Смекни!
smekni.com

Исламский период в истории Индии (стр. 2 из 3)

4. Великие Моголы

Собственно основателем империи Великих Моголов является сын Хумаюна — Акбар (1556—1605). Правление Акбара (49 лет), прозванного Великим, было посвящено объединению и умиротворению государства. Независимые мусульманские государства он превратил в провинции своей империи, индусских раджей сделал своими вассалами, частью путём союзов, частью силой.

4.1. Акбар I

Назначение министров, наместников и других чиновников из индусов снискало расположение и преданность индусского населения новому монарху. Был уничтожен ненавистный налог на немусульман. Акбар перевел на персидский яз. священные книги и эпические поэмы индусов, интересовался их религией и уважал их законы, хотя запретил некоторые бесчеловечные обычаи. Последние годы его жизни были омрачены семейными неурядицами и поведением старшего его сына, Селима, мстительного и жестокого, восставшего против отца. Акбар был безусловно величайший из мусульманских правителей И. и замечательный человек вообще. Отличаясь большим военным талантом (не проиграл ни одного сражения), он не любил войны и предпочитал мирные занятия. Проникнутый широкой веротерпимостью, Акбар допускал свободное обсуждение догматов ислама. Он провозглашал даже новую религию: «божественную веру», основанную на естественном богословии и разуме и представлявшую собрание лучшего из различных вероисповеданий. Сам Акбар был пророком или главой своей новой церкви.

4.2. Преемники Акбара

Преемник Акбара, Селим, принял титул Джагангира (завоеватель мира). Все правление его (1605-27) прошло в усмирении восстававших сыновей, прославлении султанши Нур Джаган (свет мира) или Нур Магаль (свет дворца) и в ночных оргиях, прикрытых лицемерием и ханжеством. Он пытался завоевать Декан, но неудачно.

Преемник Селима, Джаган, начал своё правление с умерщвления родного брата и других родственников, но это не помешало ему быть справедливым монархом, хорошим хозяином, экономным настолько, насколько это позволяли ему его блестящие постройки, пышный двор и далёкие походы. Он завоевал Декан и оставил великолепные постройки в Агре и Дели. При нем империя Моголов достигла высшего великолепия и могущества; доходы её возросли до 92 миллионов фн. стерлингов в год. Роскошь двора, по описаниям европейских путешественников, имела сказочный характер. Трон в виде павлина, сделанного из драгоценных камней, стоил 6 1/2 млн фунтов стерлингов.

4.3. Аурангзеб

Конец правления Шах Джагана был плачевный. Его третий сын, Ауренгзеб, возмутился, низложил отца, запер его в крепость (где он и умер в 1666 г.) и объявил себя императором (1658), приняв титул Алангира (владыка вселенной). Он правил до 1707 г. и довёл свою империю до наибольших размеров, но пошатнул её силу. Царственный по внешности, простой в привычках, неутомимый работник, блестяще образованный и сыпавший цитатами из поэтов и Корана, он был бездушным и вероломным тираном в отношениях к своим близким (казнил 2 братьев и их сыновей) и слепым фанатиком ислама. Индусов он совсем оттолкнул от себя. При Ауренгзебе продолжались завоевания в Южн. И., начатые его предшественниками.

4.4. Маратхи

В Декане в это время возникла новая политическая величина — Маратхи. Вождь племени маратхов, воинственный и энергичный Сиваджи (Шиваджи) (1627—1680), ревностный приверженец индуизма и заклятый враг мусульман, провозгласил себя независимым царем. При сыне Сиваджи, Сибхаджи, столица маратхов была взята, и могущество их, казалось, сокрушено (1701).

4.5. Ослабление империи Ауренгзеба

Но после партизанской войны маратхи опять собрались с силами и в 1705 г. вернули свои укреплённые места, тогда как Ауренгзеб истощил свои богатства, войска и собственные физические силы в длинной, неудачной войне. Последние дни жизни его были омрачены подозрением сыновей в измене и боязнью, что с ним поступят так же, как он — со своим отцом. Его внутренняя политика разрушала отчасти труды его предшественников. Своим ортодоксальным мусульманским ханжеством и фанатизмом он восстановил против себя всех индусских князей и население Северной И. Индусское дворянство, составлявшее опору Акбара, сделалось при Ауренгзебе фактором позднейшего разложения и падения империи Моголов.

В 1677 г. отложились раджпуты, а в 1680 г. к ним присоединился мятежный сын Ауренгзеба — Акбар со своим отрядом. С этих пор раджпуты более не входили в состав империи Моголов. Богатство империи Ауренгзеба, несмотря на вечные смуты, было очень велико. Валовой доход империи в 1695 г. достигал ещё 80 млн фн. стерл.

Ближайшие преемники Ауренгзеба были куклами в руках своих полководцев и придворных, которые сажали их на престол, руководили ими и убивали при малейшей попытке освободиться от их опеки. Некоторое время Великие Моголы ещё правили И. из Дели, но из 6 ближайших наследников Ауренгзеба двое (сын Ауренгзеба — Богадур Шах, 1707—1712 г., и старший сын последнего, Джагандар Шах, 1712—1713) были под опекой министра Зульфикар Хана, а четверо остальных (Фарукшияр, племянник Джагандар Шаха, 1713-19 г., два его преемника, правившие всего несколько месяцев, и Мухамед Шах, внук Багадур Шаха, царствовавший с 1719 по 1748) являются креатурами двух авантюристов, братьев Саидов (Гуссейн и Абдалла), прозванных «делателями царей».

В 1710 г. произошло восстание секты сейков в Пенджабе, усмиренное только в 1716 г. с неслыханной жестокостью. С 1720 г. начинается распадение империи. В этом году, при султане Мухамеде Шахе, отложился наместник Декана Низам-уль-Мульк (1720—1748), образовавший своё независимое государство. Его примеру последовал наместник Ауда, сделавшийся из простого персидского купца визирем, а потом первым навабом аудским, под именем Наваба Визиря аудского (1732 — 43).

Маратхи наложили дань на всю Южн. И., прорвались сквозь Виндия на С. и вынудили у Мухамеда Шаха уступку Мальвы (1743), а у его сына и преемника Ахмеда Шаха (1748—1754) отняли Ориссу и получили право дани с Бенгала (1751). К внутренним раздорам присоединились нападения извне.

4.6. Поход Надир-шаха

В 1739 персидский шах Надир сделал набег на Индию. После взятия Дели и 58-дневного грабежа города, персы возвратились домой через северо-западные проходы с добычей, оцененной в 32 млн фн. стерл. За персами последовали афганцы, несколько раз врывавшиеся в Индию под предводительством Ахмед-шаха Дурани и возвращавшиеся после страшных зверств с богатой добычей. Кабул, последнее афганское владение Моголов, был отнят у них ещё в 1738; целые области были опустошены афганцами, а их население вырезано или уведено в рабство.

5. Маратхи и падение моголов

В 1754 г. султан Ахмед Шах был низложен, и его место занял Аламгир II, который скоро был убит (1759) своим первым министром Гази Эддином. В этом же году маратхи завладели Сев. И. и взяли гор. Дели. В 1761 г. между ними и афганцами с Ахмедом Шахом Дурани во главе происходит третья битва при Панипате, в которой остаются победителями афганцы. Тем не менее, мусульмане уже не могут удержать владычества над И., которое достается маратхам. Номинальным императором Дели после смерти Аламгира II является Шах Алам II, который живёт в Аллахабаде до 1771 г. английским пенсионером.

В 1761— 65 гг. империя Моголов окончательно пала. В войне между французами и англичанами в Южн. И. (1748-61) уничтожены были последние следы могольской власти в Карнатике. Бенгал, Бихар и Орисса были уступлены англичанам в 1765 г. именем Шаха Алама II, хотя его власть ещё раньше сделалась только номинальной. В 1771 г. действительными хозяевами Дели стали маратхи, захватившие и имп. Шаха Алама II, который был ослеплен и посажен в тюрьму своими возмутившимися подданными. Маратхи восстановили его, но, собственно говоря, держали его своим пленным до 1803 года, когда были разбиты англичанами.

В 1806 г. номинальным имп. Дели под британским покровительством стал Акбар II, которого сменил в 1837 г. такой же номинальный государь Мухамед Багадур Шах, 17-й Великий Могол и последний из рода Тамерлана. За участие в восстании сипаев (1857) он был отправлен в Рангун, где и кончил жизнь пленником англичан (1862).

5.1. Династия Сиваджи

Выдвинувшееся, федеральное с половины XVII века индусское государство маратхов создано по преимуществу упомянутым уже Сиваджи (1627—1680). Сидя в неприступной крепости в З. Гхатах, он сформировал летучие отряды конных копейщиков из крестьян-собственников, которых легко можно было собрать. Таким образом, он всегда имел в своём распоряжении неограниченное количество войска без издержек на его содержание. После ряда удачных набегов на соседей и могольские города он объявил себя царем и в 1674 г. короновался, с большим торжеством, в Райгархе.

Сиваджи наследовал его сын Самбхаджи (1680-89). Правление его прошло в войнах с португальцами на юго-западном берегу и Моголами. В 1689 г. Ауренгзеб взял его в плен, выжег глаза каленым железом, вырезал язык, хуливший Пророка, и обезглавил. Шестилетний сын Самбхаджи, Сагу или Шао, был также взят в плен, в котором оставался до смерти Ауренгзеба. В 1707 г. он вступил на престол, признав себя вассалом Дели. Долгий плен и воспитание в мусульманском серале сделали из него изнеженного и слабого человека. Управление он предоставил своему министру, брахману Баладжи Вишванатху, с титулом первого министра, или Пешва. Баладжи Вишванатх вместе с Сиваджи должен считаться основателем могущества маратхов. Звание Пешвы стало наследственным и пережило царскую власть.

Династия Сиваджи удержала только небольшие княжества Сатару и Колхапур. Сатара досталась англичанам (1849) за отсутствием прямого наследника, а Колхапур управлялся потомками Сиваджи под верховной властью Англии.

5.2. Пешвы

Могущество федерации маратхов было создано Пешвами. В 1718 г. первый Пешва, Баладжи, ходил с войском в Дели, на помощь «делателям царей» Саидам, от которых хотел отделаться султан Фарукшияр. За эту помощь он выговорил себе щедрую награду: Шао, или Сагу, был признан независимым государем всех бывших владений Сиваджи. Маратхи получили 1/10 дохода с шести провинций (суба) в Декане, области Танджор, Майсор и Трихинополи, с условием поставить в случае нужды 15 тыс. войска и под ответственностью за мир в Декане.