Независимый эмират (965—1091)
В 948 году фатимидский калиф Исмаил аль-Мансур назначил Хасана аль-Кальби эмиром Сицилии (948—964). Последний смог победить византийцев и основал династию Кальбитов. Кальбиты нападали на Южную Италию вплоть до прекращения существования эмирата в XI веке. Так, в 982 году войско императора Священной Римской империи Оттона II потерпело поражение от мусульман около Кротоне в Калабрии.
Период упадка эмирата начался с правления эмира Юсуфа аль-Кальби (990—998). Сын последнего Джафар аль-Кальби проводил крайне жёсткую внутреннюю политику. После того, как берберы подняли восстание против него, он изгнал всех берберов с острова. При Аль-Акхале (1017—1037) обострились династические распри, так что часть правящей семьи вступала в союз с Византией и берберской династией Зиридов. К началу правления эмира Хасана ас-Самсама (1040—1053) эмират фактически распался на враждовавшие между собой крохотные княжества.
3.4. Упадок и норманское завоевание
В XI веке различные правители Южной Италии, которым мусульмане постоянно угрожали своими набегами, начали прибегать к помощи норманских наёмников. В результате именно норманны под предводительством Рожера I завоевали Сицилию, прекратив существование эмирата. В 1060 году норманн Роберт Гвискар вторгся на Сицилию, которая в этот момент была поделена на три примерно равных по силе и размеру эмирата. Христианское население приветствовало норманнов. Рожер I, захватив предварительно Апулию и Калабрию, с армией из 700 рыцарей завоевал Мессину. В 1068 году он нанёс поражение мусульманам при Мизильмери, а после ключевой битвы за Палермо Сицилия практически полностью перешла под контроль норманнов. Завоевав остров, норманны сместили эмира Юсуфа ибн-Абдаллу.
Отдельные области Сицилии ещё некоторое время находились под властью мусульманских правителей. Так, Энна (Каср-Ианни) управлялась эмиром Ибн аль-Хавасом в течение многих лет. Его преемник, Ибн-Хамуд, в 1087 году сдался норманнам и перешёл в христианство. Вместе со своей семьёй, он получил дворянское достоинство и поместье в Калабрии, где и закончил свои дни. В 1091 году последние мусульманские города, Бутера и Ното, а также Мальта, сдались христианам, на чём Сицилийский эмират формально прекратил своё существование.
Норманское Королевство Сицилия отличалось религиозной толерантностью[6]; арабский в течение как минимум века оставался одним из государственных языков. Внук Рожера II Фридрих II Гогенштауфен (1215—1250) разрешил мусульманам селиться на материке и строить мечети. Они могли служить в армии, и даже среди телохранителей Фридриха были мусульмане. Вместе с тем, под давлением римских пап, Фридрих предпринял и ряд репрессивных мер против ислама. Это вызвало восстания сицилийских мусульман, которые, в свою очередь, были подавлены. Фридрих II приказал переселить всё мусульманское население Сицилии вглубь материка, в Лучеру. Процесс переселения шёл постепенно, последние депортации произошли в 1240-х годах. (В 1300 году мусульманская колония в Лучере была уничтожена неаполитанским королём Карлом II). Население Сицилии было латинизировано и обращено в римско-католическую религию.
4. Арабские и исламские влияния
Ислам оказал существенное влияние на культуру и язык Южной Италии, которое заметно и в настоящее время. На Сицилии после норманского завоевания возник особый стиль в архитектуре, известный под названием арабо-норманского. В архитектурных сооружениях XI—XIII веков соединяются арабские, византийские, романские и норманские черты. Этот эклектический стиль встречается только на Сицилии, наиболее известные памятники этого стиля сохранились в Палермо и включают, среди прочего, кафедральный собор. Арабо-норманские черты присущи и другим памятникам этого времени за пределами Сицилии, как то некоторые дома в Мдине на Мальте или кафедральный собор Салерно.
Следы арабского влияния сохранились в сицилийском языке, а также в географических названиях. Так, множество названий с корнями «Калата-» или «Кальта-» происходят от арабского Qal`at… (قلعة) — «замок».
Знание арабского языка было довольно распространено в Италии в XI—XIII веках. Утверждается, например, что император Фридрих II Гогенштауфен, наряду с другими языками, говорил по-арабски.
Список литературы:
1. Vincenzo Salerno, Sicilian Peoples: The Arabs
2. Ignazio del Punta An Illustrated history of Venice. — Pacini Editore (Pisa), 2008. — С. 40. — ISBN 9788863150124
3. Ignazio del Punta An Illustrated history of Venice. — Pacini Editore (Pisa), 2008. — С. 39. — ISBN 9788863150124
4. Brief history of Sicily (PDF), Archaeology.Stanford.edu (09.05.2009).
5. L’Italia alla fine del secolo IX e la Sicilia araba
6. Normans in Sicilian History
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_ислама_в_Южной_Италии