитетов были избраны: в Таганроге – А. Ханарин, в Нахичевани-на-Дону – Н. Волков, в Новочеркасске – одновременно были созданы 3 исполкома, но вскоре преобразованы в Донской Исполнительный комитет во главе с А.И. Петровским.
3. Городские, поселковые, станичные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, избранные в Азове, Таганроге, Новочеркасске, образовали еще одну ветвь власти.
4. Органы городского самоуправления – городские думы и их исполнительные органы – городские управы, а также городские головы и председатели городских муниципалитетов продолжали работу и после февраля 1917 года.
5. Наконец, на Дону действовала система казачьих органов власти. Первоначально созданные на местах общественные комитеты брали власть в свои руки, оттесняя атаманские правления в станицах и подвергая аресту наиболее консервативных атаманов. Но после состоявшегося большого круга, на котором были избраны донской войсковой атаман А.М. Каледин и войсковое правительство, роль атаманских властных структур в казачьих округах резко возросла.
Согласовывать деятельность всех этих структур было крайне сложно, и хотя предпринимались попытки создать в области новую систему местного самоуправления, они не увенчались успехом.
После событий октября 1917 г. декретами Советской власти ряд властных структур был ликвидирован. Борьба за власть приняла характер ожесточенных столкновений, переросший в военное противостояние, длившееся с 1917 по 1920 гг.
Установление в 1920 г. на Дону власти Советов кардинально изменило и систему местного самоуправления. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила название новых органов власти как «Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», а по Конституции РСФСР 1937 г. эти органы стали называться «Советами депутатов трудящихся».
Самые представительные органы на местах – Советы – были подотчетны партийным органам. Коммунистическая партия принимала все решения, не являясь, по сути, государственной структурой, и только Конституция СССР 1977 г. официально закрепила это положение, определив, что «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая Партия Советского Союза».
В практике деятельности Советов, наряду с выполнением ими зачастую несвойственных органам местного самоуправления функций, было немало полезного и интересного. Однако во многом этот опыт оказался невостребованным. Деятельность советских органов власти продолжалась до событий начала 1990-х гг., коренным образом изменивших всю систему власти в стране.
По закону РСФСР 1990 г. «Об общих принципах местного самоуправления» местные Советы принимали законодательные акты, регулирующие бюджетные, кредитные, налоговые, земельные, трудовые отношения и т. д., то есть выступали как одно из основных звеньев местного самоуправления, являясь одновременно и органами местного самоуправления, и органами государственной власти на местах. Осенью 1991г., после августовского путча, кардинально меняется политическая структура общества. Прекращается влияние КПСС на органы власти. Указами Президента РФ назначаются главы администраций краев и областей РСФСР. В Ростовской области Главой Администрации был назначен В.Ф. Чуб. Губернатор назначил глав городов и районов области. Исполнительные комитеты Советов расформировались.
1.2. Демократические традиции казачьего самоуправления
Особенностью территории Ростовской области являлось то, что большинство населения относило себя к казачеству – своеобразному сословию со своими традициями, в том числе и в организации управления.
Формирование казачьей демократии происходило на земле, где ещё в далёкой древности существовали самобытные формы правления.
Территорию Подонья – Приазовья заселяли скифы (VII–II) и сарматы (II–I вв. до н. э.). Племена и племенные объединения возглавляли вожди, которых сначала выбирали, а позднее их власть передавалась по наследству. Символами власти у этих кочевых племен были булава, украшения и оружие.
Город Танаис (III в. до н. э.–II в. н. э.), расположенный в низовьях Танаиса (Дона), входил в состав Боспорского царства, структура его управления, отличалась самостоятельностью и наличием демократических традиций. Эллины и танаиты, составлявшие две группы населения города, избирали двух глав города: архонт возглавлял общину танаитов – выходцев из местных племен сарматов и меотов, собственно греки (эллины) выбирали себе в начальники эллинарха. Наиболее важные вопросы решались на собрании граждан города, где выбирались члены городского магистрата. Вероятно, в древнем Танаисе проходили первые выборы органов местного самоуправления на территории современной России.
В период становления централизованного Российского государства на Дон приходили люди, не желавшие подчиняться деспотизму царской власти. Именно здесь формировались отношения равенства людей, ставивших свою свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался особый тип устройства общества, при котором демократия строилась «снизу».
В бурном водовороте культур, в борьбе с внешними врагами, в условиях постоянной военной опасности из разнородных, но объединенных общей идеей, лично свободных людей и сложился такой этнический феномен, как казачество. Обладая от природы высокой культурой заимствования, донские казаки впитывали лучшее из культур составляющих их общину народов, способствуя возрождению в России центра демократии, ранее существовавшего в Новгороде Великом.
В системе самоуправления донского казачества рациональным образом сочетались традиции новгородского веча с заимствованными у кочевников- степняков формами военной организации, основанной на приоритете принципа единоначалия. Казачье самоуправление как уникальный элемент казачьей общины сложилось на традициях самоорганизации казачьей общины и, прежде всего, на строгом и неукоснительном соблюдении написанных норм казачьей жизни.
Высшим законодательным органом становится Войсковой круг – общее собрание казаков-воинов, получившее название от обычая становиться для решения важнейших вопросов жизни войска по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. В Войсковом круге участвовали совершеннолетние казаки. Войсковой круг, на котором присутствовали казаки всех городков пропорционально числу жителей, собирался на главной площади («майдане») казачьей столицы. Круг обладал всеми правами представительного учреждения: решал вопросы войны и мира, внешних сношений, церковных дел, приёма в казаки, основание новых городков. Он имел и судебную власть, наказывая за провинности на основе обычного права. Постановления круга были обязательны для всех казаков.
Кроме того, Войсковой круг, как высший орган казачьего самоуправления, регламентировал не только военную или связанную с военной деятельностью жизнь казака, но и бытовую сторону жизни казачьей общины. Здесь, на кругу, завершалась самоидентификация казака: он рождался как личность, здесь оценивали его дела, подвиги и отличия в военном деле, на кругу казак искал и находил защиту и социальную поддержку. В условиях отсутствия на Дону церкви и православных священнослужителей круг регулировал брачные отношения, фиксируя не только акт бракосочетания, но и весь объём семейно-брачных отношений. Всё общество узнавало, чьей супругой становилась конкретная женщина. Став казачьей женой, она приобщалась к сообществу и получала определённый права, могла рассчитывать на помощь круга в житейских проблемах – от повторного замужества до материальной помощи детям. Бракосочетание давало новый статус и самому казаку. Он становился семейным и был обязан заботиться о воспитании достойной смены.
Регламентируя бытовые отношения, казачий круг тем самым способствовал выработке своеобразного кодекса нравственности казаков. Доброта и честность, уважение к старшим, к женщине закреплялись в традициях. Воровство и обман считались гнуснейшими преступлениями и сурово наказывались. Станичный и войсковой круги изначально выступали в качестве судебной инстанции, рассматривая дела по преступлениям против своего войска, против веры и пр. Для свершения правосудия на станичном кругу выбирали 10 лучших казаков.