План
Введение
1 Этническая антисистема по Гумилёву
2 Примеры антисистем в истории
Список литературы
Введение
Антисисте́ма — термин Пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва, который использовал его в этнологии для определения этнической антисистемы; получил широкое распространение в русскоязычной литературе преимущественно в области гуманитарных наук; в настоящее время существует множество пока ещё неудовлетворительных общих определений, например: «система, выполняющая по отношению к данной противоположную функцию» [1], «система с отрицательным уровнем системности» [2], и т.п.
Сам Гумилёв даёт следующее краткое определение[3]:
Антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением.
1. Этническая антисистема по Гумилёву
Лев Николаевич Гумилёв определял этническую антисистему как системную целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос. Антисистема вырабатывает для своих членов общее мировоззрение. Для антисистемы, независимо от конкретной идеологии ее членов, существует одна объединяющая установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей. Среди членов антисистем преобладают люди с футуристическим ощущением времени, то есть таким мироощущением, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое — ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего. Таким образом, реализация целей антисистемы, какими бы они ни были, всегда отнесена к будущему. Идеология антисистемы всегда противопоставляет себя любой этнической традиции, под которой понимается иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, а не только мировоззренческих установок, характерных для каждого конкретного этноса и передаваемых из поколения в поколение. Накопленной этнической традицией определяется своеобразие каждого этноса и его место в ряду других народов. Следовательно, антисистема всегда стремится к моральному уничтожению этноса, из числа представителей которого она инкорпорирует своих новых членов.
2. Примеры антисистем в истории
Л. Н. Гумилёв выделил много примеров проявления антисистем в мировой истории. К ним относятся: гностицизм, манихейство, маркионизм, павликианство, ереси богомилов, катаров (все вышеперечисленное, по Гумилеву, преемственно друг другу и по сути есть одна антисистема), ряд течений исмаилизма, а также опричнина и революционное движение[4] в России. Эти примеры для последователей Л. Н. Гумилёва являются основополагающими и практически не оспариваются.
Л. Н. Гумилёв в своих работах предпочитал не выдавать точных суждений по некоторым древним эпохам истории до XVIII в. до н. э. от которых осталось мало достоверных источников (аберрация дальности), а также не заниматься Новым временем начиная приблизительно с 1815 г. (аберрация близости). Здесь ни у него, ни у его последователей уверенности нет. К антисистемам иногда причисляют режим фараона Эхнатона в Древнем Египте.
Список литературы:
1. «система, выполняющая по отношению к данной противоположную функцию»,
2. «система с отрицательным уровнем системности»
3. Гумилёв Л. Н. Толковый словарь понятий и терминов // Древняя Русь и Великая степь. — М.: АСТ, 2004. — С. 827. — 839 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-021146-5
4. Корявцев П.М. ФИЛОСОФИЯ АНТИСИСТЕМ
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Антисистема