Смекни!
smekni.com

Интифада Аль-Аксы, хроника первых недель (стр. 2 из 7)

7 октября правительство Эхуда Барака приняло решение «временно» оставить гробницу Иосифа. Несмотря на то, что полиция ПНА в Наблусе обещала, что комплекс останется под её охраной, после того, как израильские солдаты покинули его, толпа арабов ворвалась в здание ешивы, сожгла оставшиеся книги и само здание[33]. (См. также фото и клипы штурма и разрушения гробницы [34]).

Только в конце 2008 года, после восьми лет борьбы[35][36][37][38] и жертв[39], гробница была восстановлена, и в неё был открыт доступ израильтянам[40].

2 октября в перестрелке убит 19-летний пограничник. Многие дороги были перекрыты палестинцами и израильскими арабами. Тем временем в некоторых еврейских поселениях начали раздавать оружие.

На созванном экстренном совещании кабинета министров правительство возложило ответственность за происходящее на Арафата. При этом назначенные на следующую неделю израильско-палестинские переговоры отменены не были. Напротив, министр Бен-Ами подчеркнул, что эти переговоры необходимо продолжать.

В тот же день генерал Джибриль Раджуб сделал очередное заявление: палестинцы готовятся к перенесению боевых действий в крупные города Израиля[2].

Согласно Д. Контореру, «информированные источники сообщали, что Арафат был взбешен неспособностью своих „полицейских“ отрядов и боевиков организации „Танзим“ причинить ЦАХАЛу ощутимый урон. Он снова и снова откладывал прекращение огня, требуя от своих подчиненных вдохновляющих сведений о потерях Израиля»[32].

6 октября — беспорядки в Старом городе после того, как полиция (по совету политиков) передала полномочия на проверку безопасности на его воротах арабам[21] (см.выше).

7 октября премьер-министр Э.Барак в своем обращении к гражданам Израиля возложил ответственность за эскалацию насилия на руководителя ПНА Я.Арафата[41].

8 октября
В связи с ситуацией в сфере безопасности, Управление Радио-теле вещания продолжило передачу выпусков новостей по каналу «Решет Бет», несмотря на наступление «Судного дня» — Йом Киппур (обычно в этот день все каналы израильского радио и ТВ прекращают работу до его истечения [41]).

Обстрел поселения Псагот из Рамаллы был прекращен после того, как ЦАХАЛ предложил жителям Рамаллы эвакуироваться из своих домов, прежде чем будет открыт ответный огонь.
Подобное предупреждение не было сделано в Хевроне, и обстрел еврейского квартала продолжился.

Аэропорт в секторе Газа был закрыт (кроме полетов Арафата) по распоряжению Барака после того, как 7 октября в районе КПП Рафиах был обстрелян автобус, перевозящий его работников. 8 человек было ранено, из низ 3 — серьёзно[41]).

9 октября. Беспорядки и атаки, целью которых были израильские военные силы и мирные граждане, продолжились на всей территории Западного берега и Газы в полном соответствии с политикой ПНА, призвавшей к насилию и аггрессии[42].

После того, как из арабских районов Хеврона был открыт огонь по еврейскому кварталу, ЦАХАЛ провёл вертолетную атаку на незастроенную часть района Abu-Snenah .

Вечером был забаррикадирован южный выезд из Бейт-Лехема после того, как из него был открыт огонь по Эфрате.

Иерусалимский район Неве-Яков был обстрелян ночью из соседней арабской деревни Dahat al-Barid. Цахал открыл ответный огонь.

В других инцидентах (Tul Karem, Nablus, Ayosh Junction, Гуш-Катиф) Цахал также был вынужден открыть ответный огонь.

Согласно заявлению армейского пресс-центра:

· «ЦАХАЛ в последние 10 дней проявлял максимальную сдержанность и придерживался, насколько это возможно, оборонительной тактики. Однако, как видно из сводки, сдержанность не дала желаемого эффекта»[42].

Интифада израильских арабов

1 октября в поддержку на стороне палестинцев вступают израильские арабы, граждане Израиля, проживающие как на Севере — в районе Галилеи, так и на Юге — в районе Негева. К ним присоединяются и арабы, проживающие в центре страны — в Яффо, рядом с Тель-Авивом. В отчете комиссии Ора, созданной правительством Барака по следам октябрьских беспорядков в Израиле, приведены многочисленные свидетельства того, как тысячи демонстрантов парализовали страну, разрушая собственность евреев и атакуя их на основных израильских шоссе. В ряде случаев, действия вышедшей из под контроля толпы реально угрожали жизни евреев. В одном из таких случаев на Приморском шоссе погиб Жан Бехор. В отчете также приведены данные о применении «коктейлей Молотова», стрелкового оружия, рогаток, забрасывания камнями против израильских граждан и полицейских[43].

Ещё 18 сентября 2000 года, за две недели начала интифады, более чем 35 тысяч израильских арабов приняли участие в седьмом «мирном» ралли ежегодном Северного исламского движения под девизом: «Мечеть Аль-Акса находится в опасности», организованного мэром Ум-эль-Фахма шейхом Раедом Салахом. в ответ на заявления Салаха о том, что

· «Исламский мир обладает эксклюзивными правами на все святые места в Иерусалиме, а Израиль — нет», толпа скандировала:

· «Духом и кровью, мы освободим тебя, Аль-Акса!»[43].

B первый день интифады депутат Кнессета Дхамше (ранее призывавший «ломать руки и ноги» израильским полицейским, следящим за соблюдением законности в арабском секторе[32]), заявил: .

· «Мы приложим все усилия для того, чтобы арабские граждане Израиля мобилизовались на спасение мечети Эль-Акса» [44].

Пик беспорядков пришёлся на 1-2 октября. Утром 1 октября «отряд израильской полиции был блокирован в одной из деревень Западной Галилеи. Когда полицейские сочли, что ситуация выходит из-под контроля и угрожает их жизням, они открыли огонь, в результате чего шестьдесят человек получили ранения; погибших в том инциденте не было»[44].

«В тот же день беспорядки распространились практически на все арабские населенные пункты севера Израиля. Демонстрации в городе Умм-эль-Фахм отличались особым размахом; в них принимал участие и мэр города, руководитель Северного крыла Исламского движения шейх Раад Салах. При разгоне этих демонстраций два человека погибли»[44].

Яаков Бен-Амо из кибуца Бейт-Альфа подвергся нападению, когда ехал из Умм эль-Фахм в сторону перекрестка Мегидо. Арабы заставили его выйти из машины и подожгли её[45].

"В Бака-эль-Гарбии были подожжены три банка. В Нацерете демонстранты разгромили местное отделение банка «Ха’поалим» и сети универсальных магазинов «Ха’машбир ле’цархан». Массовые антиизраильские демонстрации прошли также в Яффо, где арабы забрасывали камнями и бутылками шоссе, связывающее Тель-Авив и его южный пригород Бат-Ям, и на юге страны[44].

Комиссия глав арабских местных советов объявила о всеобщей забастовке в арабском секторе и об объявлении 2 октября днём траура по погибшим в городе Умм-эль-Фахм демонстрантам.

2 октября в Умм-эль-Фахме, Кфар-Кане, Кфар-Касеме, Акко, Яффо, Нацерете и других городах продолжались беспорядки, движение на многих транспортных артериях было приостановлено, полностью блокированы въезд в еврейский город Нацрат-Илит и в промышленную зону города Рош-ха’айн.

Жителям Нацрат-Илита, Кацира и Ювалим впервые довелось пережить арабскую блокаду.

· «Сорок процентов населения в моем городе составляют репатрианты из бывшего СССР», — заявил в интервью израильскому телевидению мэр Нацрат-Илита Менахем Ариав. — «Многие из них приехали сюда из районов, ставших в последние годы ареной ожесточенных межнациональных конфликтов. Почва ушла у них из-под ног, и здесь, в Галилее, они рассчитывали обрести надежное убежище. Как я могу объяснить им происходящее, когда мой город отрезан, и люди не могут выйти на работу? Когда арабские пули долетают до их домов?»[32].

«Демонстранты громили светофоры и линии электропередач, забрасывали камнями жилые дома в еврейских населенных пунктах и проезжавшие по шоссе машины, перекрывали перекрестки. При разгоне этих демонстраций погибли шесть арабских граждан в возрасте от 17 до 25 лет; многие были ранены»[44].

3 октября продолжаются беспорядки и погромы, один человек погиб, ещё один был ранен и умер день спустя. По всей стране прокатилась волна поджогов лесных массивов. Вечером Барак встретился с членами Комиссии глав арабских местных советов и призвал их прекратить беспорядки, пообещав создать независимую комиссию «для расследования действий полиции, повлекших за собой значительные человеческие жертвы среди арабских граждан Израиля»[44].

4 октября в Яффо сотни арабов жгли шины, забрасывали камнями полицию и журналистов. Полиция проявила сдержанность. 8 арабов были арестованы, когда ситуация грозила выйти из-под контроля. 5 человек, из них 3 журналиста, были ранены.

6 октября начинаются ответные беспорядки со стороны евреев. Сотни молодых жителей Тверии сжигают шины у мечети, нападают на арабов[46].

В Иерусалиме десятки молодых ультра-ортодоксов забрасывали камнями арабские автомобили, проезжающие через их районы. На место была вызвана полиция, которая спасла несколько арабских рабочих в районе ул. Shmuel Hanavi, также подвергшихся нападению.

7 октября возле торгового центра в Нацерет-Иллите (еврейский город рядом с арабским Назаретом) десятки молодых арабов и евреев забрасывают друг друга камнями. В торговом центре Ор-Акивы возле Кейсарии вспыхивает драка между евреями и арабами.

8 октября Тысячи[46] евреев участвовали в насильственных действиях против израильских арабов. В (не самом благополучном) микрорайоне «Тиква» в Тель-Авиве, были подожжены три квартиры, принадлежащие арабам. Сотни жителей противостояли полиции, скандируя: «Смерть арабам». Демонстранты подожгли арабский ресторан Avazi, после того, как заставили его работников покинуть здание. Два «арабских» автомобиля, припаркованных перед рестораном, также были подожжены. Анти-арабские беспорядки прошли также в Яффо, Бат-Яме и Петах-Тикве.