Смекни!
smekni.com

Битва при Сан-Хасинто (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Предыстория
2 Планы сторон
3 Битва
4 После боя
5 Легенда о жёлтой розе
6 Память



10 Гиперссылки

Введение

Битва при Сан-Хасинто (сейчас в округе Харрис, Техас) 21 апреля 1836 года стала решающей битвой Техасской революции. Техасская армия, возглавляемая генералом Сэмом Хьюстоном атаковала и разгромила мексиканские силы под командованием генерала Антонио Лопеса де Санта-Анны в битве, продолжавшейся всего 18 минут. Сотни мексиканских солдат были убиты или попали в плен, техасцы же потеряли убитыми всего девятерых.

Санта-Анна, президент Мексики был захвачен на следующий день и содержался как военнопленный. Тремя неделями спустя он подписал мирные соглашения, по которым мексиканская армия должна была покинуть район, что подготовило почву для будущей независимости Техасской республики. В соглашениях не было специально отмечено о признании Техаса независимым государством, но они содержали условие, что Санта-Анна будет добиваться такого признания в Мехико. Сэм Хьюстон стал национальной знаменитостью, а боевой техасский клич «Помни Аламо!» и «Помни Голиад!» вошли в американскую историю и легенды.

1. Предыстория

В ранние годы независимости Мексики многочисленные англо-американские иммигранты поселялись в мексиканском Техасе, бывшим частью штата Коауила-и-Техас. В 1835 году они подняли мятеж против мексиканского правительства президента Санта-Анны, после того как он разорвал конституцию 1824 года, распустил мексиканский конгресс, законодательную власть и установил диктатуру. После захвата небольших мексиканских аванпостов и разгрома мексиканских гарнизонов техасцы сформировали временное правительство и провозгласили декларацию независимости.

Сотни добровольцев из Соединённых Штатов стекались в новообразованную республику, чтобы помочь колонистам добиться независимости. Из этих добровольцев были сформированы два полка регулярной техасской армии. Другие добровольцы (включая техасцев и теханос) также образовали несколько рот для защиты различных объектов, могущих стать целью мексиканской интервенции. Для примера в битве при Сан-Хасинто участвовали кентуккийские стрелки, рота, которую привёл из Цинцинати и северного Кентукки Сидни Шерман. Они были единственными в техасских вооружённых силах, кто носил униформу. Остальные отряды носили лишь формальную форму (как новоорлеанские Серые, другая рота, образованная в Америке. Пребывая в рядах регулярной техасской армии, они сражались и погибли в битве за Аламо).

В 1836 году Санта-Анна лично повёл войско в 3000 — 3500 мексиканцев на подавление техасского мятежа. Сначала он вступил в Сан-Антонио-де-Бехар и 6 марта после 12-дневной осады уничтожил техасский гарнизон при штурме Аламо. На правом направлении мексиканского наступления генерал Хосе де Урреа разбил второй отряд техасцев у Голиад. Санта-Анна счёл сдавшихся ему людей бандитами и пиратами, и приказал расстрелять большинство (около 350 человек) из них, что и было выполнено 27 марта в Пальмовое воскресенье (Голиадская резня).

Главные техасские силы под командованием Хьюстона медленно отступали на восток. Президент Дэвид Бернет не был поклонником Хьюстона и считал, что он не способен развернуться и дать бой своим мексиканским преследователям. Несмотря на это, он часто посылал Хьюстону депеши с требованиями повернуть и сражаться. Опасаясь возможности внезапного и быстрого продвижения мексиканцев, Бернет и техасское правительство покинули Вашингтон-на-Бразосе, временную столицу Техаса и поспешно направились к Мексиканскому заливу. Резиденция правительства был перенесена в Харрисбург (сейчас это окраина Хьюстона), позднее на остров Галвестон. В кильватере правительства двигались тысячи перепуганных колонистов, как техасцев так и теханос по дороге, позднее ставшей известной как Бедовая дорога (англ. Runaway Scrape).

Первоначально Хьюстон двигался к реке Сабин, границе Соединённых Штатов, где собиралась федеральная армия под командой генерала Гейнса Пендлтона для защиты Луизианы от возможного вторжения Санта-Анны после расправы с техасскими повстанцами. Однако Хьюстон вскоре повернул на юго-восток по направлению к Харрисбург.

Санта-Анна преследовал Хьюстона. Он замыслил ловушку: три колонны мексиканцев должны были сойтись в точке расположения Хьюстона и разгромить его. Однако Санта-Анна отправил одну колонну на захват временного правительства, а вторую для защиты линии снабжения. Сам он возглавил оставшуюся колонну (около 900 человек), противостоящую Хьюстону. Санта-Анна настиг Хьюстона 19 апреля возле переправы у города Линчбург. Он занял позицию у стечения рек Сан-Хасинто и Буффало-Байю. Тем временем Хьюстон разбил лагерь меньше чем в километре от Санта-Анны на другой стороне поля.

2. Планы сторон

Сэм Хьюстон в битве. Фрагмент картины, расположенной на здании Капитолия штата Техас

Считая, что Хьюстон зажат в угол, Санта-Анна решил дать своей армии отдых 19 апреля, а 22 апреля двинуть войска в атаку. После прихода подкрепления в 500 человек под командой генерала Мартина Перфекто де Коса силы Санта-Анны составили приблизительно 1400 человек. Санта-Анна поставил де Коса и его людей на свой правый фланг у реки. Своё единственное оставшееся орудие (медную пушку под 12-фунтовые ядра) он поставил в центре. Также он возвёл баррикаду высотой в 5 футов (1,5 м) из ранцев и багажа для защиты пехоты. Кавалерию, состоящую из ветеранов, Санта-Анна поместил на левом фланге и ушёл составлять план завтрашней атаки.

Утром 21 апреля Хьюстон провёл военный совет, на котором большинство его офицеров высказались за ожидание атаки Санта-Анны. Однако он не согласился с их мнением, решив предпринять со своей армией в 900 человек внезапную атаку в полдень. Он рассудил, что время на стороне Санта-Анны, который может собрать свою разбросанную армию. Это было рискованно, потому что мексиканцы стояли на равнине. При подходе техасская армия была уязвима для огня. Поэтому Хьюстон решил послать кавалерию в обход, а линию своей пехоты растянуть максимально тоньше. Несомненно, свою роль сыграла фатальная ошибка Санта-Анны, который на время полуденной сиесты не выставил часовых на посты вокруг лагеря и не выслал дозорных и разведчиков.

Дерзкий план генерала Хьюстона получил одобрение у военного министра Техаса Томаса Дж. Раска, который благодаря настойчивости президента Бернета догнал армию, чтобы помогать советами Хьюстону. В 3:30 пополудни генерал Хьюстон построил людей в боевые линии для предстоящей атаки. От мексиканских взоров их укрывали деревья и небольшой гребень горы. Им предстояло пересечь открытое поле между ними и мексиканской армией. Отсутствие дозорных со стороны Санта-Анны оказалось роковой ошибкой.

3. Битва

«Сёстры-близнецы» {копии}. Оригиналы орудий видели в последний раз 1865. См. [1]

21 апреля в 16:30 после донесения разведчика Глухого Смита о сожжении моста Винц (таким образом обе армии остались без путей отступления) главная техасская боевая линия двинулась вперёд. Флейтист заиграл популярную мелодию: «Придёшь ли ты в беседку, которую я построил для тебя».[1] Генерал Хьюстон лично повёл пехоту, поставив 2-й полк добровольцев под командой полковника Сидни Шермана на левый фланг. За линией 2-полка следовал 1-й полк добровольцев под командой полковника Эдварда Барлесона. В центре порядка катились вперёд две небольшие медные гладкоствольные пушки (которых называли «сестры-близнецы») подаренные жителями Цинцинати (Огайо). Артиллеристов под командой майора Джорджа У. Хокли поддерживали четыре роты пехоты под командой капитана Генри Вакс Карнеса. Правое крыло войска составлял полк техасских регулярных войск под командой полковника Генри Милларда. Далеко со стороны правого фланга двигались 61 техасских всадника под командой новоиспечённого полковника Мирабо Ламара (днём раньше он был всего лишь рядовым. Но благодаря отваге и находчивости, проявленных им в краткой стычке с мексиканцами 20 апреля он был незамедлительно повышен в звании до полковника, а впоследствии стал вторым президентом Техаса). Он собирался обойти левый фланг мексиканцев.[2]

Техасская армия быстро и неслышно пересекла заросшую высокой травой равнину, остановившись всего в нескольких дюжинах ярдов от лагеря Санта-Анны. Внезапно с криками «Помни Аламо!» и «Помни Голиад!» техасцы атаковали лагерь. Они приблизились на расстояние на в несколько ярдов к мексиканцам и открыли огонь. Воцарилось смятение. Армия Санта-Анны состояла в первую очередь из профессиональных солдат, приученных сражаться в рядах, ведя огонь в шеренгах по противнику. Большинство из них оказались неготовыми и даже невооруженными перед этой внезапной атакой. Генерал Мануэль Фернандес Кастрильон отчаянно пытался организовать хоть какое-то подобие организованного сопротивления, но вскоре пал под выстрелами и погиб. Его подчинённых охватила паника, и они обратились в бегство, линия мексиканской обороны быстро развалилась.

Сотни деморализованных и приведённых в смятение мексиканцев были разбиты наголову, множество обратилось в бегство вдоль берега реки. Часть солдат сплотилась и попыталась дать отпор техасцам, но по вине своей подготовке они остались с недостаточным снаряжением перед лицом отлично экипированных техасских колонистов в рукопашном бою. Генерал Хуан Альмонте командовал остатками боеспособных и сопротивляющихся сил, но вскоре с 400 людьми вынужден был сдаться Раску. Остаток когда-то гордой армии Санта-Анны погрузился в хаос.

Во время краткой, но ожесточённой битвы Хьюстону прострелили левую лодыжку, а Санта-Анна сбежал. В течение 18 минутного боя техасская армия одержала ошеломляющую победу. Мексиканцы потеряли 630 человек убитыми, 208 ранеными и 730 пленными.[3]

4. После боя

William Huddle. Картина «Сдача в плен Санта-Анны», показывающая сильных мексиканцев, сдающихся раненому Сэму Хьюстону

Сбежавший в ходе битвы Санта-Анна снял свою богато украшенную форму и переоделся в мундир рядового драгуна, чтобы избежать обнаружения. На следующее утро на его поиски выслали партию, в составе который были Джеймс Сильвестр, Вашингтон Секрест, Сион Бостик и мистер Коул. К несчастью для Санта-Анны было широко известно, что он носит шёлковое белье. Кроме того, он имел глупость ответить на обращение «El Presidente». Благодаря этому техасцы точно знали, кого они захватили. Хьюстон пощадил его жизнь, он предпочёл вступить с ним в сделку, заключив соглашение о прекращении военных действий и вывода с территории Техаса оставшихся войск Санта-Анны.