Министерство Образования Российской Федерации Орловский Государственный Политехнический Университет
Кафедра: Истории
Реферат
На тему: Последние годы существования
КГБ.
Выполнил студент группы 11-ГС: Первых И.М.
Проверил преподаватель: Петру хина Г.И.
Орёл 2004 год.
Содержание.
1.Спецслужбы важнейший орган государства. 5.
1.1КГБ и перестройка.6.
1.2 КГБ и экономика страны. 8.
1.3 Критика КГБ. 9.
2.Развал спец служб ведёт к хаосу в государстве. 11.
2.1Оппозиция и поддержка её ЦРУ. 13.
3Сильные спец службы означают сильное государство. 15.
3.1ФСК наследник КГБ. 16.
Заключение. 18.
Список используемой литературы. 20.
Введение.
Еще тогда, при Эс-Сэ-Сэ-Ре,Однажды Гувер в ФЭ-Бэ-Эре
О вас сказал: ребята - звери.
С такими лучше бы дружить.
Вам - быть!
В.А. Малынщук
Перестройка, перестройка... Ах, куда ты завела?
При обращении к процессам, связанным с сознательным разрушением СССР и дальнейшими событиями в нашей стране, не может не привлекать внимание вопрос о месте и роли в них специальных служб Советского государства. Конечно, высказываться на эту тему — дело во всех отношениях неблагодарное. И высказывания будут не более чем высказываниями, пока мы не увидим документы, а увидим мы их, судя по всему, не скоро.
Вышесказанное было напечатано через пять лет после распада СССР. Цитируемый отрывок имеет политическую направленность («сознательное этот вопрос о месте и роли специальных служб в распаде Советского Союза.
Правление М.С. Горбачева началось для органов госбезопасности как обычное правление очередного генсека. Мало того, именно в этом ведомстве были тогда одни из самых горячих сторонников перестройки. Широко распространялось мнение, что сам Михаил Сергеевич был выдвиженцем Ю. В. Андропова, который за много лет своего чекистского правления превратился в полусвященный эталон для большинства своих подчиненных. Впрочем, не только для подчиненных. Восхождение Юрия Владимировича на должность генерального секретаря ЦК КПСС вызвало вздох облегчения и надежду очень многих советских людей.
Мало того, по мнению некоторых первоначальным автором перестройки страны был именно Ю.В. Андропов. Таким образом, быть выдвиженцем Андропова было очень лестно и выгодно (с точки зрения получения дополнительной народной популярности).
Но к 1985 году (т.е. ко времени прихода Горбачева на должность генсека) в стране накопилось слишком много проблем, которые надо было решать уже давно и которые власти, похоже, не рисковали будоражить (как бы чего не было). Однако, отложенные в долгий ящик и вовремя не разрешенные проблемы как застаревшие болячки. Они решаются гораздо труднее и болезненнее. То же самое и со своевременным омоложением руководящих кадров. Если, во время их не менять накапливается критическая масса недовольных карьеристов, которым все равно какому богу служить,
лишь бы должностью повыше. Сложный это вопрос - кадры. Они, как известно, решают все. Но вернемся ближе к теме основного разговора.
В 1987 году вышло второе (дополненное) издание сборника документов «В.И. Ленин и ВЧК». Как раз в духе времени (или в угоду соответствующей руководящей установки), когда требовалось доказать, что перестройка в определенной степени означает очищение и возвращение к ленинским истокам.
Отмечая это «знаменательное» событие (издание книги «В.И. Ленин и ВЧК») главная коммунистическая газета того времени «Правда» словами М. Степичева сообщила своим читателям: «Деятельность органов КГБ ведется в соответствии с Конституцией СССР, принципами социалистической демократии, на основе крепких связей с трудящимися. Вместе с партией и народом чекисты перестраивают свою деятельность, совершенствуют формы и методы работы, повышая ее эффективность.
Работая под руководством КПСС, ее Центрального Комитета, в настоящее время они своей деятельностью способствуют успешному развитию революционной перестройки в нашей стране....»1
Впрочем, последняя фраза о партийности органов госбезопасности уже через пару лет станет причиной критики со стороны политических противников.
1. Спецслужбы важнейший орган государства.
Каким пришел Комитет государственной безопасности к концу 80-х годов разговор особый. Отметим лишь одно - полным идеалом это ведомство не было. Но есть ли в этом мире вообще идеал? А вот авторитет КГБ в народе был велик и личность Юрия Владимировича Андропова была популярна во многих слоях населения. Правда, за время перестройки этот авторитет несколько уменьшился но он не исчез совсем, а потом и снова пошел в гору, когда говорливый и бестолковый Горбачев перестал нравиться, а решительный и самовлюбленный Ельцин показал к чему привели его так называемые реформы. Но это будет потом чуть позже, а не в конце 80 годов.
1991 году КГБ СССР возглавлял старый соратник Ю.В. Андропова - Крючков Владимир Александрович. Это был последний руководитель могущественных органов ВЧК-КГБ. Но кто знал об этом в начале 1991 года? Впрочем, через несколько лет Крючков написал, что он тогда догадывался. Так это или нет судить не будем (задним умом крепки многие), но в январе 1991 года, во всяком случае, многие еще не верили в крушение органов, как и в крушение всего Советского Союза,
Л.В. Шебаршин вспоминал: «В конце 1990 года большая группа сотрудников управления КГБ по Свердловской области обращается с открытым заявлением в Верховный Совет РСФСР и средства массовой информации по поводу неудовлетворительного положения в управлении и КГБ в целом. Возникает острейший, беспрецедентный конфликт, перехлестывающий рамки комитета. Авторов письма вызывают в Москву, проводится заседание коллегии. Свердловчане говорят горькую правду, это чувствуют все. Их руководители не меняются десятки лет, продолжают выполнять указания местных партийных властей, заставляют работников следить за политическими деятелями, скрытно записывать выступления на митингах. Увлекшись разработкой глобальных концепций организации работы всей системы госбезопасности, начальник управления и его заместители не знают, чем занимаются рядовые работники, и не интересуются ими. Оперативный состав не понимает, какие задачи он должен решать.
Все претензии резонны, однако в ситуации есть и еще один, чрезвычайно важный дисциплинарный аспект. По правилам офицеры должны были обратиться к руководству комитета с требованием навести порядок в их управлении. Они сделали это в обход руководства и предали свое обращение огласке.Коллегия заседает долго и принимает расплывчатое решение - в чем-то
разобраться, что-то устранить, что-то улучшить. Мы плывем по течению».2
История эта началась задолго до августа 1991 года, в конце 1990 года. 64 сотрудника подписали то письмо. В мае 1991 года за злоупотребление служебным положением и взяточничество двум активистом из числа подписантов было предъявлено обвинение. Затем из взяли под стражу. Сразу начались разговоры о том, что это расправляются за написание письма.(«Российская газета», 28.09.91, с.З; «Россия», N41, 1991, с.7; «Коммерсанта, N 41, 1991, с.23)
К концу перестройки КГБ был уже не вполне единым монолитом (а, следовательно, не был и надежным). Сами органы госбезопасности начали тогда постепенно входить в зыбкое болото внутриведомственных конфликтов, которые часто решались привычными половинчатыми мерами. Это расшатывало дисциплину, формировало у некоторых сотрудников («неудачные карьеристы») мысль о возможности решить свои карьерные проблемы без старого привычного способа - службы начальству. Монолит КГБ стал подтачиваться атмосферой, уже несколько лет заполонившей общественные и
1.«Правда» интервью М. Степичева
2. Воспоминания Л.В. Шебаршина
государственные структуры.
1.1.КГБ и перестройка.
Ф.Д. Бобков писал: «..Мало кто знает, что автором перестройки был вовсе не Горбачев - ее стратегическую основу разрабатывал Ю.В. Андропов. К сожалению, слишком мало времени отвела ему судьба и не сумел он осуществить свой грандиозный замысел» (Бобков Ф.Д., «КГБ и власть», М., «Ветеран МП», 1995, с.363). Правда, вряд ли Юрий Владимирович довел бы до такого результата, к которому привел Михаил Сергеевич.
В.А. Крючков писал: «...О необходимости перемен еще задолго до Горбачева говорил и Андропов. Правда, не так размашисто, с известной долей осторожности, присущей ответственному политическому деятелю» Крючков В.А. «Личное дело», М, «Олимп», в 2-х томах, 1996, т. 1, с. 35).
Примерно то же самое говорил и Н.И. Рыжков (Ненашев М.Ф., «Последнее правительство СССР», М., «Кром», 1993, с.23). Список такого рода высказываний можно без труда продолжить.
Приведем еще одно высказывание, но уже самого Юрия Владимировича: «...Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические...Жизнь постоянно выдвигает все новые и новые проблемы, с которыми связано движение нашего общества веред» (Андропов Ю.В., «Избранные речи и статьи», М, Политиздат, 1983, с. 294)
«Шагнув в 1917 году от одного авторитарного режима (царское самодержавие) - к другому, не менее авторитарному режиму политической власти (как бы не оценивать ее деятельность в период Ленина, а Сталина мы почти все безоговорочно осуждаем) мы, советские люди, естественно, остались в плену полумонархических представлений о том, что власть в государстве передается то ли по наследству, то ли по завещаниям наших правителей»3
На память невольно приходит сравнение. Андрей Первозванный (Андропов) и Иисус Христос (Горбачев). Господ бог, надеюсь, простит это сравнение двух атеистов с родоначальниками христианства. Но психологически мысль о том, что Андропов