Смекни!
smekni.com

Петр I освещение его деятельности в работах В.Ключевского (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Оценка реформ Петра I в трудах В. О. Ключевского……………………...4

2. Анализ преобразований Петра Великого в работах П. Н. Милюкова……8

3. Взгляды С.Ф.Платонова на деятельность Петра Великого………………..10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

Введение

Важное место в спорах о сущности реформ Петра Великого занимает гипотеза о приоритете внешнеполитических целей над внутренними. Гипотеза эта была выдвинута впервые Милюковым и Ключевским.

Первым открыто усомнился в величии Петра П.Н.Милюков.

Особенно Ключевский, в своих взглядах надеятельность Петра Великого, исходил из взгляда, что Россия при Петре пережила непереворот, а только потрясение. Ключевский называет Петра великим ремесленником на троне.

В своей работе "Петр Великий" академик Платонов всячески стараетсяреабилитировать Петра и его дело в глазах нынешнего поколения.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена взглядами выдающихся историков на реформаторскую деятельность Петра I.

Целью исследования является изучение аспектов критики реформ Петра I в трудах историков.

Объектами исследования являются работы Ключевского, Платонова, П.Милюкова, посвященные Петру I.

Предметом исследования являетсяПетр I и освещение его деятельности в работах В.Ключевского, Платонова, П.Милюкова.

Задачи исследования:

1. рассмотреть оценку реформ Петра I в трудах В. О. Ключевского;

2. привести анализ преобразований Петра Великого в работах П. Н. Милюкова;

3. описать взгляды С.Ф.Платонова на деятельность Петра Великого.

1. Оценка реформ Петра I в трудах В. О. Ключевского

Выдающийся буржуазный историк пореформенного периода - В. О. Ключевский (1841-1911) - в оценке преобразований Петра I проявлял двойственность. С одной стороны, он не мог отрицать выдающейся роли первого российского императора и прогрессивного значения осуществленных им преобразований. Но, с другой стороны, он одним из первых в буржуазной историографии начал подчеркивать элементы случайности и бесплановости в реформах первой четверти XVIII века. Ключевский считал петровские реформы обусловленными Северной войной, в которой и усматривал главную движущую силу преобразований. Вместе с тем он попытался развенчать личность Петра I, отмечая в его деятельности сочетание великого и мелкого.

В статье "Петр Великий среди своих сотрудников" В. О. Ключевский, очерчивая яркий образ этого деятеля XVIII в., стремился показать, что Петр I будто бы в своей деятельности как правитель проявил новые черты: "это - неослабное чувство долга и вечно напряженная мысль об общем благе отечества, в служении которому и состоит этот долг".

Установление самодержавия в России, конечно, привело к некоторому изменению в формулировках идеологического оправдания самодержавия; в частности, понятие "общего блага", столь характерное для "просвещенного абсолютизма", проповедовалось не одними российскими самодержцами. Однако под этим "общим благом" понимались узкие классовые интересы, в первую очередь дворянства. Личные высокие качества Петра I вызвали стремление дворянской и буржуазной историографии резко противопоставлять деятельность Петра I его предшественникам.

Не избежал этого и В. О. Ключевский, нарисовавший явно идеалистический образ царя, будто бы подчинявшего все свои помыслы служению государству.

В трактовке реформ Петра I, их причин и характера осуществления, В. О. Ключевский был близок к взглядам П. Н. Милюкова, которые тот высказал в исследовании - "Государственное хозяйство России в первую четверть XVIII в. и реформы Петра I". И сам Ключевский в своем "Курсе русской истории" смотрел на совершавшиеся изменения в социально-экономической жизни страны в начале XVIII столетия главным образом сквозь призму правительственных преобразований. Тем не менее, и Ключевский вынужден был признать крайний схематизм построений Милюкова, ядовито отметив, что многие выводы последнего получились в результате излишнего доверия к денежным документам XVIII в.

В.О.Ключевский ставил государственные преобразования во взаимосвязь с состоянием народного хозяйства, упрекая Милюкова в том, что тот "в своем исследовании строго держится в кругу явлений государственного хозяйства, в трафарете финансовой росписи; а такую близкую к государственному хозяйству область, как хозяйство народное, оставляет в тени".

Образ Петра I складывается у Ключевского долго и сложно. Так в "Исторических портретах" знаменитый историк развивает мысль Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как "вождя", почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами.
Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и другим должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более проявлялась антимонархическая позиция Ключевского. Он укоряет Петра за самодурство, деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения поставленных задач и т.п.

Убежденность в непогрешимости гипотезы о приоритете внешнеполитических целей над внутренними привела Ключевского к выводу, что реформы имеют различную степень важности: он считал военную реформу начальным этапом преобразовательной деятельности Петра, а реорганизацию финансовой системы - конечной его целью. Остальные же реформы являлись либо следствием преобразований в военном деле, либо предпосылками для достижения упомянутой конечной цели. Самостоятельное значение Ключевский придавал лишь экономической политике.

По мнению Ключевского Петр вообще не хотел производить никакихреформ, он только "хотел вооружить русское государство умственными иматериальными средствами Европы". Только постепенно "скромная иограниченная по своему первоначальному замыслу "реформа" превратилась в

упорную внутреннюю борьбу". Ключевский дает еще более эластичную трактовку"реформаторской" деятельности Петра, чем Соловьев. И еще более

противоречивую чем Соловьев, то утверждавший, что "Петр – продолжательстарого движения" и он "решал старую, не им поставленную задачу и решал неновым способом", то доказывавший, что Петр заставил Русь пережитьвсесторонний переворот. Ключевский заявляет, что Петр не хотел производитьникаких реформ, только постепенно реформа превратилась в борьбу, но Русьпережила не переворот, а только потрясение, но что реформа "усвоилахарактер и приемы насильственного переворота, своего рода революции".

Этот довод, неудачная попытка замутить воду. Революцию можно прижелании называть, конечно, "своего рода революцией" или иначе, чтобысоздать желаемое впечатление. Ведь сам же Ключевский утверждает, чтопетровская реформа "была революцией и по своим приемам и по впечатлению,каковую от нее получили современники". Итак, согласно взгляду Ключевскогото, что осуществил Петр, было революцией "и по своим приемам и повпечатлению, каковое от нее получили современники". Кажется, есть всенеобходимые признаки революции. Но тут Ключевский спохватывается изаявляет, что все-таки это была не революция, а "это было скореепотрясение, чем переворот. Это потрясение было непредвиденным следствиемреформы, но не было ее обдуманной целью".

2. Анализ преобразований Петра Великого в работах П. Н. Милюкова

17 мая 1892 г. в актовом зале Московского университета Милюков защищал свою магистерскую диссертацию «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого». Защита проходила по вышедшей одноименной книге. Работа была построена на огромном документальном материале, впервые вводимым автором в научный оборот. Новым явился и замысел исследования: раскрытие связи реформы Петра I в области государственного устройства с государственной экономикой страны. Европеизация России являлась для Милюкова неизбежным результатом ее внутренней эволюции, одинаковой как для Европы, так и для России, но задержанной условиями среды. Идея подготовленности, органичности реформ Петра I была завоеванием предшествующей исторической мысли. При этом в работе утверждался тезис об ограниченности личного влияния Петра I напроведение самих реформ.

Первым открыто усомнился в величии Петра П.Н.Милюков. Основываясь на выводах своего исследования преобразовательной деятельности в фискально - административной области, которую он полагал вполне репрезентативной для оценки личного вклада царя в реформы, Милюков утверждает, что сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его окружением.

Таким образом, Милюков, в ходе своего исследования обнаруживает длинный ряд “реформ без реформатора”.

В свое время, точка зрения Милюкова привлекла большое внимание, однако распространенной она стала позднее, когда появились обобщающие труды М.Н. Покровского, в которых Петр предстает уже вовсе безвольным орудием капитала.

П. Милюков, один из учеников Ключевского, в своих "Очерках по истории русской культуры" видит в реформах Петра только результат "случайности, произвольности, индивидуальности, насильственности".

Грандиозность затраченных средств всегда соединялась у Петра со скудостью результатов.

Не соглашаясь с такой оценкой реформы Петра Милюковым, Платонов считал, что роль Петра в проведении реформ "была сознательна и влиятельна,