Бок о бок с мужчинами-воинами не менее отважно сражались и женщины. Историки сообщали, что савроматские девы великолепно ездят верхом, отменно владеют оружием, участвуют в походах, носят мужскую одежду и, что любопытно, не выходят замуж до тех пор, пока не одолеют в бою врага. В сарматском обществе женщины до определённого времени занимали высокий статус. Они могли исполнять функции жриц, а иногда даже были вождями племён.
Конь для кочевников-сарматов был буквально «всем» и был особо почитаем в их среде. Тацит, в частности, отмечает, что «доблесть сарматов лежит как бы вне их самих» - то есть в их лошадях. Сарматы приносили Небесным Коням щедрые дары, а иногда и самих коней жертвовали небожителям, дабы умилостивить их.
Но вернёмся к истории Сарматии. После завоевания европейских территорий Скифии сарматы стали одним из самых могущественных и влиятельных народов древнего мира. Сарматией стала называться вся Восточная Европа вместе с Кавказом. С сарматскими племенными союзами считались далёкий Китай на Востоке и набиравший силу Рим на Западе.
В 125 году до н.э. западные (европейские) сарматы - росколаны и языги, обосновавшиеся в степях Северного Причерноморья, создали сильную федерацию племён, дабы противостоять натиску соседей — азиатских сарматов. Это было своего рода прото-государство, где главенствующее положение занимало племя т.н. «царских сарматов».
Из многочисленных источников известно, что европейские сарматы вели постоянные войны с Римом. В первой половине I века нашей эры языги расселились в междуречье Дуная и Тисы, а вслед за ними к границам Империи подошли роксоланы, осевшие в нижнем течении Дуная, на территории современной Румынии. Сарматы воевали с римскими легионами очень успешно. Они совершали опустошительные набеги в провинции Империи, принуждали Рим к выплате дани и даже нередко, разумеется, за щедрое вознаграждение, служили ему в качестве наёмников. В 117 году росколаны, лишившиеся регулярной выплаты дани, совместно с союзниками-языгами вторглись в дунайские провинции Рима. Империя воевала с ними два года и была вынуждена снова платить дань. Сарматский царь Распараган, носивший два титула - «царь роксоланов» и «царь сарматов», заключил с римлянами мирный договор.
В 160-170-е годы Империя снова сражалась со своими чересчур неугомонными соседями. Война была долгой и кровопролитной. Правда, со временем она надоела всем противоборствующим сторонам. В итоге, в 179-м году, император Марк Аврелий заключил с языгами мирный договор, по которому сарматы могли вести торговлю на римском берегу Дуная, а языги, в свою очередь, вернули Риму сто тысяч пленных. Несколько тысяч языгов-конников согласились поступить на римскую службу, а часть их впоследствии отправилась в Британию. Выдающийся исследователь традиционных обществ и мифов Жорж Дюмезиль считает, что именно сарматы-языги вдохновили кельтских поэтов на создание волшебных легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
Европейская Сарматия воевала с Римом и позже, прибегая, в зависимости от ситуации, то к войне, то к вполне дружеским взаимоотношениям. Сарматские наёмники служили римским императорам и германским королям-конунгам. Некоторые группы сарматов осели в римских провинциях. Следы их присутствия выявлены в Восточной и Западной Европе: в Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, а также во Франции, Италии и Великобритании.
Сарматские племенные союзы Восточной (Азиатской) Сарматии населяли обширные евразийские пространства. Аорсы и сираки проживали на землях между Азовским и Каспийским морями, а на юге их владения заканчивались на Кавказе. Аорсы, что в переводе означает «белые», на рубеже нашей эры потеснившие сираков, были самым сильным союзом племен сарматов и занимали, поистине, колоссальную территорию. Их кочевья простирались от Дона, Каспия, Нижнего Поволжья и Предкавказья и доходили до степей Средней Азии и Южного Приуралья. Аорсы и сираки были столь сильны, что «запросто» могли выставить против врага внушительные рати. Так, царь сираков Абеак собрал двадцать тысяч всадников, тогда как царь аорсов Спадин — двести тысяч, поскольку, как отмечает хронист, «верхние аорсы владели более обширной страной».
На Северо-Западном Кавказе сираки, силой подчинившие себе народ меотов, создали своё государство, одной из столиц которого был город Успа неподалёку от восточного побережья Азовского моря.
Богатели и процветали восточно-сарматские племена аорсов, контролировавшие торговые пути, шедшие через Кавказские горы в Среднюю Азию и Китай. В китайских источниках страна аорсов называлась «Янтсай». Она была важнейшим посредником в торговле Востока и Запада.
Сираки и аорсы были также известны и как искусные, высоко профессиональные, воины. В середине I века до н.э. они совместно оказывали военную помощь боспорскому царю Фарнаку, а в середине I века уже нашей эры принимали участие в противоборстве Митридата III и его брата Котиса, но уже как противники. Тацит сообщает, что объединённые силы римлян, аорсов и боспорцев захватили резиденцию сиракских правителей - город Успу, а царь сираков Зорсин сложил оружие и сдался в плен царю аорсов Евнону.
Среди восточных сарматов особенно выделялись аланы, воинственный союз кочевых ираноязычных племён, оказавшихся в поле зрения античных авторов в начале новой эры. Современники называли их «храбрыми», «неукротимыми» и «вечно воинственными». Название племени аланов происходит от древнеиранского слова «ариана», распространённого в скифо-сарматской этнонимике. Во II веке новой эры источники упоминают Аланию как страну аланов. Приблизительно в середине III столетия, судя по китайским хроникам, владения аорсов стали называться «Аланья» и тогда же, что поразительно, из источников исчезли названия других племён сарматов. Историк Аммиан Марцеллин, живший в IV веке, утверждает, что аланы распространили своё имя на народы, побеждённые ими в нескончаемых войнах. Аланы совершали разорительные набеги в Армению, Атропатену и даже доходили до Каппадокии. Для Кавказа они стали сущим «бичом божьим». Сталкивалось с ними и Боспорское царство, а римская кавалерия немало полезного переняла из аланской боевой тактики, благодаря которой их конница считалась непобедимой.
Возрождение Сарматии
В XV-XVI веках Великая Сарматия неожиданно вернулась из небытия в образе блистательного аристократического «сарматизма» - мировоззрения и стиля. Современный исследователь Алексей Кресин пишет: «Впервые фиксируем сарматизм в более широком понимании в работах украинского мыслителя С. Ориховского (1513-1566). Для него, Сарматия – это Речь Посполитая, а сарматы – народы, которые ее населяют. Причем поляки являются ядром сарматских племен и объединяют их» (А. Кресин «Украинский Сарматизм»). В Густинской летописи (1623-1627), небезынтересном историческом памятнике, сообщается, что «энеты... из Малой Азии вышли и, придя в Сарматию, сарматами нареклись...». Энеты — это венеды-сарматы, древнейшие жители малоазиатской Трои, эмигрировавшие в Сарматию и занявшие там место прежних обитателей - цимбров-киммерийцев. По мнению историка С. Величко, в Белоцерковском универсале 1648 года Богдана Хмельницкого воспроизводится ещё одна, также не лишённая некоторого «своеобразия», «сарматская теория», из которой следует, что сарматы, населявшие Украину, разделились и какая-то часть их поселилась на землях нынешней Польши. В отличие от Ориховского в универсале нет речи о польском первенстве — наоборот, там утверждается, что непомерная жадность поляков побудила их к захвату Руси - «своих братьев».
Грандиозное, незабываемое зрелище, воспетое высоким поэтическим стилем. Генрик Сенкевич великолепным литературным слогом описывает атаку польских витязей в своём монументальном романе-эпопее «Огнём и мечом».
Почти шесть веков царственная Великая Сарматия устрашала античный мир, трепетавший при приближении облачённых в доспехи и вооружённых длинными мечами и копьями сарматских конников. И только в III веке появился серьёзный противник — племена северян-готов, пришедших с северо-запада Европы, сумевший нанести ей ощутимый и очень болезненный удар. В IV веке сарматы, оправившиеся после войны с готами, были смяты и раздавлены несметными, сметающими всё на своём пути, ордами гуннов — пришельцами из холодной Сибири. И только тогда грозный народ «опоясанных мечом» исчез и растворился в потоках Реки Времени. В конце V века аланы, до того переселившиеся в Галлию, слились с местными племенами. Аланы, вошедшие в состав орд Аттилы, обосновались в Нижней Мёзии, но вскоре и они исчезли без следа.
Список литературы:
1)
2)
3)