Смекни!
smekni.com

Ахейское княжество (стр. 2 из 3)

После их смерти, В 1404 году правителем княжества стал их сын, лорду Аркадии (современная Кипарисия) Чентурионе II Дзаккариа, заплативший Владиславу I за официальное признание своих прав. Чентурионе властвовал в княжестве до 1430 года, когда деспот Мореи Фома Палеолог начал крупномасштабное наступление на его владения. Это вынудило князя отступить к своему наследственному замку в Мессении, где он и умер в 1432 году. После его смерти территория княжества вошла в состав деспотата. А в 1460 году сам деспотат Мореи был захвачен Османской империей. Фома женился на дочери Чентурионе, от которой родилась Софья Палеолог.

3. Социально-экономический состав княжества

3.1. Положение крестьян

Основу населения составляли местных греческие крестьяне (парики или вилланы). Латинских (французских или франкских) поселенцев было гораздо меньше. Большая часть из них была рыцарями, в 1205 году их было около 450 человек, а к 1338 году их число снизилось до 100.[9] Также было небольшое количество гасмулов (потомков от брака латинян с греками), права которых были ограничены.

Парики (вилланы), жившие на землях сеньора, оставались держателями земли, но с приходом европейцев они стали более бесправными:

· Феодал имел право отобрать их движимое имущество и участок и передать их другому крестьянину.[10]

· Вилланы не имели права заключать брак без разрешения своего сеньора.[11]

· По гражданским делам парика должен был судить сеньор, а по уголовным — сеньор его хозяина.[12]

Морейские крестьяне могли свободно продавать движимое имущество, но должны были оставить за собой не меньше двух волов и осла для работы на своего сеньора. [13]
Основным видом ренты был сохранившийся со времён империи акростих — денежная плата, размер которой зависел от величины земельного участка парика. Также существовали другие повинности и вводились новые, завезённые из Западной Европы.

Основным видом повинности были ангарии — обязательные работы вилланов на землях своего сеньора (от 12 до 53 дней в год). Парики, освобождённые от ренты, назывались франкоматами (homines francati), но они должны были выполнять ангарии (incosati). Те из крестьян, которые не платили ни ренту, ни ангарии, несли военную службу.

3.2. Духовенство

Высшая духовная иерархия Романии состояла в основном из католиков, а рядовые священники и дьяконы оставались православные греки.

За свои лены католические иерархи и духовно-рыцарские ордена должны были нести военную службу — они привлекались к обороне границ.[1] Высшее духовенство участвовало в совете и суде князя — за исключением преступлений, каравшихся смертной казнью.

3.3. Аристократия

Латинская знать постепенно стала перенимать обычаи и язык у греческой (князь Гийом ІІ де Виллардуэн вёл переговоры с никейскими императорами Иоаном IV Ласкарисом и Михаилом VIII на греческом языке). [9] Морейские феодалы делились на несколько разрядов:

· На верхней ступени стояли бароны (bers de terre), считавшиеся пэрами ахейского князя. Они были независимыми суверенами в своих владениях: имели право чеканить монету, располагали высшей юстицией (правом выносить и осуществлять смертный приговор), могли беспрепятственно строить крепости. Они выходили на войну с собственными знамёнами, их мог судить лишь совет 12 пэров, где Виллардуэны заседали вместе с остальными баронами.[14]

Бароны, владевшие 4 феодами должны были выставлять одного рыцаря и 12 сержантов и получали звание баннерета. Получившие больше 4 феодов выставляли по одному конному сержанту или рыцарю от каждого лена.

· Основу знати составляли лигии (ligii), являвшиеся вассалами князя и баронов и занятые военной службой. Теоретически лигий нес службу круглый год: четыре месяца на границе, четыре — в замке и четыре — в собственном доме, откуда его могли вызвать в поход. Однако если предстоял дальний поход, сеньор должен был предоставить вассалу 15 дней на сборы. Длительность военной службы и число воинов, выставляемых с каждого лена, регламентировались феодальным правом Мореи. Лигии также были членами совета своего сеньора, имели право судить вассалов (кроме дел, требующих смертной казни), не нуждались в разрешении сеньора, чтобы выдать замуж дочь; не могли быть задержаны иначе, как по обвинению в предательстве или убийстве и не платили налога для выкупа сеньора или выдачи замуж его дочери.[14]

· Люди простого оммажа. Они несли военную службу на основе письменного договора, заключенным с сеньором. Люди простого оммажа не имели своей судебной курии и обладали судебными нравами только в отношении крепостных. Надел сержанта именовался «сержантией» и рассматривался как половина рыцарского лена: рыцарь, тяжело заболевший или достигший старости (60 лет), мог выставить вместо себя двух сержантов. [14]

· Греческая феодальная аристократия — архонты или архонтопулы (франки называла их «греческими жантильомами»). Греческие архонты причислялись к разряду людей простого оммажа. Однако оставались некоторые различия: «Ассизы Романии» закрепили за греческими жантильомами особую форму наследования: если лен морейского рыцаря переходил старшему сыну, то земли архонтов разделялись между всеми их сыновьями и дочерьми поровну. Всё это привело к быстрому занятию ими весомых позиций в администрации и экономике княжества. При этом византийским архонтам и местному населению давалась свобода православного вероисповедания в обмен на верность Ахейскому княжеству[14]

4. Культура

Ахейское княжество сделало значительный вклад в развитие культуры Латинской Романии. Ему удалось оставить свой отпечаток в архитектуре, историографии, литературе, праве.

Невзирая на достаточно заметные достижения, культура Морейского княжества в течение ХIII — XIV веков фактически потеряла свое доминантное значение, уступив новому культурному центру на Пелопоннесе — Морейскому деспотату со столицей в Мистре.

Литература

Еще при первых Виллардуэнах двор ахейских князей стал одним из значительных центров труверского искусства. При дворе творили трубадуры, которыми становились и сами ахейские князья. Гильом ІІ, оставивший после себя несколько поэтических произведений, создал двор в Андравиде, считавшийся более блестящим и галантным, чем двор французского короля. Сюда отправляли знатных юношей для учёбы рыцарским обычаям и утонченным манерам.

Наиболее известным литературным и историческим произведением, созданным в Ахейском княжестве стала «Морейская хроника». Она была написана в конце ХІІІ — начале XIV столетия и известна в нескольких языковых версиях — греческой, французской, итальянской и каталанской. Первенство между греческой (стихотворной) и французской (прозаической) является спорным в современной историографии[15][16]. Каталонская (или арагонская) версия была завершена около 1393 года по заказу магистра госпитальеров Хуана Фернандеса де Ередиа, а итальянская версия — между XV и XVI ст. Хроника начинается с 1095 года и фактически сразу переходит к описанию событий Четвертого крестового похода. Греческая версия доходит до 1292, а французская до 1305 года. Имея неточности в изложении событий Четвертого крестового похода, она остается одним из важных источников по истории этого периода.

4.2. Архитектура

Основную роль в морейский архитектуре играло строительство крепостей и других укреплений. Столица княжества Андравида не имела собственных оборонных сооружений. В Андравиде был построен княжеский дворец, множество церквей. Наиболее крупная из них — церковь святой Софии, принадлежала доминиканцам, в ней проходили ассамблей княжества. Также существовали тамплиерские (св. Иакова), францисканские (св. Стефана) и кармелитские (св. Николая) храмы.[17]

Её должны были защищать крепости Кларенца и Клермон.

Кларенца — главный порт княжества, был окружённый рвом и стенами, охватывал значительную территорию (9 тыс. кв. м.). Стены были толщиной да 2 метров и были построены из весьма непрочного материала — брикетов необожженного кирпича на каменном цоколе. В 1428 году, захватив город, Константин Палеолог повелел разрушить стены, чтобы оборонительные укрепления Кларенцы не пользовались пираты. [17]

Другой важной крепостью был Клермон — «ключ к Элладе», был построен в период с 1220 по 1223 года. Она имела форму многоугольника с двумя поясами стен и круглыми башнями. Крепость была построена западноевропейскими зодчими.[18] Также важными крепостями были Каритена, Мистра, значительную роль играли замки крупных баронов.

В целом крепостное строительство имело много архаичных черт[19]. В строительстве культовых сооружений отразилось влияние готики. Чаще всего они имели форму большой прямоугольной базилики, с одним или тремя нефами. Среди таких сооружений можно отметить церковь Св. Софии в Андравиде (1240—1264), церковь в Кларенсе. В этих церквях использовались узкие окна с ломаными арками, колонны украшались гербами, орнаментом из листьев. Также возводились церкви в греческом стиле, имевшие следы латинского влияния (элементы готики, многоярусные башенные звонницы).

5. Религия

Папа Иннокентий III искал компромисс с греческим духовенством, но замена православного патриаршества католическим вызвало противоположные тенденции. Местное население сохранило православие, греки отказывались платить десятину, неизвестную православному церковному праву. [20]