Гумилев Л.Н. не призывает отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт. Так называемые цивилизованные страны относятся к иному суперэтносу - западноевропейскому миру, который ранее назывался «Христианским миром». Возник он в IX в. и за тысячелетие пришел к естественному финалу своей этнической истории. Именно поэтому мы видим у западноевропейцев высокоразвитую технику, налаженный быт, господство порядка, опирающегося на право. Все это - итог длительного исторического развития.
Вхождение в круг «цивилизованных народов», то есть в чужой суперэтнос, о чем много говорится в современной России , по мнению ученого не дается даром. «Ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественныхтрадиций и последующая ассимиляция».
События современной истории России на стыке XX и XXI вв. в определенной мере подтвердили данные утверждения и выводы Гумилева Л.Н.
Заключение
В предисловии к своей книги «От Руси к России» Лев Николаевич Гумилев Л.Н. отмечает: «современность мнима, а история – реальна». С автором действительно можно согласиться, т.к. на страницах его книги история буквально оживает во всех красках, звуках, многоголосии речи людей.
Сам автор так говорит о своем исследовании: «неподготовленному читателю изложение этнической теории наверняка кажется экстравагантным до неприличия».[24] Позволим себе с ним не согласится.
Книга читается как роман, но все-таки это серьезное научное историческое исследование. Исследование истории русской государственности с точки зрения и с позиций теории этносов, разработанной самим Гумилевым.
Можно рассматривать книгу «От Руси к России» как реконструкцию русской истории IX – XVII вв., но автор приводит в своем исследовании такой обширный исторический материал, такое обилие исторических фактов, логически обосновывая поступки и чаянья исторических героев, и с позицией автора соглашаешься.
Гумилев доказывает, что истории Руси и России - история двух разных суперэтносов древней Киевской Руси (с IX до XIII в.) и историю Московской Руси (с XIII столетия до наших дней).
Развитию каждого суперэтноса способствовал свой пассионарный толчок, каждый этнос прошел разные фазы становления этноса и все исторические «катаклизмы» определены пассионарностью народов, населявших нашу отчизну.
Нетрадиционная интерпретация некоторых исторических событий, своя точка зрения на многие факты, предложенная Гумилева Л.Н. заставляет задуматься, вступить с ним в спор, или согласиться, что так или иначе побуждает читателя к дальнейшему изучению истории собственной страны.
Библиографический список использованной литературы
1. Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г.
2. Гумилев Л.Н. «Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению» СПб, 2002 г.
3. Гумилев Л.Н. «Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению», СПб, Изд-во «Кристалл», 2002 г.
4. Гумилев Л.Н., «Древняя Русь и Великая Степь», Изд-во Мысль, М., 1989 г.
5. Измозик В.С., Куликов Ю.С. и др. «Отечественная история. IX – XX вв. учеб.-метод. пособие», СПб, Изд-во СЗТУ, 2008 г.
6. Хачатурян В.М. «История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века», ООО «Дрофа», 1999 г.
Приложение
Сравнительная диахроническая таблица по этнической истории Руси и России
Фаза этногенеза/Фазовый переход | Возраст этноса, лет | Славяне – Древняя Русь | Московская Русь - Россия | ||
периодизация | основные события | периодизация | основные события | ||
Пассионарный толчок | - | Около 1 г. н.э. | Взрыв этногенеза от южной Швеции до Абиссинии – Великое пересе- ление народов | Около 1200 г. | Взрыв этногенеза в Литве, на Руси, в Малой Азии и Эфиопии |
Инкубационный период фазы пассионарного подъема, образование нового этноса | 180 – 200 | 1 – 200 гг. | Неизвестен | 1200 – 1380 гг. | Возникновение нового этноса – русских – на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов. Создание Великого княжества Московского. Куликовская битва |
Явный период фазы пассинарного подъема, начало перехода к акматической фазе | 180 – 300 | 200 – 300 гг. | Неизвестен | 1380 – 1500 гг. | Объединение Великороссии. Начало формирования супер- этноса. Разрушение по- следнего этнического осколка Киевской Руси - Новгорода |
Акматическая фаза этногенеза, образова- ние суперэтноса и распространение его в пределах своего ландшафтного ареала | 300 – 600 | 300 – 600 гг. | Миграция славянских племен. Расселение славян на территории Южной и Восточной Европы | 1500 – 1800 гг. | Объединение под вла- стью Москвы народов, живших на просторах Евразии, от Прибалтики до Тихого океана Создание единого Русского государства |
Фаза надлома, резкое снижение пассионар-ности суперэтноса | 600 – 800 | 600 – 800 гг. | Распад славянского единства. Освоение славянскими наро- дами занятых тер-риторий. Образова-ние отдельных раннеславянских государств | После 1800 г. | Утрата единства супер-этнической принадлеж-ности. Нарастание внутренних конфликтов. Гражданские войны |
Инерционная фаза, плавное снижение пассионарности суперэтноса | 800 – 1100 | 800 – 1100 гг. | Создание сла –вянского государ-ства в Восточной Европе – Киевской Руси. Ее христиа- низация с по-следующим расцве-том культуры и ростом благо- состояния народа | ? | ? |
Фаза обскурации, резкое снижение пассионарности, разрушение системных связей | 1100 – 1300 | 1100 – 1300 гг. | Распад единого сла-вянского государ- ства на отдельные княжества, рост междоусобных конфликтов. Раздел страны между Ордой (северо-восток) и Литвой (юго-запад) | ||
Мемориальная фаза, утрата единства этнической принад- лежности и транс-формация куль-турной традиции. Полное уничтожение этнических реликтов | 1300 – 1500 | 1300 – 1480 гг. | Утрата политической самостоятельности Новгородом |
[1] Гумилев Л.Н. «Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению» СПб, 2002 г., с.5
[2] Гумилев Л.Н., «Древняя Русь и Великая Степь», предисловие, Из–во «Мысль», 1989, с. 7.
[3] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с.385
[4] Там же, с. 11.
[5] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 15
[6] Там же , с. 16.
[7] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г, с. 17.
[8] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 19.
[9] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 20.
[10] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 375.
[11] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 69
[12] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 74.
[13] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 110.
[14] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 376.
[15] Там же , с. 171
[16] Там же, , с. 170.
[17] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 326
[18] Там же, с. 336
[19] Там же, с. 373
[20] Там же, с. 373
[21] Там же, с. 374
[22] Гумилев Л.Н., «Древняя Русь и Великая Степь», предисловие, Из–во «Мысль», 1989, с. 7
[23] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 384
[24] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 377