Смекни!
smekni.com

Кузбассовцы - труженики тыла (стр. 1 из 2)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Перестройка работы в тылу на военный лад…………………………………3

2. Эвакуация в Кузбасс заводов страны…………………………………………6

3. Кузбасская деревня в военное время…………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

История Кузбасса берет свое начало из далекого прошлого, когда в 1721 году рудознатец Михайло Волков обнаружил на берегу реки Томи первое угольное месторождение. Это открытие дало мощный толчок промышленному освоению края, определило его роль и значение в жизни России. В 30-е годы XXвека Кузбасс стали называть «индустриальным сердцем страны».

Есть и нелегкие страницы в истории Земли Кузнецкой. Горькие испытания выпали на долю Кузбасса в годы Великой Отечественной войны. Каждый третий из кузбассовцев, ушедших на фронт, не вернулся с поля боя. А в тылу люди не смыкали глаз у станков и мартеновских печей, сутками не выходили из забоев шахт, не покладая рук работали на полях.

В начавшейся Великой Отечественной войне обеспечение фронта всем необходимым для ведения боевых действий всецело зависело от деятельности тыла, которым стала вся страна. Труженики тыла разворачивали работу под лозунгом «Все для фронта». Жизнь и вся работа в тылу перестраивалась на военный лад. По инициативе са­мих трудящихся 26 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ, которым вводились повсеместно сверхурочные работы и отменялись отпуска.

В формировании в восточных районах страны военного хозяйс­тва - основном арсенале фронта - возрастала роль Кузбасса. Добыча угля в бассейне с начала Великой Отечественной войны неуклонно возрастала. Существенной перестройке подверглась деятельность Кузнецкого металлургического комбината. С первых дней Великой Отечественной войны наращивал производство кокса, химической продукции и газа Кемеровский коксохимический завод. Перестраивали свою работы другие заводы.

Целью написания данной работы является изучение и характеристика работы тружеников тыла Кузбасса в 1941-1945 годах.

1. Перестройка работы в тылу на военный лад

На основании разработанного военно-хозяйственного плана на третий квартал 1941 года, утвержденного 30 июня Политбюро ЦК ВКП (б), шахтам Кузбасса увеличивались планы угледобычи, сокращались объемы финансирования и нормативы материаль­но-технического снабжения, провозглашался строжайший режим экономии. Стахановцы предвоенного времени М. П. Симович, А. С. Соловьев, С. А. Халявин, А. К. Ябров и вместе с ними мно­гие шахтеры стали выполнять нормы в военный период на 200 и более процентов. Целый ряд шахтеров стали работать за себя и за ушедшего на фронт напарника. Аналогичной была картина на других предприятиях страны. Так синтез стремления стаха­новцев выполнять норму на 200 процентов и более и работать за двоих, за себя и ушедшего на фронт товарища, положил начало движению двухсотников военного времени.

На шахты шли женщины и молодежь, создававшая комсомольско-молодежные бригады. Стремление отдельных из них трудиться по-фронтовому переросло в стране в движение фронтовых бригад. Первой фронтовой в Кузбассе стала бригада Григория Токарева.[1]

А когда часть западных районов оказалась захваченной фа­шистскими оккупантами, СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 года и на 1942 год для районов Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. В целях экономного и рационального расходования ограниченного продовольственного фонда была введена карточная система. Минимальные нормы устанавливались для работников легкой промышленности - 500 граммов хлеба в день. Наиболее высокие нормы - для рабочих тяжелой и оборонной промышленности. Самая высокая калорийность набора продуктов, выдаваемых по карточкам, устанавливалась для шахтеров, в том числе 800 граммов, а в отдельных случаях 1000 граммов хлеба.

В формировании в восточных районах страны военного хозяйс­тве - основном арсенале фронта - возрастала роль Кузбасса. Добыча угля в бассейне с начала Великой Отечественной войны неуклонно возрастала. Однако в конце сентября она несколько снизилась, а с ноября 1941 года стала резко падать. Ухудшилось обеспечение шахт крепежным лесом, взрывчаткой, горношахтным оборудованием и инструментом, запасными частями. Большин­ство руководителей сосредоточивали все усилия на организации очистных работ - непосредственной выдаче угля и подготовке очистного фронта не уделяли необходимого внимания. Не справ­лялся с отгрузкой угля железнодорожный транспорт, в результате на поверхности шахт скопился двухмесячный запас добытого топлива. Крайние трудности создавала нехватка рабочих кадров. За второе полугодие 1941 года выбыло 25 процентов рабочих по эксплуатации (занятых на добыче угля).

Но настойчиво борясь с трудностями, шахтеры в марте 1942 года преодолели низшую точку падения угледобычи и начали ее наращивать. Важную роль в этом сыграло введение почти на всех шахтах бассейна парторгов ЦК ВКП(б), обеспечивавших усиление политической и организаторской работы в горняцких коллекти­вах. Одновременно СНК СССР 9 апреля 1941 года выдвинул перед Кузбассом задачу увеличить добычу необходимого металлургам коксующегося угля.

Существенной перестройке подверглась деятельность Кузнецкого металлургического комбината. В ночь на 23 июня 1941 года его руководство получило задание наладить выпуск броневой стали и бронелиста. Но мартеновские печи комбината были рассчитаны на выплавку рядового металла - для рельсов, балок, швеллеров. Поэтому для опыта переоборудовали мартеновскую печь №11, сделав на ней специальную футеровку, увеличив толщину ее стен в два раза. От этого каждая плавка переоборудованной 185-тонной печи уменьшилась до 125 тонн. К тому же шихту разогревали в обычной печи и затем доваривали в переоборудованной. Общая выплавка стали уменьшилась. И тогда путем улучшения состава шихты и совершенствования технологического процесса осво­или выпуск броневой стали в обычных 185-тонных печах. Для изготовления из нее броневого листа переоборудовали обычный прокатный стан.

За образцовое выполнение правительственного задания по ор­ганизации производства танковой брони Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 ноября 1941 года орденами и меда­лями была награждена группа работников Кузнецкого метал­лургического комбината. В их числе мастер мартеновского цеха № 2 А. Н. Томилин, начальник этого цеха Г. В. Гурский, мастер мартеновского цеха №1 П. Д. Никитин, начальник блюминга В. Д. Смирнов и др.

Перестраивал свое основное производство Кемеровский азотно-ту-ковый завод. За 1941 год валовая продукция завода возросла на 40 процентов. На заводе было организовано изготовление фугасных бомб, он участвовал в производстве мин и минометов.

Привлекались к выпуску оборонной продукции Анжеро-Суд-женский рудоремонтный завод, Прокопьевский завод лампового хозяйства (ЗОЛХ), а также многие небольшие мастерские в Ново­кузнецке, Кемерове, Белове, Гурьевске, Яшкине. Гранаты стали изготовлять даже мастерские горноспасательной станции в Ленинске-Кузнецком. В выпуске запалов для гранат участвовали коксохимический и азотно-туковый заводы г. Кемерово.

Мощным стимулом в повышении трудовой активности шахтеров явилось награждение Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1942 года более 800 передовых уголь­щиков страны орденами и медалями. Среди них были многие кузбассовцы. В том числе ордена Ленина удостоились забойщи­ки Е. В. Некрасов, И. Н. Смокотин, Н. Н. Сыстеров, А. Н. Ябров, навалоотбойщик Н. Н. Быструшкин, бригадиры забойщиков Н. Я. Лелюх, С. А. Халявин (уже работавший парторгом на шахте им. Ярославского), многие другие.

Коллектив Кемеровского азотно-тукового завода вместе с работ­никами Красноуральского химического завода выступили с иници­ативой организовать Всесоюзное социалистическое соревнование предприятий химической промышленности. Почетное право вы­ступить инициатором Всесоюзного соревнования угольщиков было предоставлено коллективу Прокопьевской шахты « Коксовая-1». Так труженики Кузбасса стали инициаторами Всесоюзного сорев­нования в стране, в том числе в трех решающих базовых отраслях военной экономики. Ежемесячное подведение итогов, вручение коллективам-победителям переходящих Красных знамен ГКО и денежных премий способствовало дальнейшему росту трудовой активности на всех предприятиях.

2. Эвакуация в Кузбасс заводов страны

Вместе с действовавшими в Кузбассе предприятиями на нужды фронта начинали работать прибывавшие сюда эвакуированные заводы.

В Кемерове было размещено оборудование 38 предприятий и часть другого эвакооборудования. На этой основе существенно расширились комбинат № 392, азотно-туковый и коксохимичес­кий заводы и было создано 11 новых заводов. В том числе № 606 (мехзавод), № 319 (Коммунар), № 573 Наркомата боеприпасов, № 6 Наркомавиапрома, Подковный (Наркомата обороны), заводы Наркомхимпрома «Карболит», № 510, № 11 и № 630 (Анилино-красочный), № 652 (КЭМЗ) Наркомэлектропрома, №36 Наркомздрава. В г. Новокузнецке (не считая трех реэвакуированных) осталось оборудование 15 эвакуированных предприятий. На его базе су­щественно расширился Кузнецкий металлургический комбинат и возникло шесть новых заводов: № 526 Наркомата вооружения, а также алюминиевый, ферросплавный, металлоконструкций, цементный и «Красный тигель».

В Прокопьевске были созданы электромеханический завод №651 (ПЭМЗ), рудоремонтный завод и табачная фабрика. Воз­ник в Ленинске-Кузнецком завод «Красный Октябрь», завод Наркомата электропромышленности №587 и №588 Наркомата вооружения.

В Анжеро-Судженске на базе эвакуированных были созданы ма­шиностроительный завод «Свет шахтера» и стекольный завод.

Строившийся в Киселевске машиностроительный завод Нар-комугля был передан Наркомату боеприпасов и получил №605. На него прибыло оборудование московского завода боеприпасов № 70 им. Владимира Ильича. Прибыло сюда оборудование завода «Красный Круль» из Таллина и завода из г. Рутченкова. На его базе возник Киселевский завод угольного машиностроения.