Смекни!
smekni.com

Древняя Индия 3 (стр. 4 из 10)

Деятельность старост и управителей находилась под контролем цар­ского чиновника «верного, неутомимого», который был обязан лично ин-

спектировать старост и управителей, мог использовать соглядатаев. Ве­роятно, чиновники злоупотребляли своим положением. По этому поводу в законах Ману содержится мрачный вывод: «Ведь слуги царя, назначен­ные дляяохраны народа, бывают большей ччстью порочными, стремящи­мися к захвату чужой собственности» (VII, 123).

На вершине власти в древнеиндийской монархии находилсяяцарь, раджа. По мере того, как его положение на троне усиливалось, он стал обладать неограниченной властью, был военачальником, верховным су­дьей. Экономической основой его власти являлись захваченные, присо­единенные царские земли. Священнослужители провозгласили раджу «владыкой дхармыы, защитником справедливости и порядка. Царь-раджа, по традиции, самолично «вращал колесо власти». В нем персонифициро­валось великое божество. «Подобно солнцу он жжет глаза и сердце, ни­кто на земле не может даже смотреть на него». Однако в Древней Индии не было такой централизованной бюрократической монархии, как в Древ­нем Египте и Китае.

Вступая на трон, раджа, царь, устраивал специальную церемонию, на которой давал клятву служить народу: «Пусть я буду лишен неба, жизни и потомков, если буду вас притеснять». Эта традиция является, скорее всего, пережитком военной демократии, в практической деятельности правители мало с ней считалось.

Важную роль в управлении играли помощники раджи: придворный жрец, военачальник, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско состояло из царской дружины, отрядов конницы, в кото­рой служили кшатрии и раджаньи. В него входили подразделения боевых слонов.

В целом же древние государства не являлись сколько-нибудь проч­ными, стычки между племенами, народами порой оказывались для таких объединений губительными. Мелкие царства, княжества типа полисов внезапно появлялись, затем бесследно исчезали, не оставив следов в политиччской истории. Такая нестабильность княжеств, племенных союзов, древнейших раннеклассовых государств Древней Индии — явле­ние закономерное, и не только для этой страны.

Раздробленность страны, вражда между отдельными княжествами и монархиями облегчили задачу захватчиков. Персы, а затем греки-маке­донцы пытались вооруженным путем навязать народам Индии свои по­рядки, превратить их государства в вассально-зависимые сатрапии.

В войне против захватчиков отличился царь Пенджаба Пор. Даже потерпев поражение, он вел себя мужественно. Храбрость и гордая осан­ка произвели большое впечатление на греков. Высокий и красивый, после девяти ранений он едва держался на ногах, но не стал заискивать перед врагами. На вопрос Александра Македонского, как с ним обращаться, Пор ответил: «Как подобает с царем!» Ответ пленника так понравился побе­дителю, что он вернул Пору царство, сделал его своим вассалом, а после ухода греческих войск — наместником Пенджаба.

§ 3. Империя Маурьев

Наибольший интерес представляет организация власти крупного госу­дарственного объединения IV—III в. до н. э.—империи Маурьев. Ее основателем является Чандрагупта, знаменитый полководец, сумевший отразить нападение войск Александра Македонского и силой оружия подчинить многие мелкие государства.

Главным советником и помощником Чандрагуптыыбыл ученый брах­ман Каутилья — философ, правовед, умный, проницательный и вместе с тем беспринципный политик. Ему приписывают авторство знаменитого политического трактата — Артхашастры. Данное сочинение можно оце­нить как свод наставлений и практических рекомендаций по управлению государством. Артхашастра содержит суждения о внешней и внутренней политике, финансах, администрации, о судебной деятельности, наложении взысканий. Каутилья весьма аргументировинно доказывал, что управле­ние государством должно осуществляться с помощниками, «одно колесо не вертится» (1, 7). Он первым среди ученых Индии разработал концепцию государственной власти и управления. Каутилья проявил смелость и риск, давая совет живому царю, правители, как правило, долго не терпят слиш­ком умных помощников: «Чем ближе к царю, тем ближе к смерти». Союз Чандрагупты и Каутильи в этом смысле — довольно редкое исключение.

Чандрагупта в конце жизни был глубоко верующим человеком, по обычаю джайнских святыы стал монахом, аскетом. Много постился, умер от добровольной голодовки. После смерти сына власть захватил его внук — Ашока. Он истребил всех претендентов на царский престол, их было около ста, и первое время поступал, как тиран. Правление Ашоки считается периодом расцвета древнеиндийской монархии.

Империя Маурьев при первых царях являлась централизованным государством. В ведении царя Ашоки находилась высшая власть: военная, судебная, он ведал налогами, казной, назначал и смещают чиновников, мог освободить, уменьшить подати с городов, сел. Его указы, распоряжения, т. н. эдикты Ашоки, запечатлены на стелах и частично сохранились до наших дней.

Однако империю Маурьев нельзя рассматривать как типичную рабо­владельческую деспотию. Здесь нет четкого, официального деления под­данных на рабовладельцев, общинников и рабов. Структура общества была гораздо сложнее, существовали варны, касты. Но главное даже не в этом. Политический режим империи имел иной характер, чем в других странах Древнего Востока.

Система управления достигла здесь высокого уровня. Ученые того времени делали попытки дать теоретическое объяснение государства, сущ­ности власги и даже предлагали свои варианты систем управления. Такое свободомыслие предполагает наличие некоторой терпимости к иным мне­ниям, отличным от деспотичного единомыслия. Правители сравнительно редко преследовали религиозных диссидентов. По мнению Д. Неру, в его

стране еще с древности имелись предпосылки свободы мысли, свободы совести.

При Ашоке имелось два совещательных органа: паришад и раджа-сабха. В первый входили царские сановники, вельможи, чиновники высших рангов. В состав раджа-сабха входили не только государственные чинов­ники, но и представители провинций, городов. Иногда приглашались старосты селений. Ныне трудно дать разграничение компетенций обоих совещательных органов. Разновидностью этого органа был матрипари-шад — коллегия сановников.

Очевидно, паришад имел самое непосредственное отношение к управ­лению. Он контролировал выполнение эдиктов, распоряжений императора, следил за ходом общественных работ, имел отношение к внешней поли­тике. Члены этой курии могли заседать в отсутствие царя, они не всегда полностью поддерживали царские мероприятия, что порождало конфликт­ные ситуации. Последнее слово все же оставалось за правителем.

В особой, критической обстановке члены высшего совещательного органа шли дальше, они ограничивали царскую власть. Ашока в конце жизни сохранял трон номинально. В последний период правления он жа­ловался, что его власть узурпировали. С гневом и печалью говорил своим вельможам: «Кто же истинный правитель государства? Я лишился власти и богатства. Раньше, когда я отдавал распоряжения, никто не смел про­тивиться мне. Теперь же мои приказы не выполняются, ... мои эдикты — мертвые буквы».

Империя Маурьев располагала сложным аппаратом управления. Важ­ное место в государственной системе занимало финансовое ведомство, его возглавлял приближенный монарха. Источники утверждают, что царь лично проверял отчеты о доходах и расходах, вероятно, не доверяя своим чиновникам. В законах Ману написано: «Как солнце забирает воду лучами, так и царю следует забирать налоги». Лица, претендующие на должность сборщика податей, проходили специальную подготовку и проверку на честность.

Империя Маурьев содержала более чем полумиллионную армию, со­стоявшую из пехоты, конницы, колесниц боевых слонов. В армии служили наемники. Противник, как правило, не выдерживал атаки боевых слонов, в страхе убегал с поля сражения. Кадры военачальников комплектовались только из кшатриев. Во время войны собиралось ополчение, куда зачисля­лись не только вайшьи, но и шудры. Войско было огромным по численности, хорошо организованным. Имелся военный совет, куда входили военачаль­ники, ближайшие советники царя.

В империи служило многочисленное чиновничество. Подати с кресть­ян правителям, храмам составляли половину их урожая. Недовольство народа вызывало восстания, об этом свидетельствует признание самого Ашоки: «Когда я имел власть, никто не проявлял вероломства, восстания подавлялись». Сведения о местной системе управления весьма отрывочны. Террито-

риально-административная система империи делилась на две части: соб­ственный домен императора, завоеванные им земли (виджита) и осталь­ные провинции, обладавшие определенной самостоятельностью. Во главе их стояли царевичи, родственники императора. Провинции (джапанады) делились на округа (ахале) и селения (гама). Царевичи провинций имели своих управляющих (прадеши, махатматрами). В их обязанности входил контроль за организацией общественных работ (строительством и содер­жанием ирригационных объектов, дорог, обмером земельных участков), а также сбор податей, судебные функции. Административные и судебные функции еще не были разграничены.