План
Введение
1 Предпосылки
1.1 Упадок православия в Западной Руси
1.2 Возникновение идеи Унии
2 Причины
3 Разгорание межконфессиональной борьбы
4 Последствия
Введение
Противостояние униатов и православных — межконфессиональная война между греко-католическим духовенством и властями Речи Посполитой с одной стороны и православными горожанами, казаками и духовенством с другой стороны. Её причиной стало желание польской администрации установить в Киеве Унию и завладеть киевскими храмами и монастырями.
1. Предпосылки
1.1. Упадок православия в Западной Руси
После завоевания русских земель Великим Княжеством Литовским православная церковь до XV века играла значительную политическую роль в государстве. Её вероисповедание приняла литовская знать. Все изменилось в XV веке, когда православие по внешним причинам вошло в период продолжительного кризиса. Под влиянием Польши великий князь Литовский, а за ним и его окружение перешли в католичество, а православные утратили право занимать государственные должности. Люблинская уния ещё больше усилила процесс окатоличивания и ополячивания русской элиты, пытавшейся таким образом компенсировать утраченные права. Это лишало православную церковь многих каналов материальной поддержки, так как именно князи и знатные роды строили храмы и открывали при них школы. Особенностью этого периода стало также, что опёка церкви, её своеобразное средневековое спонсороство, постепенно деформировалось и превратилось в обычное владение церковью или монастырём. Правители грубо вмешивались в церковные дела, самовольно назначая митрополитов, епископов и других церковных иерархов. Светская власть начала полностью контролировать духовенство. Подобная кадровая практика привела в том числе к моральному упадку православного духовенства.
1.2. Возникновение идеи Унии
В Польше, в особенности в XV-XVII веках, ощущался культурный подъём. В то время как в Польше имелись хорошо подготовленные и высоко образованные богословы, на русских землях Речи Посполитой православие находилось в упадке и в богословской полемике, как правило, побеждали католики. Опираясь на королевскую власть, иезуитские идеологи двинулись на Восток, где их наступлению с большими усилиями сопротивлялись православные полемисты и одиночные неополячившиеся русские магнаты. Лишь мещанство, в большей степени остававшееся верное православию, давало иезуитам ощутимый политический отпор.
В этих условиях, в высших кругах церковной иерархии православной церкви созревает мысль про целесообразность унии с католической церковью. В основе таких настроений лежали эгоистичные интересы духовенства, нужда церкви и желание владык не только сбересь собственные земельные владения, но и сравняться в политических правах с католических духовенством. Так началась работа по организации и созванием Брестского собора.
Когда эти процессы стали известные православной общественности, в русской среде возникла чрезвычайно напряжённая ситуация. Помимо князя Константина Острожского, против унии выступило мелкое русское дворянство, православный клир среднего звена, мещанство, а также новое сословие — казачество.
2. Причины
Брестскую унию 1596 года признало большинство русских иерархов, однако простые священники и миряне не поддержали идею объединения с католиками. Однако, их мнением никто не интересовался, так как польские власти считали, что по принятию Унии каким-либо пастырем, униатской автоматически становится и его паства, а в собственность к униатам в этом случае должны перейти и земельные владения соответствующего храма или монастыря. Таким образом, борьба, разгоревшаяся между православными и униатами в конце XVI — начале XVIІ века в Киеве, имела не только идеологический, но и экономико-политический контекст.
В этой борьбе закон находился на стороне униатов, чьи права на собственность подкреплялись привилегиями короля Сигизмунда III. Униатские наместники и деятели пользовались ими в судебных разбирательствах против церковных и мещанских структур, отказывавшихся принять Унию. «Цивилизованные» униатские методы встречали стихийное сопротивление православных народных масс, на стороне которых не было закона и которым приходилось опираться на единственную реальную, нелегитимную силу — казаков, которые во многих случаях не давали униатам реализовать свои «права», а слишком резвых поборников закона просто убивали.
3. Разгорание межконфессиональной борьбы
Киевская митрополия считалась униатской, посколько к Унии присоединился сам митрополит Михаил Рогоза. Предусматривалось, что подчинённые Рогозе киевские священники также автоматически признают Унию, однако этого не сделали ни главные монастыри Киева, ни большинство священников, ни миряне во главе с фогтом Яцком Балыкой. Особую стойкость продемонстрировала Киево-Печерская лавра и её игумен Никифор Тур. Преемнику Рогозы Ипатию Потию также не удалось сломить сопротивление печерских монахов. Наконец, король признал поражение и в 1603 году и официально освободил Лавру от униатской юрисдикции, утвердив архимандритом Елисея Плетенецкого.
Это был значимый успех православных, не терявших надежду на победу, несмотря на то, что в руках униатов оставался Софийский собор, несколько храмов Верхнего города и Выдубицкий монастырь. Его архимандритом в 1610 году был назначен униатский наместник Антоний Грекович, которому Потий поручил ответственную миссию — привести киевское духовенство к послушанию. Этой цели Грекович не достиг, так как священники его не признали, а казаки совершили первое предупредительное покушение на его жизнь.
Смена униатского руководства (новым митрополитом стал Иосиф Рутский) никак не отразилась на раскладе сил. Очередным вызовом униатам стало обновление в 1613 году Подольской Успенской церкви и её превращение в соборную. Король Сигизмунд III был вынужден выдать ей охранную грамоту от посягательств униатов. В то же время, униатам удалось посадить на пост киевского фогта своего сторонника Фёдора Ходыку-Кобизевича. Около 1615 года противники унии объединились в Киевское братство, а через год, в 1616 году к нему вместе со «всем войском Запорожским» вступил гетман Пётр Сагайдачный и установил над ним свою опёку. Униаты же демонстрировали свою неспособность организовать продуманные и решительные действия. Когда в 1618 году Грекович попытался силой подтвердить права униатов на владение Михайловским Златоверхим монастырём, казаки его тотчас отбили, утопив наместника в городском колодце. Такая же участь постигла позже собирателя митрополичьих податей Оклинского.
В 1620 году иерусалимский патриарх Феофан благодаря казакам и лично гетману Петру Сагайдачному назначил митрополитом Иова Борецкого, обновив тем самым в Киеве православную иерархию, которая с 1596 года считалась несуществующей. Таким образом было восстановлено равновесие сил, однако борьба продолжалась. В 1624 году горожане напали на Софийскую слободу, ограбив двор Рутского. В январе следующего года в Днепре был утоплен фогт Ходыка-Кобизевич, убит униатский священник Иван Юзефович. Подобная жёсткость не нравилась православным иерархам, начавшим склоняться к компромису с униатами, однако в этом их не поддерживали «низы», не желавшие слушать никаких уговоров в пользу перемирия. Казаки открыто угрожали Иову Борецкому расправой за мягкий настрой по отношению к униатам.
К этому времени победа православных уже отчётливо вырисовывалась. В значительной степени ей благоприятствовала деятельность Петра Могилы. В 1626 году в руки православных вновь начали переходить церкви, монастыри и их имущество. Точку в противостоянии поставила смерть Сигизмунда III. Новый король Владислав IV в 1633 году признал законность православной церкви, а Могиле, ставшему киевским митрополитом, были переданы все киевские храмы и обители. Только Выдубицкий монастырь оставался во владении Рутского до его смерти в 1637 году.
4. Последствия
Борьба православных и униатов в Киеве, а также победа первых в этой городской межконфессиональной войне в конце XVI — начале XVII веков имела чрезвычайно большое общественно-политичное, моральное, духовное и идеологическое значение и в значительной мере определили дальнейший ход истории южной Руси. 40 лет борьбы помогли южнорусскому православию пройти пупть внутреннего очищения и обновили православную церковь, поставив её наряду с казачеством во главе борьбы русского народа против чужеземного господства.
Межконфессиональная война вернула Киеву статус ведущего города Южной Руси, центра общественно-политической, интеллектуальной, научной, культурной и духовной жизни. После Брестской унии галицкие и волынские земли были объектом особо интенсивного давления католичества, а 10-летнее отсутствие православных иерархов способствовало распространению в них Унии, так как некому было назначать новых священников. Постепенно от православия успела отойти значительная часть населения, вынужденная мириться с таким положением дел. По этой причине на Киевщину и в Киев целыми потоками переселялись наиболее стойкие люди, не соглашавшиеся принять Унию. Сюда переносят свою деятельность из Галиции и Львова такие культурные и научные личности как Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Памва Беринда, Лаврентий Зизаний, Иов Борецкий и другие. Также, обновление православной иерархии именно в Киеве, древней столице Руси, подняло престиж города как православной духовной столицы. Киев снова стал колыбелью православия в южной Руси.
Обновление правславной иерархии имело большое значение не только для самой церкви, но и для казачества, благодаря которому в значительной мере это событие и произошло. Таким образом, победа православия в Киеве кардинально изменило роль украинского казачества, резко подняв его престиж.
Литература
Связать?
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Противостояние_униатов_и_православных_в_Киеве_(1596—1637)