Смекни!
smekni.com

Последние годы существования КГБ (стр. 4 из 5)

Попросившись ко мне на прием, Калугин прямо заявил, что хотел бы и далее работать в органах госбезопасности, причем в Москве, и что, если будет принято такое решение, то он обещает ничего отрицательного о чекисткой организации не писать, а жить с КГБ мирно. Но если, грозил он, его все-таки уволят из органов, то он начнет публично выступать против Комитета госбезопасности и никакого мира не будет»13.

Разумеется, в книге, написанной самим О.Д. Калугиным, все не так: «Я встретился с Крючковым после его назначения председателем КГБ, чтобы прозондировать его позицию по поводу моих публикаций. Он притворно улыбался, и я знал, что это улыбка иезуита. Потом мне рассказали, что он был просто взбешен моими статьями»14.

Ну, а очной ставки между ними не проводили. И мы так и не знаем, кто правильные передает прежний разговор.

Чаще стали возникать склоки по шкурным вопросам. Например, недовольные начальником УКГБ СССР по Омской области написали жалобы, обвинив начальника в незаконном получении квартиры и машины.

Были проблемы у начальника УКГБ по Свердловской области. Писали: «В газетах замелькала и фамилия бывшего начальника УКГБ Корнилова: Юрий Иванович «устроил» зятю машину, а дочери - квартиру...Ю. Корнилов переведен в центральный аппарат КГБ

Были случаи когда иностранные государства награждали советских сотрудников госбезопасности, которые сообщали им сведения, не предоставляемые официально. Например, сотрудник УКГБ СССР по Смоленской области Закиров Олег получил от посла республики Польша памятную медаль. Речь шла о событиях в печально известной Катыни. По данным СМИ О. Закиров, используя служебное удостоверение, обошел ветеранов органов и собрал сведения о катынской трагедии. Закиров был уволен «за выслугой лет и по состоянию здоровья»

Видимо, обрадовавшись полученной иностранной медалью и надеясь получить еще

Закиров рассказал о том, где хранятся архивы КГБ Грузии, Армении и Южной Осетии

Сотрудник УКГБ СССР по Ростовской области был уволен из органов государственной безопасности. Он написал в редакцию журнала "Огонек" письмо, в котором разоблачал якобы имеющиеся злоупотребления руководства УКГБ ("Огонек", N 8, 1990, с.28).

Капитан госбезопасности Ленинского управления КГБ Крымской области Сергей Радченко начал голодовку после того как руководство УКГБ якобы отказалось

реализовать материалы по организованной преступности («Красноярский комсомолец», 05.02.91, с.З).

13. Крючков В.А. «Личное дело», М, «Олимп», в 2-х томах

14. Калугин О.Д., «Прощай, Лубянка»

Подполковник КГБ Владимир Мороз в июле 1990 года написал заявление о выходе из КПСС. Его сразу же отстранили от оперативной работы

По словам А. Стерлигова сотрудники госбезопасности оказались причастны к козням против демократов. «Хотя и в КГБ есть люди, которым все это претит, которые хотели бы нормальной работы. Начальник одной из экономических служи московского КГБ Е. Матвенко выразил свой протест тем, что отказался там работать и сейчас без дела»15.

На общем фоне немногочисленных диссидентов выделялся подполковник Александр Кичихин. Он дослужился до заместителя начальника отделения управления по защите советского конституционного строя КГБ СССР. Неоднократно выступая в СМИ с критикой некоторых аспектов деятельности органов госбезопасности. Выступил с обращение к военнослужащим и сотрудника КГБ И МВД не применять оружие и служить Родине и народу. 19 августа 1991 года подал рапорт об отставке. Затем был в качестве эксперта парламентской комиссии оп расследованию ГКЧП

Вышеперечисленные факты, конечно, только пример. Хотя других фактов было не так и много.

«Было время, когда сотрудники Комитета, его органов и войск материально обеспечивались существенно выше, чем с среднем по стране. В последние 10-15 лет разница в оплате сократилась, но материальный фактор не стал определяющим у желающих работать в органах госбезопасности. Более того, когда из-за недостаточной заработной платы появились случаи ухода из органов, в них оставались только сильные духом и убежденностью в значении чекисткой деятельности для безопасности страны»16.

2.1 Оппозиция и поддержка её ЦРУ.

В некоторых средствах массовой информации критики «демократизации» все чаще и чаще стали приводить факты поддержки различных оппозиционных групп из-за границы. А в то лее время в оправдание иностранной помощи стали появляться статьи, которые старались доказать, что никакая помощь из-за границы не способна развалить политическую систему, если она сама не идет к этому. При этом факт самой помощи всячески завуалировали, ссылаясь на отдельные благотворительные акты отдельных иностранных организаций, не связанных со спецслужбами (на долларах ведь не стоял штамп «поступило от ЦРУ»). В еженедельнике «Новое время» для этого использовали польский пример десятилетней давности.

Утверждение, хотя и, имеющее право на существование, но не бесспорно. Давно известно, что политическая деятельность, как и всякая, осуществляется людьми, которым для этого нужны определенные средства и которым нужно получать зарплату. Если этого нет, то возможен только кратковременный стихийный бунт недовольных, а не долговременная оппозиционная активность.

А вот такая оппозиционная активность проявлялась порой прямо в отношении органов государственной безопасности. В стране были далее сделаны попытки

своеобразного «суда» над органами государственной безопасности. Напомним, что по инициативе комитета по делам молодежи Верховного Совета РСФСР было начато парламентское расследование деятельности КГБ, СССР. Хотели, видимо, сделать себе рекламу, не получилось, не вовремя начали. Нужно было чуть-чуть попозже, а может

быть и другими «нужными» людьми. Всякому овощу свое время. А может быть никто

просто не стал финансировать это расследование, которое, как писала газета

15. «Аргументы и факты», N 34, 1991, с.4

16. Крючков В.А. «Личное дело», М., «Олимп», в 2-х томах.

«Комсомольская правда», было «практически заморожено».

Все что ни делается - к лучилему. Так говорят некоторые, оправдывая все неудачи. Публичное копание в бумагах КГБ могло привести страну к печальным (если не трагическим результатам). Дело в том, что КГБ привлекал к сотрудничеству многих.

Вот что, например, писал знаменитый в годы перестройки демократ Г.Х. Попов: «В КГБ довольно быстро поняли, что от меня молено получить достаточно емкие наблюдения, и они ездить мне не мешали. Мои общие оценки их интересовали, и думаю, что по многим вопросам они подтвердились». Практически, это означало прикрытое признание в каком-то сотрудничестве с КГБ, а сотрудничество с этой структурой было обычно одно - тайное. Многие понимали - лучше полупризнание самого, чем разоблачение другими. А последнее становилось все более и более реальным.

Известны многочисленные факты поддержки различных политических сил из-за рубежа. В результате этого вливания происходили необходимые процессы и достигался планируемый результат. Например, уже в посткоммунистические времена газета «Сегодня» сообщила: "В секретном архиве государственного департамента США хранятся документы, неопровержимо свидетельствующие, что ЦРУ США незаконно финансировало Либерально-демократическую партию, монопольно правившую в Японии с 1955 по 1993 год....Речь идет о тайных операциях ЦРУ в Японии в 1950-60-х годах по непосредственной финансовой поддержке консервативных политиков и Либерально-демократической партии, которые проводили проамериканскую, антикоммунистическую политику»17.

17. «Сегодня», 17.02.95

3.Сильные спец службы означают сильное государство.

Тем временем председатель КГБ, выступая на Верховном Совете, а затем на пресс-конференции, разъяснил всем желающим ему внимать, «что задача КГБ» - борьба с деструктивными силами, а деструктивные силы - это те, что хотят развалить Союз» Видимо, так же думало и большинство сотрудников, которые, как и все военнослужащие, присягали «до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству».

«...Работа спецслужб в конечном итоге не больше чем продолжение политики соответствующих правительств иными средствами...

Совершенно невозможно понять современный мир без учета работы спецслужб...»18

Еще в 1988 году Горбачев писал: «Мы располагаем прочным материальным фундаментом, большим опытом, духовным кругозором для того, чтобы целеустремленно и непрерывно совершенствовать наше общество, добиваться все более высокой отдачи -как количественной, так и качественной от всей нашей деятельности».

Об активном участии Аркадия Вольского в создании этой версии писал Вадим Печенев (Печенев В.А., «Горбачев: к вершинам власти», М, «Господин народ», 1991, с. 103-108).

О том, что Горбачев пользовался доверием и поддержкой Андропова сообщал

Е.К.Лигачев, (Лигачев Е.К., «Загадка Горбачева», Новосибирск, «Интербук», 1992, с. 10, 15), Е.И. Чазов (Чазов Е.И., «Здоровье и власть. Воспоминание «кремлевского врача», М,

18. Яковлев Н.Н., «ЦРУ против СССР», М., «Правда».

«Новости», 1992, с. 184), О.Д. Калугин (Калугин О.Д., «Прощай, Лубянка», М, «Олимп», 1995, с.261) и многие другие. Некоторые из них, конечно, повторяли чужие мысли, но особых сомнений это положение не вызывало у многих.

Интересно, что бывший директор ЦРУ США У.Колби в конце 1992 года, когда поднимался вопрос об американских агентах влияния в СССР, счел нужным подчеркнуть: «Вообще-то все новое руководство России было создано Андроповым...

Он блестяще сформировал и новый класс советского руководства - ведь Михаил Горбачев был его протеже» .

Впрочем, существовала и иная точка зрения. Например, бывший тогда членом Политбюро ЦК КПСС В.В. Гришин вспоминал: «Сейчас пишут о том, что якобы Андропов сориентировался на Горбачева, как на своего преемника на посту руководителя страны. В частности, об этом говорит и пишет А.И. Вольский, который был помощником Ю.В. Андропова. Должен сказать, что в узкий круг руководителей партии Андропов Горбачева не включал, никогда не упоминал его как возможного преемника на посту руководителя партии, ничем не выделял среди других членов Политбюро»19 (Гришин В.В.,. «От Хрущева до Горбачева. Политические портреты пяти генсеков и А.Н. Косыгина. Мемуары», М., «Аспол», 1996, с.66). Однако, эта точка зрения не кажется слишком убедительной, хотя бы уже потому, что Гришин «пострадал» от Горбачева, а народную популярность Андропова «отдавать» обидчику Гришин вряд ли хотел. Да, и подавляющее большинство источников поддерживает иную точку зрения. Кстати, в словам Гришина уже косвенно чувствуется важность быть приемником Андропова.