Смекни!
smekni.com

Ориентализм



План
Введение
Список литературы

Введение

Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению).

Уникальным явлением предстаёт ориентализм в России, географически, исторически и этнографически сочетающей многие культурные традиции в своём общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики — до архитектуры.

Существуют свои стилистические особенности, до сих пор присутствующие в виде различных проявлений в искусстве Испании, чему причиной известный период в истории этой страны.

Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри). Засилию восточного влияния нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций, имеющие самостоятельное происхождение. Поэтому излишнее увлечение экзотикой, каковой, в конечном счёте, является ориентализм, в Европе и в России, в частности, подвергалось критике. С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, поскольку увлечение экзотизмом, по их мнению, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет — это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле.

Из европейских художников, в творчестве которых, в разной степени и с различной акцентуацией прослеживаются явные признаки ориенталистики, можно назвать Ж. О. Д. Энгра, О. Верне, Т. Готье, В. В. Верещагина, Э. Делакруа, Ж.−Л. Жерома, Э. Фромантена [1], Р. Бредена, Ф. Зима, П. Клее, А. Марке, М. И. Пикова, А. Матисса, П. Дюбуа [2], В. А. Фаворского, Л. Шульца и мн. др.

Если вспомнить, какое влияние оказало японское искусство (укиё-э) на формирование колористических взглядов постимпрессионистов, то и здесь можно говорить об определённом влиянии Востока (В. Ван Гог, например, копировал японские гравюры). В значительной степени руководствуется строем восточного миропонимания в своей системе цветоведения И. Иттен [3].

Можно говорить об ориентализме в творчестве такого писателя и востоковеда, как Ян Потоцкий.

Французская литература изобилует примерами разной степени тяготения к Востоку — от колониалистских настроений К. Фаррера, который, однако далеко не всегда предстаёт исключительно как «носитель светоча европейской культуры», — до апологетики такого особого, уникального явления в европейскй философии, каковое являет собой Рене Генон, в своём мировоззрении опирающийся на суфийские принципы.

В английской культуре мы наблюдаем подобную оппозицию в лице Р. Киплинга и Рамачараки (В. Аткинсона).

Восточные мотивы присутствуют в русской поэзии от В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова до Н. С. Гумилёва.

С современной концепцией ориентализма, построенной на понимании этого явления, исходя из представлений принадлежащего к восточной культурной традиции мыслителя, но имеющего фундаментальное западное образование, выступает американский учёный арабского происхождения Э. В. Саид (1935—2003).

Список литературы:

1. Эжен Фромантен — энциклопедия «Кругосвет»

2. Paul Elie Dubois в frwiki

3. Иттен Иоханнес. Искусство цвета. Д. Аронов. Москва. 2000 ISBN 5-94056-001-6

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ориентализм