Смекни!
smekni.com

Своеобразие теории Гумилева Л.Н. в оценке исторического пути России (стр. 2 из 4)

Почему же этносы исчезают? Продолжительность жизни любого этноса, по мнению автора, приблизительно одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза. Этнос возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподо­бить различным возрастам человека.

Первая. фаза­ - фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассио­нарным толчком. Старые этносы, на базе которыхвозникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос (так, Византия - суперэтнос, возникший в результате толчка в I в. н.э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал до ХV в).

Акматичес­кая фаза этногенеза совпадает с наибольший подъемом пассионарности - когда люди стремятся не создавать целостности, а, напротив, «быть самими собой»: не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и «резней», что ход этногенеза на время тормозится.

Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается, ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны, и начинается фаза надлома, которая сопровождается «огромным рассеиванием энергии, крис­таллизующейся в памятниках культуры и искусства»[8]Но внешний расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием; система выбрасывает из себя излиш­нюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие.

Этнос начинает жить «по инерции», благодаря при­обретенным ценностям. Это фаза - инерцион­ная. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.

Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системестановятся необратимыми. Постепенно пассионарность иссякает. Когда энер­гии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии - люди с понижен­ной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей.

Последняя фаза этногенеза - ­мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память, приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возни­кает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза – «процесса, благо­даря которому Человечество не исчезает с лица Земли»[9].

2 Этническая история страны: от славянских племен до империи

Анализируя этническую историю Руси-России, Гумилев Л.Н. опирается на исследование и анализ этногенезы всех народов населявших и населяющих нашу Родину. Каждый из этих народов - этносов, обла­дая своим этническим возрастом и соответствующим ему пассионарным потенциалом, оказывал мощное вли­яние на ход этногенеза всего суперэтноса будущей России. При этом автор подробно, с опорой на большой «исторический материал» прослеживает логику основных событий этни­ческой истории Руси и России и приходит к выводу: этногенез наро­дов нашего Отечества составляют историческую канву жизни, по крайней мере, двух разных суперэтносов: «необходимо различать историю древней Ки­евской Руси (с IX до XIII в., включая и историю Новгорода до его падения в XV в.) и историю Москов­ской Руси (с XIII столетия до наших дней)»[10].

Но начало всему, как считает автор, положило Великое переселение народов, в результате пассионарного точка во II в.н.э., когда славянские племена освоили земли от берегов Балтики до Адреатики и Эгейского моря. VI – VII вв. – период упрочения и дальнейшего расселения славянских племен, и в конечном итоге - становления Киевской державы (династия Рюриковичей).

Важнейшим в истории русского этноса Гумилев считает обстоятельства «выбора веры» князем Владимиром, широко известны и изложены в «Повести временных лет». «Историческая память связывает образ Влади­мира не с его личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным - выбором веры, одухотворившей жизнь народа».[11]

В самом деле, распространив свою власть практически на все славя­но-русские земли, Владимир неизбежно должен был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, «об­щенациональной» политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась в религиозной форме. Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владими­ру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Некоторое сопротив­ление крещению оказали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов. Но язычники Новгоро­да были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство.

Право­славная церковь постепенно распространяла свое благо­творное влияние, строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.

Князь Владимир пошел по пути, который «наметила «мудрейшая из людей» княгиня Ольга, избравшая право­славие. Ступив на этот путь, Русь пришила к крещению 988 г. Крещение дало нашим предкам выс­шую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю»[12] - пишет Гумилев Л.Н.

В ХI - начале ХII в. Русская земля представляла собой единый суперэтнос, сложилась крупная держава с разноплеменным населением.

Наступивший позже период «феодальной раздробленности» Киевской Руси Гумилев связывает с падением пассионарности в XIII в. - единство оказалось утраченным. Отдельные подсистемы ослабевшего суперэтноса вошли в состав более молодых этнических миров. Так, Северо-Восточная Русь вошла в монгольский суперэтнос. В части Русских земель правили князья - самостоятельные властители. Те русские княжества, которые отказались от союза с татарами, были и захвачены частично Литвой, частично Польшей, и судьба их была очень печальной. В рамках, западноевропейского суперэтноса русичей ждала участь людей второго сорта.

Таким образом, вошедшая в фазу обскурации Рус­ская земля была разорвана надвое могучими силами пассионарности Запада и Востока.

Здесь стоит отметить, что историю взаимоотношений «Руси и Степи», Гумилев Л.Н. рассматривает и интерпретирует совсем с других позиций, совершенно отличных от традиционной точки зрения. По его мнению, если говорить в общих чертах, «монголо-татарское иго» нанесло не вред Руси, а было тем щитом, который сдерживал западную экспансию в нашу страну.

Гумилев пишет: «этногенез Руси оказался усложненным этническими контактами с представителями совершенно иных суперэтносов: Монгольского улуса и «Христианского мира».[13] Так, в XIII в. Западная Европа являла собой постоянно растущую угрозу для Руси. Приведем пример. В 1237 г. мощный Ливонский орден, фактически «военно-духовное» государство, был нацелен на захват Прибалтики, продвижение на Русь, насильственное принуждение к католичеству покоряемых народов. В 1240 г. шведский флот стоял в устье Невы, готовя нападение на Новгород, немцы нападали на Прибалтику. Натиск западного суперэтноса на Русь был угрожающе реален. Стране нужен был союзник. И, как отмечает Гумилев, благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра Невского был заключен союз Орды и Руси, остановивший западное нашествие. Реальные результаты союза с монголами позволили московским князьям сохранить большую свободу действий, более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность.

Анализируя все обилие исторических событий, с опорой на подлинные исторические источники («Повесть временных лет»), исследования ведущих историков прошлого и настоящего, Гумилев Л.Н. определяет, что ключевым периодом для понимания отечественной ис­торической судьбы являются три века: XIII, XIV и XV, - когда русская действительность формировалась как результат интерференции (наложения) двух разных процессов этногенеза. Финальная фаза этногенеза Киевской Руси сочеталась с начальным, инкубационным периодом истории будущей России, и «это сочетание придало столь трагическую окраску времени Александ­ра Невского, Дмитрия Донского и Василия Темного».[14]