Смекни!
smekni.com

Моцарт, Вольфганг Амадей (стр. 2 из 3)

Вена. Кенотаф Моцарта.

Умер Моцарт 5 декабря в 00-55 часов ночи 1791 года от неустановленной болезни. Тело его нашли вздутым, мягким и эластичным, как это бывает при отравлениях. Этот факт, а также некоторые другие обстоятельства, связанные с последними днями жизни великого композитора, дали основание некоторым биографам отстаивать именно эту версию причины его смерти. В настоящее время большинство исследователей считает её несостоятельной. Похоронен Моцарт был в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, так что само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.

2. Творчество

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами[4].

Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта[4].

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

3. О Моцарте

Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки.

— Борис Асафьев

Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий.

— Рихард Вагнер

У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва.

— Иосиф Бродский

Его музыка безусловно не просто развлечение, в ней звучит вся трагедия человеческого бытия.[5]

— Бенедикт XVI

4. Память

· 2 шиллинга 1931 года — австрийская памятная монета, посвящённая 175-летию со дня рождения Моцарта

· 1 евро 2002 года — австрийская монета с изображением Моцарта

· Почтовый блок Армении, посвящённый 250-летию со дня рождения Моцарта, 2006 год

· Моцарт на марках Армении, 2007 год

· Моцарт на марке Молдовы, 2006 год

6. Произведения

Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно — ниже приведены наиболее известные из них:

5.1. Драмы. Пьесы. Книги.

· «Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» — 1830, А. С. Пушкин, драма

· «Моцарт на пути в Прагу». — Эдуард Мёрике, повесть

· «Амадей». — Питер Шеффер, пьеса.

· «Несколько встреч с покойным господином Моцартом». — 2002, Э. Радзинский, историческое эссе.

· «Убийство Моцарта». — 1970 Вейс, Дэвид, роман

· «Возвышенное и земное». — 1967 Вейс, Дэвид, роман

· «Старый повар». — К. Г. Паустовский

· «Моцарт: социология одного гения» — 1991, Норберт Элиас, социологическое исследование о жизни и творчестве Моцарта в условиях современного ему общества. Оригинальное название: «Mozart. Zur Sociologie eines Genies»

5.2. Фильмы

· Моцарт и Сальери — 1962, реж. В. Гориккер, в роли Моцарта И. Смоктуновский

· Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери — 1979, реж. М. Швейцер В роли Моцарта В. Золотухин, И.Смоктуновский в роли Сальери

· Амадей — 1984, реж. Милош Форман, в роли Моцарта Т. Халс

· Очарованные Моцартом — 2005 документальный фильм, Канада, ZDF, ARTE, 52 мин. реж. Томас Вальнер и Ларри Вайнштейн

· Известный искусствовед Михаил Казиник о Моцарте, фильм «Ad Libitum»

· «Моцарт» — двухсерийный документальный фильм. Транслировался 21.09.08 на канале «Россия».

· «Маленький Моцарт» — детский мультсериал, основанный на реальной биографии Моцарта.

5.3. Мюзиклы. Рок-оперы

· Mozart! — 1999, музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце

· Mozart L'Opera Rock — 2009, создатели: Albert Cohen/Dove Attia, в роли Моцарта: Mikelangelo Loconte

Компьютерные игрыMozart: Le Dernier Secret (The Last Secret) — 2008, разработчик: Game Consulting, издатель: Micro ApplicationПроизведения Оперы

· «Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория

· «Аполлон и Гиацинт» (Apollo et Hyacinthus), 1767 — ученическая музыкальная драма на латинский текст

· «Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо — «Деревенский колдун»

· «Притворная простушка» (La finta semplice), 1768 — упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони

· «Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto), 1770 — в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина

· «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль)

· Betulia Liberata, 1771 — оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна

· «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль)

· «Луций Сулла» (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа

· «Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера

· «Мнимая садовница» (La finta giardiniera), 1774-5 — снова возвращение к традициям оперы-буфф

· «Царь-пастух» (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль)

· «Заида» (Zaide), 1779 (реконструирована Х.Черновин, 2006)

· «Идоменей, царь Критский» (Idomeneo), 1781

· «Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль

· «Каирский гусь» (L’oca del Cairo), 1783

· «Обманутый супруг» (Lo sposo deluso)

· «Директор театра» (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия

· «Женитьба Фигаро» (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.

· «Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787

· «Так поступают все» (Così fan tutte), 1789

· «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), 1791

· «Волшебная флейта» (Die Zauberflöte), 1791. Зингшпиль

7. Другие произведения

· 17 месс, среди которых:

· «Коронационная», KV 317 (1779)

· «Большая месса» C-moll, KV 427 (1782)

· «Реквием», KV 626 (1791)

Часть «Реквием» Моцарта "

· около 50 симфоний, в том числе:

· «Парижская» (1778)

· № 35, KV 385 «Хаффнер» (1782)

· № 36, KV 425 «Линцская» (1783)

· № 38, KV 504 «Пражская» (1786)

· № 39, KV 543 (1788)

· № 40, KV 550 (1788)

· № 41, KV 551 «Юпитер» (1788)

· 27 концертов для фортепиано с оркестром

· 6 концертов для скрипки с оркестром

· Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)

· Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)

· 2 концерта для флейты с оркестром (1778)

· № 1 Соль мажор K. 313 (1778)

· № 2 Ре мажор K. 314

· Концерт для гобоя с оркестром Ре мажор K. 314 (1777)

· Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор K. 622 (1791)

· Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор K. 191 (1774)

· 4 концерта для валторны с оркестром:

· № 1 Ре мажор K. 412 (1791)

· № 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783)

· № 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787)

· № 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786)

· 10 серенад для струнного оркестра, в том числе:

· «Маленькая ночная серенада» (1787)