Смекни!
smekni.com

Древняя Индия 3 (стр. 7 из 10)

Главными источниками сведений о праве, законах, юриспруденции Древней Индии являются религиозно-нормативные сборники Артхаша-стра, законы Ману (II в. до н.э.), авторство которых легенда приписывает прародителю людей.

После распада империи Маурьев централизованная власть отсутство­вала, народ страдал от мятежей, беззакония, грабежа и насилия. Власть имущих подвергалась опасности. По легенде, всевышний бог Брахма по­слал Ману на землю, дабы навести там порядок и законность. Этот рассказ содержится в Махабхарате. Следовательно, Ману имеет божественное происхождение. Однако буддисты и джайны упорно отрицали сакральный характер власти правителей Индии.

Законы Ману—это свод этико-религиозных предписании, правил^ фикгирпнаннмУ_тря,лит1ий. Н"т сомнения в ТОМ, ЧТО В Систематизации норм этики и права основную роль выполняли лица, отлично знающие религиозные догматы и юриспруденцию. Такими могли быть только уче­ные брахманы, имевшие высокий теоретический уровень знаний и опыт государственной деятельности.

По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, рбязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи Ригведы, Махабхара-ты, Артхашастры, а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев. И, наконец, в нем нашли отражение взгляды знаме­нитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, на этику и смысл человеческой жизни.

Брахманы стремились ограничить самодержавие царя. В законах Ману неоднократно повторяется мысль, что. еЕа-дервешпая-обяаанность — охрана, защита подданных, о11ес11е.неш1е_условиЙ-_Р^.п^)лнения_люцьми. дхарм. В законах Ману нет указаний о праве лцаря издавать законы, что весьма показательно^ Более того, традиция предупреждает царя о тяжких карах за несоблюдение главных обязанностей, вплоть до права подданных

выступать против неугодного правителя.

^ащита^собственнасти^ личности, здоровья имущих сословий занимает важное место в законах Ману. Основным средством объямено^наказа-ние, его эффективность и целесообразность якобы предписаны Владыкой, богом (VII, 14). Без него «сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вер­теле» (VII, 20), «никто бы не имел собственности и произошло бы пере­мещение высших и низших» (там же, 21). Покущение на собственность отнесено к наихудщему_из пороков (VII, 48). Закон охраняет в первую очередь имущеС1иа.царя,_храмов. Хищение из царских складов,' имущества из арсенала, храма, кража слонов, лошадей, колесниц правителя влечет одно наказание —«казнить без промедления» (IX, 280).

Суровое^наказание грозите тем, ктоагрязняет водоемы^ занимается кражеи^одыдля полива (III, 163), кто разрушает плотину. Если виновный не может ее восстановить, то подлежит^таплению (IX, 279). Виновный в уничтожении межевого знака заслуживает обезображивающего телес­ного наказания (IX, 291). Закон строго охраняет границы земельных наделов и особенно собственность царя. Последняя не считается утрачен­ной для правителя даже в том случае, если таким имуществом пользова­лись другие лица (VIII, 149). Незаконное присвоение земельного надела приравнивается к краже драгоценностей (XI. 58). В законах воспроизве­дена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные — стрелку. Этот порядок изменился к моменту составления законов. Право знает и другие способы приобре­тения земельной собственности. Царю полагалась шестая часть урожая как своего рода вознаграждение за его «охрану и защиту подданных».

Основным, главным в законах Ману является защита интересов знати, господствующего сословия, его жизни, здоровья, имущественных прав. Эта обязанность правителя существовала издревле, она повторяется в законах Ману. В частности, в Артхашастре было записано: «Похищен­ное врагами или лесными племенами царь, отобрав, должен отдать вла­дельцу» (Артхашастра, III, 46). В этом памятнике содержится более строгое наставление царю в части охраны прав собственника: «Похищен­ное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества». Никю_не_должен вмешиваться в дела собственника земли. Никто! Без его согласия нельзя_сооружа1:ь.водоводные объекты, строить на территориидаже^фам (III, 10). Раджа не мог отобрать землю у общин­ника и отдать его надел другому или подарить. Под защитой закона на­ходились частновладельческие земли.

В другом источнике сказано, что царь за кражу чужой собственности, дабы другим повадно не было, применяет страшные пытки (Антуттара-никая,11, 122). К_маментусоставлениялаконов Ману частная собствен­ность стала очевидным, зримым устоем обществ^ Законодатель вынуж­ден с этим Считаться. Законы Ману разрешали землевладельцу продавать, дарить^сдаватьв^рендусваи^участки.зе»1ДИ.Но если имущество реализо­вало лицо, не имеющее на него прав собственности, такая сделка призна-

ется недействительной, юридически ничтожной (VIII, 199). Всякий, кто продавал имущество другого собственника без его согласия, объявлялся вором (VIII, 197). Зaпoтpaвупoceвa.нa-llQД&J[:Qбc•rвeнниl^мol_потpeбoвaть возмешени_я_у1церба._Если человек засеял чужое -поде своими__семенами, то собственник мог забрать_весь урожай (IX, 49). Лишь собственник земли мог распоряжаться всем, что нацией произрастало.

Царь был ограничен в праве распоряжаться земельными Заяелами их собственников. По законам Ману, поле, дом, пруд и сад входили в по­нятие собственности отдельного человека или его семьи. И тот, кто по­средством запугивания пытался завладеть этими объектами собственно­сти, подлежал штрафу (VIII, 264). ,/ Вместе с тем закон ограждает кредитора от ростовщика, государство в какой-то мере не допускало возможности широкого закабаления общин­ников. По договору займа сумма процентов ограничена" суммой долга. «Процент по денежной ссуде и долг, внесенные вместе, не могут превышать удвоенной суммы долга» (VIII, 115). По мнению Н. А. Крашенинниковой, данная норма была обусловлена двумя причинами. Индусское договорное право не знало ограничений сроков взыскания долга. Религия предписы­вала потомкам по мужской линии выплачивать долги родителей, что могло привести к чудовищному росту суммы долга по процентам.

В законах Ману записано, что для царя лучшее средство достичь блаженства — это не только храбрость в_ битвах, почитание брахманов, ной защита народа (VII, 88). Царю не рекомендуется присваивать..дуж1Ю собственность, иначе.ойпошбнст--(У111, 171, 172).

Законы Индии содержали подробные предписания, нормы о семье и браке. Судя по древнейшим литературным произведением, арии имели по несколько жен, цари содержали гаремы. Было и другое. В Махабхарате царевна Драупади была женой пятерых братьев. Эта женщина с характе­ром частенько отчитывала своих супругов за легкомысленное поведение (игру в кости и частые пирушки).

Семья находилась под властью ее главы. Законы Ману упоминают сыновей, купленных (IX, 160, 174) и подаренных (IX, 141, 150, 168). Стар--ший сын имел_преимущественные права на наследство: «Отцовское иму­щество полностью наследует старший брат, остальным следует жить при нем, как при отце» (IX, 104, 105).

Существовало 8 видов брака, но лишь в одном случае имело значение согласие женщины (III, 21—42). Форма выкупа невесты являлась, по сути, продажей дочери. Муж мог купить жену, мог и продать ее (IX, 46; XI, 62). Ману осуждает такие сделки, но практика шла своим путем. Жен­щина могла выступать свидетелем в суде в редчайших случаях (VIII, 77). Муж мог взять другую жену, принудить жену к сожительствус другим мужчиной. Считалось допустимым рождение детей от другого ^ожителя, если в семье не было детей (XI, 167). Женщины рассматривались как наследственное владение.--0днако женщина отнюдь не являлась бесправ­ной. Оскорбление матери каралось штрафом (VIII, 275). В законах Ману