Театр. Во второй половине XIX - начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков
русской литературы - А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,
А.М. Горького. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г.
К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге.
Кино. На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, которое сразу получило особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. В 90-х годах отечественными кинолюбителями и фотографами было снято несколько
документальных лент. С 1903 г. стали открываться стационарные
"электротеатры", "иллюзионы". К 1916 г. в России было около 4 тыс.
кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.
Особую известность приобрели фильмы режиссера Я.А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная
и И.И. Мозжухин.
Музыка. Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна "для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов". Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С.П. Дягилева, организовавшего в Европе "Русские сезоны" (1907-1913).В начале XX века внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композиторов, как А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С. Рахманинов, И. Стравинский.
Живопись и скульптура. В изобразительномискусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова ипейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев и др.).В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С.Малевич, P.P. Фальк, М.З. Шагал, и другие проповедовали искусство"чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков
использовали новые пластические формы и светотеневые контрасты.
Архитектура. В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница "Метрополь" (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации. Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал, здание Музея изобразительных искусств, почтамта и здание Госбанка - возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.
II. Советская Россия в 1917-1920 гг.
Внутренняя и внешняя политика.
Большевики, придя к власти, создали принципиально новую политическую систему. Они ликвидировали все старые государственные учреждения: Государственный совет, министерства, местные органы самоуправления - городские думы и земства. Были отвергнуты прежняя система судопроизводства, принципы формирования и функционирования армии. Реализация диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), провозглашенной большевиками, и задача укрепления их власти требовали создания новой государственной машины.
Принципы внешней политики и методы ее проведения также претерпели значительные изменения. Она была крайне идеологизирована, опиралась на идею пролетарского интернационализма и ожидание мировой революции. В первые годы своего существования Советское государство оказалось в полной международной изоляции.
Экономическая и социальная политика. Исходя из своей политической доктрины, в экономической политике большевистское руководство проводило линию на полное уничтожение частной собственности.
Планировалось постепенное обобществление производства и создание
централизованного управления экономикой. Национализировались банки, железнодорожный транспорт, средства связи. Казенные предприятия
были поставлены под государственный контроль. Первоначально частные промышленные предприятия не были национализированы. На них
декретом от 14 ноября 1917 г. вводился рабочий контроль через фабзавкомы. Они следили за производством, продажей продукции и финансовой деятельностью администрации.
Национальная политика определялась "Декларацией прав народов
России", принятой Совнаркомом РСФСР 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. В декабре
1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и
Финляндии, в августе 1918 г. - Польши, в декабре - Латвии, Литвы и Эстонии, в феврале 1919 г. — Белоруссии.
Внутренняя политикавесной 1918 г. В апреле 1918 г. В.И. Ленин,
воспользовавшись заключением мира с Германией, предложил план постепенного построения основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предпринимателей, старой технической интеллигенции ("Очередные задачи Советской власти"). Однако план политики "государственного капитализма" не был реализован.
Наоборот, руководство партии, переименованной в Российскую коммунистическую партию большевиков в марте 1918 г., осуществило попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных политических мер.
Политика "военного коммунизма" включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Главным при этом было: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии.
Политика "военного коммунизма" не только не вывела Россию из экономической разрухи, но и усугубила ее. Нарушение рыночных от-
ношений вызвало развал финансов, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Население городов голодало. Однако централизация управления страной позволила большевикам мобилизовать все ресурсы и удержать власть в ходе гражданской войны.
Список используемой литературы:
1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. Учебник. Москва. Издательство «Проспект», 2004. Стр. 284 – 352.
2. М.М. Горинов, А.А. Горский, В.О. Дайнес. История России с древности до наших дней. Пособие для поступающих в вузы. Москва. Издательство «Высшая школа», 1995. Стр. 178 – 208.
3. Конспекты.