План:
1. Введение.
2. «Смутное время» и Калуга.
2.1 Лжедмитрий I.
2.2 Восстание И.И. Болотникова.
2.3 Лжедмитрий II и польская интервенция.
2.4 Гетман Сагайдачный и калужский край.
3. Заключение.
4. Использованная литература.
1. Введение.
Конец XVI – начало XVII вв. вошли в историю российского государства как период «Смутного времени», наложившего отпечаток на события почти всего XVII века.
Со смертью в 1598 году царя Федора Иоанновича, не оставившего после себя детей, пресеклась первая в истории нашего государства династия Рюриковичей. Русское боярство, сильно пострадавшее во времена Ивана Грозного, хотело формальным актом ограничить власть нового царя, выбранного из их среды. Обладая огромными земельными богатствами и опираясь на древние обычаи, знать претендовала на то, чтобы делить власть с царем. Романовы, Шуйские, Мстиславские добивались Шапки Мономаха, считая, что имеют права на русский престол. После утверждения в 1589 году на Руси патриаршества, во главе православной церкви встал московский митрополит Иов.
Он и собрал в своих палатах Земский собор для избрания государя. На заседаниях Собора присутствовало высшее духовенство («Освященный собор»), Боярская дума и представители служилых людей и торгово-промышленного населения Москвы – всего около 600 человек.
Два лица казались наиболее вероятными кандидатами на престол. Это был царский шурин Борис Годунов, который последние годы реально правил страной, и двоюродный брат царя Федора Иоанновича Федор Романов. Патриарх был сторонником Годунова и предложил выбрать именно его. Собор согласился и единогласно предложил престол Борису. Он отказывался от власти, надеясь, что Земский собор выберет его безо всяких условий. Он отказался от власти , надеясь, что Земский собор выберет его безо всяких условий. Его надежды оправдались, но в глазах бояр Годунов так и остался худородным выскочкой.
Вскоре они начинают тайную борьбу против нового царя. Наступает первый этап смуты: 1598-1605 гг. боясь покушений на свою власть, Борис под любым предлогом удаляет от себя подозрительных для него бояр. Воспользовавшись доносом, в 1600-1601 годах он подвергает гонениям бояр Романовых, а Федора Романова под именем Филарета постгигают в монахи.
Годунов делает ставку на служилых людей и бюрократию, продолжая политику закрепощения и ужесточения крепостного права: в 1592 году были составлены новые писцовые книги, в которых крестьяне были переписаны на занятых ими землях, в 1597 году была установлена пятилетняя давность для сыска и возвращения беглых крестьян и т.д. В то же время Годунов проявлял живой интерес к посвящению и успехам западной цивилизации, всячески поощрял развитие торговли. Царь первый из русских государей послал несколько дворянских детей за границу «для науки разных языков и грамоте», в стране развивалось книгопечатание, в ряде городов были открыты типографии. При нем идет интенсивное строительство новых городов, расцветают старые. Однако в целом городское население в России начала XVII века не более 2%. Развитие шло медленно, положение большинства населения было бедственным.
В 1600-1602 г.г., Россию поражает неурожай – три года дожди и ранние морозы начисто истребляют крестьянские посевы. Начался страшный голод. Правительство пыталось с ним бороться. В крупных городах казна поставляла на рынок дешевый хлеб, в Москве началось строительство, давшее народу заработок. В Кремле, например, появляется в это время невиданное ране техническое новшество – водопровод.
Но накормить всех нуждающихся было невозможно: народ бросал свои дела, хозяйство и разбегался. Современники имели основание упрекать богатых землевладельцев в том, что они спекулировали хлебом и обогащались за счет голодающего народа. Но не в этом была главная причина бедствия. Суровость климата, феодальная система земледелия, усиление крепостной зависимости крестьян дали невозможным создание таких запасов зерна, которые могли бы обеспечить страну продовольствием в условиях длительного неурожая.
Беда дала выход давно зревшему народному гневу. Голодные люди составляли вооруженные отряды, нападали на помещиков, грабили проезжих на дорогах. Осенью 1603 года правительственные войска разгромили большой отряд «разбойников» в окрестностях столицы. Волнения 1603 года послужили прологом дальнейших драматических событий. Именно в этом году на исторической сцене появляется первый самозванец – Лжедмитрий I, объявившийся в Литве. Власти в Москве вскоре установили, что под именем якобы чудесным образом спавшегося сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия – скрывается беглый монах Чудова монастыря Гришка отрепьев. По свидетельствам современников, он был юношей редких способностей и, похоже, искренне верил в свое царское происхождение. В Польше, например, Отрепьев рассказывал, как некий брат из монашеского сословья узнал в нем царского сына по осанке и «героическому нраву». Большинство историков считает, что появление самозванца подготовили бояре. Ключевский, например, прямо говорит, что «самозванец был их произведением», тем более, что Отрепьев состоял одно время слугой при дворе Романова, обвиненного в заговоре против Годунова[1]. Известный советский историк Р.Скрынников, напротив, утверждает, что «самозванческая интрига родилась не в боярской, а в Церковной среде»[2].
Как бы то ни было, в Польше Григорий тайго принял католичество и подписал договор с обязательством в течении года привести все православное царство Московии в лоно католичества. При помощи польских магнатов и короля самозванец навербовал до двух тысяч наемников и двинулся с ними в Россию. Здесь его войско потерпело ряд поражений в столкновении с войсками Годунова, но в 1605 году, в разгар борьбы с Лжедмитрием, царь неожиданно скончался. Этим закончился первый этап смуты, когда, с одной стороны, знать боролась за власть в условиях пресечения династии Рюриковичей, а с другой – нарастала борьба крестьян против усиления крепостного гнета. Годунова в развитии нашего государства присутствовала тенденция к европейскому типу развития, хотя она и была «умеренной и непоследовательной». Отмечается также, религиозность Годунова на протяжении его правления все время усиливалась, что перекрывало возможность перехода к светскому государству.
Большое значение и печальную известность приобретает Калуга в смутное время. Она была в это время сильным укрепленным пунктом.
Но для начала, вспомним краткую историю Калуги до Смутного времени. Впервые в источниках Калуга появляется только в духовной Дмитрия Донского: «а Колуга и Роща сыну же моему Кн. Андрею»[3]. Но если Калуга в 1389г., когда умер Дмитрий Донской, уже существовала, то, разумеется, она возникла ранее; по мнению некоторых, в качестве деревни она существовала очень давно, но как волость нет оснований возводить ее древнее Симеона Гордого, который, вероятно, построил этот город ввиду наступления литовцев на части нынешней Калужской губернии, именно там, где теперь Калуга. Историк И.Д. Четыркин делает догадку, не должна ли Калуга защищать Городенск (в 12 верстах от Калуги; волость упоминается в духовной Ивана Калиты) со стороны дороги в Алексин-Тулу. Несомненно, эта догадка состоит в связи с преданием, что Калуга в настоящее время занимает уже четвертое место. Предание это, однако, не восходит далее половины XVIII в. И впервые появилось в «Топографических известиях» (1772 г.), ко времени самозванцев Калуга стояла уже на теперешнем месте, т.е. на левом берегу Оки, между ручьями Березуйским и Жировским. Несмотря на то, что Калуга была пограничным, опасным пунктом, несмотря на то, что в 1578 г. Стефан Баторский, король польский, требует у Москвы возвращения Калуги как старинного владения Литвы,- Московское правительство считает ее, по-видимому, крепким и надежным своим городом. Именно в царствование Грозного в ней без боязни держали 17 лет (до 1572 г.) в плену крымского посла Яна Болдыя. После недолгого правления царя Федора Ивановича (1584-1598) на престол взошел Борис Годунов (1598-1605). Он отдает Калугу в удел сыну шведского короля Эрика – Густаву, которого хотел женить на своей дочери. Молодой принц пробыл хозяином города около года, после чего был переведен в Углич и далее в Ярославль, где в 1607 году «скоропостижно скончался», ненамного пережив предполагаемого тестя. Впоследствии царь назначает городским воеводой своего родственника И.И. Годунова. Надо отметить, что очень часто сменялись тогда ратные начальники: военные стычки, распри и т.д. Достаточно сказать, что с 1528 по 1661 год воеводы в Калуге менялись 25 раз. Образно говоря, Калуга XVI – XVII веков – это большой военный лагерь тех времен.
В XVI в. Калуга была не только военным пунктом. Герберштейн сообщает, что она вела торговлю красивой деревянной посудой с Москвой и Литвой. Есть также сведение, что в 1515 г. Тверской епископ послал патриарху Константинопольскому в подарок между прочим три става (поставца) калужских.
Со времен Годунова в ней был большой деревянный острог, внутри которого помещалось пять храмов – Покровский, Архангельский, Егорьевский за лавками, Богоявленский и Рождественский (Никитский). Город делился на 6 сотен, и дворов в нем вместе со слободами было свыше 600[4].
Важнейшими событиями первой четверти XVII века, которые развернулись на территории края, является крестьянская война под руководством И.И. Болотникова и борьба против польских интервентов.
Многолетнее пребывание калужских городов, сел и деревень в зоне постоянных военных столкновений русских с крымскими татарами и Литвой откладывало свой отпечаток на жителей края. Власть феодалов в этих районах была менее прочной, чем в центральных областях, крестьянство чувствовало себя более свободно. Поэтому с введением крепостного права в конце XVI века оно не могло примириться с резким ухудшением своего положения.