Царь самолично рассматривал самые тяжкие преступления против власти. Он призван быть объективным, справедливым, не карать невинных, ибо «несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей» (VIII, 127). Если он не следует такому правилу, то «принимает великое бесчестье и идет в ад» (VIII, 128). Сильное предупреждение, но нет данных о его применении.
Нормы права, предписания этико-морального характера ставят в приниженное, фактически бесправное положение угнетенные сословия, низшие касты и, наоборот, всячески оберегают знать, правящую прослойку: царя, его окружение, высших брахманов, кшатриев, а также чиновников. Законы откровенно фиксируют право привилегий для знати. Жизнь кшатрия приравнена к одной четвертой жизни брахмана, вайшьи — к одной восьмой, шудры—шестнадцатой (XI, 127). Об ответственности брахманов за смерть лиц из отверженных каст вообще нет указаний. Следует иметь в виду, что термин «брахман» не означает только «священнослужитель», закон имеет в виду лиц, принадлежащих к высшим сословиям.
Законы Ману — один из величайших памятников культуры Древней Индии, панорама социальной жизни народа. Они — свидетельство высо-
кого уровня юридической мысли той эпохи. Это синтез взглядов на право и законы, нормы поведения человека в семье, в жизни, в обществе; они содержали немало положений общечеловеческой морали. Обычай и дого-вор признаны источниками права. Произвол царской власти ограничен, беспристрастное исполнение законов приравнено к благородному подвигу. Царь, нарушающий долг, закон, «попадает в ад». Он несет первостепенную ответственность за преступления, которые оказались не раскрыты, а виновные избегли заслуженного наказания. В этом плане можно говорить об элементах законности.
Право Индии самобытно и по-своему уникально. Отдельные нормы древнего права сохранились в Индии до наших дней.