женщина-мать занимала высокое положение. В некоторых статьях она выше, чем учитель (гуру) и отец. Она — хранительница очага, воплощение богини земли (II, 225). Мораль призывает почитать мать (II, 223), ей нельзя причинить вред (1\^Г^2),'с ней нельзя ссориться (IV, 180), под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии (VIII, 389). Несомненно, эти статьи—реликты матриархата.
С другой стороны, развитие классового общества, частной собственности ухудшило положение женщины. «В детстве ей полагается быть под властью отца,' в молодости—мужа, а после' 'его смерти—под властью сыновей». Пусть женщина никогда не пользуется самостоятельностью (V, 148).
Нормы законов подробно расписали жизненный путь женщины. Брак считался религиозной и нравственной обязанностью людей, цель его — выполнение религиозного долга, деторождение, продолжение рода и, наконец, сексуальное наслаждение.
Брачный возраст для мужчины—не моложе 20 лет, девушек—12 и даже 8.лет..В_идеадьном^ракевозрас1:_н&весты должен был соответствовать трети, .возр4ста._женйха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось-появжение молодых в варнах и кастах. Мнение будущих супругов,.. их увлечение не всегда принималась во внимание.
Браку предшествовала помолвка, до официального обряда бракосочетания будущие супруги жили у своих родителей и часто вообще не видели друглруса. После обряда бракосочетания, утверждал А. Бэшем, новобрачные направлялись в дом жениха, где совершалось жертвоприношение домашнему очагу, (^наступлением вечера они должны были поглядеть вместе на Полярную звезду — символ верности.
В.1Ёченйе_первыхтрех или даже десяти ночеГ идеальная супружеская пара обязана была хранить, целомудрие. Согласно некоторым источникам, молодым дозволялось спать на одном ложе, однако положив между собой палку. Другие же сочинения предлагали им спать врозь, на земле. На четвертую ночь муж совершал обряд, благоприятствующий зачатию, и брак считался вступившим в силу.
Обычаи других каст и религиозных сект содержали иные правила брачного обряда: без выкупа, без религиозных церемоний, разрешалось взимание калыма с жениха, умыкание невесты, обольщение девушки, пребывающей в сонном состоянии, умалишенной или пьяной. Последние обычаи вряд ли следует считать браком, скорее, они представляют разновидность сожительства. Обычай осуждал женитьбу мужчин высокой, варны на ж,енщине из-ниашей,..
Отец невесты нес большие расходы на приданое дочери, в результате которых бедняк на всю жизнь оставался в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к трагедиям. Этот дикий обычай древности, т. н. «даури», сохранялся долгое время. Ныне он запрещен правительством Индийской Республики, но, тем не менее, есть случаи самоубийства девушек, не имеющих приданого.
Случается, что вслед за свадьбой для молодой женщины начинается поистине ад. Недовольная приданым родня мужа буквально терроризирует невестку, требуя новых и новых подношений. Не каждому по карману такие послесвадебные поборы, поэтому некоторые находят избавление от побоев и издевательств в самоубийствах. Но чаще по закону «даури» жертву обливают керосином и поджигают ближайшие родственники мужа. 837 женщин стали жертвами «даури» в Индии в 1985 г., 829— за первые восемь месяцев 1986 г. Вся страна недавно оплакивала добровольный уход из жизни трех сестер на выданье. Девушки решили, что родители никогда не смогут оплатить за них «даури», и покончили с собой.
Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа и детей (V, 149). Жена должна повиноваться мужу и следовать за ним после его смерти (V, 151). Здесь имеется в виду акт самосожжения вдовы. Жене надлежит быть всегда веселой, искусной в домашних делах, имеющей хорошо начищеннутюутварьТГЭка^ номной в расходах (V, 150). Даже злой, распутный муж, лишенныйдо.бра-детелей, должен почитаться женой, как бог.
Добропорядочный муж должен ценить жену, своего наилучшего друга, доставлять ей радость, удовольствие. Ее нельзя. бить. «Боги не любят тех, кто бьет жену». Во многих источниках мужу рекомендовано обращаться с женщиной нежно, хорошо содержать ее; заботиться о ней, окружать ее роскошью, дарить драгоценности. Такие сентенции и советы выполнимы для состоятельных людей. Они отличаются от других статей законов Ману, в которых женщина поставлена в явно приниженное положение.
Отношение к женщине в этических нормах и законах, двойственное. Она была одновременно богиней и рабой, святой и блудницей. В сочинениях древних авторов последний момент излагается в оскорбительных для женщины формах. Махабхарата содержит такую фразу: «Огню все мало поленьев, мало рек океану, смерть своей не пресытится жертвой, всегда мало мужчин для прекрасноокой» (V, 30, 6).
Законы Древней Индии в своем большинстве фиксируют статус женщины, даже замужней, как неполноправного субъекта прав, на кото-рой одни, только_об-язанности—перед—мужем^-Жена — безропотная служанка. В случае бездетности супруги муж мог взять вторую жену, не спрашивая согласия первой. Как правило, имущество умершйГдеены переходило к ее супругу.
Закон подразделял собственность женщины на шесть разрядов: имущество, данное при ломолвке, сговоре, при свадебном шествии, данное в знак любви, а также ш)лученное от брата матери и отца (IX, 194). Женщина могла распоряжаться, только отдельными "видами-своей собственности. Беспутная жена вообще лишалась имущественных прав, "муж мог ее прогнать. Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, скандалистка, привержена к пьянству (IX, 80). Жене разрешено изменить мужу только
в одном случае: если он отлучился в дальние края и не оставил ей средств к существованию. «Ибо даже добродетельная жена, мучимая недостатком средств существования, может согрешить» (IX, 74). Женщина не могла вторично выйти замуж, если же она вступила в связь с мужчиной низшей касты, ее ждала суровая участь. По законам Ману, ее могли на площади прилюдно бросить на потрвбу_собакам (VIII, 37).
Горькая судьба ожидала вдову. В лучшем случае она могла по левирату стать женои_деверя,ЗЕа1й^цжа (IX. 69). Ей предписана аскетиче-ская жизнь: питаться раз в день кореньями, плодами^ л^ветами (V, 157). Она до смерти должна быть терпеливой^чистой, целомудренной, ей нельзя произносить .имя мужчины^ (кроме мужа) (V, 158). Вдове не разрешалось^ есть^соль^м^ясо^носит^ украшения, яркую_ одежду^дадьзоваться косметикой^-й средние века, по словам Х."Вэ111ема, ей брили голову.- Удел вдовы — поминальные обряды, молитвы. Родные и близкие тяготились ее присутЈгаИ1ЈМ,._она'_могла навлечь^есчастБ^на родственников—(кроме детей), вдове не разрешалось посещать семейные праздники. Она влачила жалкое существование. ТГоэтому нет ничего удивительного в том, что вдовы часто всходили на погребальный костер своего мужа, совершали обряд «сати»— страшный акт самосожжения.
Особое место в обществе занимали женщины — служительницы храма^В индуистских храмах были специально обученные жрицы любви, танцовщицы-девадаси, которые отдавались брахманам-жрецам и платившим храму паломникам. Эта деятельность была профессиональной, даже наследствецнои,_и в ней^не было ничего постыдного, 'ибо это не было простым удовлетворением мужской похоти и желанием заработать на своей плоти. Сексуальная близость сопровождалась приобщением к божеству, а полученные деньги также жертвовались храму. Это не было товарным обменом секса на деньги, мотивировалось религиозными соображениями и регулировалось обычаями и традициями.