Невассалы сёгуна (хигокэнин) ставились в более низкое социальное положение по отношению к сёгунским вассалам, так как служили другим феодалам, которые потенциально могли быть носителями центробежных тенденций.
По мере естественного роста и распада больших семейных групп сёгунат становился все более заинтересованным в увеличении числа своих вассалов и превращал в вассалов отделившихся младших сыновей. Этот процесс происходил в начале XIV в. и свидетельствовал об утрате патриархами их былого всевластия.
Смертью Минамото Ёритомо воспользовался и экс-император Готоба, который, опираясь на формирование западных самураев, в частности на группу Миура, попытался вернуть себе власть во время смуты 1219-1221 гг. (годы Сёкю), но заговорщики потерпели поражение. С этого времени Ходзё начали регулярно направлять двух инспекторов с отрядами в Киото, в район Рокухара, где были расположены официальные учреждения регентов, для надзора за действиями императора и его окружения. У мятежников было конфисковано более 3 тыс. сёэнов в пользу сёгуна и его сторонников.
Камакурский сёгунат препятствовал деятельности феодалов, ни связанных с рынком, ремесленно-торгового люда и зажиточного крестьянства, и поэтому все они стали бороться с этим режимом. Противники сёгуната из самурайского сословия именовались в официальных документах «плохими отрядами» (акуто). В действительности это были прогрессивные силы. Их возникновение было особенно характерно для периода обострения социальных противоречий » конце XIII-XIV вв.
Крестьяне боролись против сёгуната как в самурайских дружинах, так и самостоятельно, отстаивая свои интересы коллективными усилиями в военных отрядах сельских общин. Крестьяне вели борьбу против беззаконий сёэнской и центральной администрации, против барщины, отработочной ренты.
Таким образом, какурский сёгунат был низложен. Теперь началась борьба среди победителей: Асикага и Нитта. Но в эту борьбу вмешался экс - император Годайго, который мечтал об установлении своей власти и создании собственного правительства.
После свержения камакурского сёгуната в июне 1333 г. экс-император Годайго возвратился в Киото, низложил императора Когэн, но веденного на престол в 1332 г., и восстановил свою власть: было создано правительство Кэмму.
Годайго наследовал огромный сёэн коммендационного типа, часть земель которого он пожаловал буддийскому храму; раздал придворным большие земельные владения, стимулируя тем самым создание частнофеодального землевладения и подрывая экономическую основу своей власти.
Острая нехватка средств побудила Годайго обложить 5%-ным налогом имущество провинциальных губернаторов, что пагубно сказалось на положении правительства, лишившегося поддержки местных администраторов. Стремясь сократить задолженность эксплуататорского сословия торгово-ростовщическому капиталу, Годайго подобно Ходзё издал указ об аннулировании задолженности. Это мероприятие лишило экс-императора поддержки ростовщиков, влияние которых продолжало усиливаться.
Асикага, воспользовавшись провалом политики Годайго, изменил последнему, занял Киото в январе 1336 г. и посадил на престол другого представителя Северной ветви императорского дома. Годайго, захватив регалии императорской власти, бежал на юг в дачную резиденцию Ёсино. С этого времени начался более чем полувековой период вооруженной борьбы внутри императорского дома. В эту борьбу были втянуты все слои японского средневекового общества.[3]
Провозглашается политическая формула нового режима: «Единение придворных аристократов и самураев», но в действительности это была попытка реставрировать политическую власть императорского дома.
Таким образом, камакурский сёгунат и правительство кэмму стало важной ступенькой в развитии Японии, и в жизни японских жителей, так как многие из них получили права, которых раньше не имели. А в ноябре 1336года Асикага объявил о возобновлении военного управления страной. Время политического господства Асикага именуется сегунатом Муромати по наименованию района в Киото, где находилась резиденция сёгунов.
2. Сёгунат Муромати (1336-1573).
Становление политического господства дома Асикага проходило и обстановке острой политической борьбы, в которую были вовлечены все слои средневекового общества. Борьба завершилась прибытием в Киото представителя Южного двора и примирением враждующих сторон.
Следствием усилившегося распада сёэнов явилась утрата императорским домом и придворной аристократией былого экономического и политического влияния. Падение авторитета императора ярко проявилось в эпической «Повести о великом мире» (первая половина XIV в.), где «потомок богов» впервые в истории Японии именуется мятежником.
Провинциальная администрация, прежде всего губернаторы, захватывая земли аристократов, концентрируя в своих руках административную и политическую власть, постепенно превращались в полноправных правителей князей, интересы которых выражал Асикага.
В поисках дополнительных источников дохода для ведения войн феодалы стали заниматься торгово-ростовщическими операциями, осуществлять коммутацию повинностей. Это усугубило и без того тяжелое положение крестьян и усилило их борьбу против разных форм эксплуатации, и в особенности против барщины. Экономическое развитие страны, массовое участие крестьян в войнах побудило феодалов осуществлять переход от отработочной ренты, барщины, к продуктовой ренте, оброку.
Все это приводило к усилению феодалов к укреплению их влияния на политику страны. Такой процесс получил название « Феодализм периода Муромати».
Развитые феодальные производственные отношения существовали со времени наибольшего политического влияния Асикага в первой половине XV и до начала XVIII в., включая первое столетие правления сёгунов из дома Токугава.
Военные губернаторы играли на периферии главенствующую роль, распоряжались землей, решали споры между феодалами, выступали в качестве управляющих в сёэнах по подрядным соглашениям, которые они все в большей степени нарушали. Игнорирование подрядных соглашений знаменовало углубление процесса феодализации, постепенное превращение военных губернаторов в полноправных местных феодалов.
Военные губернаторы-князья не устранили многочисленные сёэнские должности, а передавали их вассалам с целью усиления своего влияния. Они максимально использовали аппарат провинциального управления для консолидации своих владений.
Если в период раннего средневековья господствовала «вертикальная» иерархия прав и обязанностей, то теперь права князя распространялись «горизонтально» на все княжество, он был, по существу, полновластным феодальным правителем над сплошной земельной территорией.
Укрепление сельской общины проявилось в активизации классовой борьбы крестьян. Они боролись за отмену долгов, сокращение налогов, барщины, за смещение сёэнских администраторов, превышавших свои полномочия. Формы борьбы крестьян были довольно многообразны: тяжба, подача петиций, уход, мятежи в виде «земельных восстаний», кульминация которых приходилась па конец 20-х годов XV в.
В далеких провинциальных деревнях с относительно слабым экономическим развитием и возросшей военной силой местных феодалов восстаний не наблюдалось.
В обстановке социальной нестабильности князья стремились укрепить свои резиденции, возводя замки.
Укрепление экономического положения горожан выразилось в появлении городского самоуправления: избирались старейшины, создавалась своя городская стража.
Могущество князей находилось в прямой зависимости от экономического положения их владений, наличия там ремесленного производства, поэтому они всячески способствовали его развитию.
Военные губернаторы-князья проживали не только в провинции, но по традиции и в столице, создавая там свои резиденции, поскольку сёгун требовал их пребывания в Киото.
Находясь в столице, военные губернаторы-князья имели возможность установить контакты с торгово-ростовщическим капиталом и тем самым получить дополнительный источник дохода, они могли пользоваться услугами торговцев и в заморской торговле и, наконец, участвовать в культурной жизни столицы: сёгунский дворец в период Муромати являлся культурным центром того времени. Проживание военных губернаторов в Киото не было юридически узаконено, но это была строго соблюдавшаяся традиция, установленная в начале XV в. Возвращение в провинцию без согласия сёгуна расценивалось как неповиновение и приравнивалось к измене.
Воспользовавшись длительным отсутствием военных губернаторов, в провинциях активизировались их вассалы, местные феодалы, именуемые «провинциалами». Они состояли из осевших на землю самураев «земельных богатеев», а также младших сыновей больших феодальных домов. «Провинциалы» объединялись со своими соседями в лиги и вели борьбу с князьями за землю, крестьян, за свои феодальные права.
Из «провинциалов» сёгун формировал свои воинские подразделения гвардейского типа «служилого казенного народа» в качестве противовеса княжеской военной силе, но они были немногочисленны, их общее число не превышало 350 человек.[4]
Верховными правителями в масштабе всей страны являлись сёгуны из дома Асикага, которые в это время находились в зените своей власти. Асикага не владели большими земельными угодьями.
Сёгунат был заинтересован во внешней торговле, которая давала «значительные доходы. В 1434 г. с Китаем заключается торговый договор, действовавший до 1547 г. Договор предусматривал посылку один раз в 10 лет торговой миссии под видом поднесения дани.
Хотя внешняя торговля с Китаем осуществлялась в форме дани, она приносила большую прибыль и между феодалами шла ожесточенная борьба за установление своего контроля над ней.