ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение_____________________________________________________ стр. 2
I. Лев Николаевич Гумилев, вехи пути _________________________ стр.3
II «От Руси к России» - исследование истории страны
1. Теория этносов как инструмент исторического познания ____ стр. 5
2. Этническая история страны: от славянских племен до
империи _____________________________________________ стр. 9
III Своеобразие теории Гумилева Л.Н. в оценке исторического
пути России _____________________________________________ стр.14
Заключение__________________________________________________ стр.16
Библиографический список использованной литературы _______ стр. 17
Приложение _____________________________________________ стр.18
«История – великая наука. Она учит нас понимать и любить свое Отечество. Она дает нам примеры для подражания и предостерегает от ошибок»
В.А.Садовничий, ректор МГУ
Введение
На стыке двух веков – XX в. и XI в, Россия как великая страна, государство, великая общность разных народов оказалась на очередном переломном этапе своей истории. XX век ушел в прошлое. Век, в конце которого Россия вновь оказалась на историческом перепутье, в трудных поисках своего пути возвращения на главную магистраль развития человечества и одновременно – к собственным национальным истокам и традициям. Именно поэтому сейчас, в начале третьего тысячелетия в нашей стране так возрос интерес к исторической судьбе России, ее историческому опыту, народным традициям. Общество очередной раз, под новым углом зрения, с позиций современного развития пытается переосмыслить движущие силы, этапы, трудности становления, формирования и, конечно же, достижения и великие свершения государства Российского.
Отечественную историю изучали и постигали все поколения российских граждан. Но современное общество в настоящее время «перелистывает» страницы истории России с иной внутренней установкой, руководствуясь принципом, сформулированным на заре нашей эры великим историком – Тицианом: «Sineiraetstudio», т.е. изучать без гнева и пристрастия, воспринимать факты нашей истории такими, какие они есть, не подгоняя их под очередные идеологические схемы.
В современном обществе неслучаен интерес к научному историческому наследию Льва Николаевича Гумилева, российского историка, географа, академика РАЕН, к его трудам, раннее незаслуженно забытым, по истории славянских народов, истории становлению Российской государственности. Его нетрадиционный взгляд на исторические факты, роль России в историческом прошлом и современном обществе, выходящий за рамки традиционного понимания истории интересен многим.
Кроме того, изучение исторического наследия Гумилева Л.Н. позволяет читателям современной России не быть «Иванами, не помнившими родства».
I. Лев Николаевич Гумилев - вехи пути.
Гумилев Лев Николаевич (1912-1992), российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991).
Жизненный и профессиональный путь Л.Н. Гумилева был также сложен и труден, как и история страны, которую он изучал еще с детства.
Отец Льва Николаевича, русский поэт Н. С. Гумилев, (1886-1921), расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления. Мать А. А. Ахматова (1889-1966), выдающаяся русская поэтесса, творчество которой отразило многие трагедии истории России.
Детство Льва Николаевича прошло в г. Бежецке, где он жил с бабушкой. Еще в школе будущий ученый увлекся историей, изучал исторические труды. Университетское образование получил не сразу, работал рабочим в Геологическом комитете, ездил в экспедиции, благодаря которым воочию знакомился с историей народов страны. В дальнейшем, уже будучи студентом университета, был арестован. Сам Лев Николаевич неоднократно подвергался репрессиям, долгие годы провел в сталинских лагерях, но, несмотря на нечеловеческие гонения, пребывание в тюрьме остался верен своему призванию «историко – географа»[1], как он сам себя называл.
В 1945 г. Гумилев Л.Н. участвовал во взятии Берлина, в дальнейшем продолжил образование, однако по прежнему подвергался политическим гонениям. Работая библиотекарем в сумасшедшем доме, занимался наукой, писал диссертацию. И вновь тюрьма, лагеря. Но Гумилев Л.Н. занят созданием своих первых книг-исследований : «Хунну» и «Древние тюрки». После знакомства с теорией Вернадского В.И. «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» Гумилев создает свою знаменитую теорию этносов, теорию пассионарной энергии.
Основные идеи Гумилева Л.Н. как историка и мыслителя, создателя учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях, понятия биоэнергетической доминанты этногенеза (пассионарность), труды по истории тюркских, монгольских, славянских и др. народов Евразии стали доступны широкому кругу читателей лишь в конце 80-х годов прошлого века, когда стали выходить из печати его книги. Основное его сочинение – «Этногенез и биосфера земли», где автор и раскрывает принципы теории этносов.
Монография Л.Н. Гумилева «От Руси к России» посвященная отечественной истории, рассматривает ход становления российской государственности как раз с позиций теории этносов. Историческое исследование «От Руси к России» охватывает временной период от становления Киевского княжества до эпохи Петра Первого. Это последняя книга Л.Н. Гумилева, в которой, основываясь на разработанной теории этносов и пассионарности, историк нетрадиционно оценивает известные и неизвестные факты нашего прошлого.
По словам академика Д.С.Лихачева : «Л. Н. Гумилев предлагает своим читателям увлекательный опыт реконструкции русской истории IX – XIV веков» [2].
I. «От Руси к России» - исследование истории страны.
1. Теория этносов как инструмент исторического познания.
Характеризуя свою книгу «От Руси к России» Гумилев Л.Н. отмечал, что это «попытка написать книгу об этнической истории России в краткой и доступной форме»[3]. Все этапы становления и развития сначала Киевской Руси, далее Московского государства вплоть до эпохи Петра Первого автор анализирует с точки зрения периодов развития этносов, их основных закономерностей.
Изначально Гумилев Л.Н. исходит из того, что человеческую историю как историю народов характеризуют определенные параметры.
Пространство - это первый параметр, который характеризует исторические события (кормящий и вмещающий ландшафт).
Второй параметр - время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но и когда-то.
Третий параметр, характеризующий исторический процесс - присутствие в биосфере Земли представителей разных народов этносов.
Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа.
По мнению Гумилева Л.Н., исторический процесс в целом есть рождение, сосуществование и исчезновение отдельных этносов. Под этносом автор имеет в виду «коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности - подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы - они» и деление на «своих» и «чужих».[4]
Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, членыэтноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения - стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого.
Примерами этносов ученый называет французов, греков, великороссов, грузин и представителей многих других народов.
Гумилев Л.Н. отмечает, что в истории этносов (народов), как и в истории видов, время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые. «Древности принадлежат филистимляне и халдеи, македоняне и этруски. Их сейчас нет, но когда-то не было англичан и французов, шведов и испанцев. Итак, этническая история состоит из «начал» и «концов».[5]
Но откуда, же и почему возникают эти новые общности, вдруг начинающие отделять себя от соседей. По мнению Гумилева Л.Н. любой этнос имеет предка, даже не одного, а нескольких. Например, для русских предками были и древние русичи, и выходцы из Литвы и Орды, и местные финно-угорские племена. Однако установление предка не исчерпывает проблемы образования нового этноса. Предки есть всегда, а этносы образуются достаточно редко и во времени, и в пространстве.
Всему причина этнический «толчок», ведущий затем к образованию новых этносов. Как и почему он возникает? По теории, выдвинутой Гумилевым Л.Н., процесс этногенеза связан с вполне определенным генетическим признаком – пассионарностью. «Пассионарность - это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями».[6]
Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Это наиболее активная часть населения. Но что является движущей силой деятельности пассионариев, деятельности, которая подчас опасна для них самих? Гумилев Л.Н. находит эту движущую силу в «биохимической энергией живого вещества биосферы», опираясь на теорию биосферы академика В.И.Вернадского.
Механизм связи между пассионарностью и поведением Гумилев рассматривает следующим образом. Обычно у людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если же организм человека способен «вобрать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то человек применяет эту энергию в различных направлениях человеческой деятельности: «Возможно и создание новой религиозной системы или научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни». [7] При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос.