Также крупным норманистским сочинением,появившимся в нашей исто-риографии в 20-е годы,была книга П.П.Смирнова "Волжский путь и древние руссы".Широко используя известия арабских писателей IX-XI вв.,Смирнов стал искать место возникновения Древнерусского государства не на пу¬ти"из варяг в греки",как это делалось всеми предшествующими историка¬ми,а на волжском пути из Балтики по Волге к Каспийскому морю.Согласно концепции Смирнова,на Средней Волге в первой половине IX в.cложилось первое государство,созданное русью-"русский каганат". На Средней Волге Смирнов искал "три центра Руси",упоминаемые в арабских источниках IX-X вв.В середине IX века, не выдержав натиска угров,норманны-русы из По¬волжья ушли в Швецию и уже оттуда после " призвания варягов" вновь пе¬реселились в Восточную Европу, на этот раз в Новгородскую землю. Новое построение по-лучилось оригинальным,но не убедительным и не было поддержано даже сторонниками норманской школы.
Далее в развитии спора между сторонниками норманнской теории и антинорманистами произошли кардинальные изменения.Это было вызвано не-которым всплеском активности антинорманистского учения,который произо-шел на рубеже 30-х годов.На смену ученым старой школы приходили ученые молодого поколения.Но вплоть до середины 30-х годов у основной массы историков сохранялось представление о том,что норманский вопрос уже давно решен в норманистском духе.Первыми с антинорманистическими идея-ми выступили археологи,направившие свою критику против положений кон-цепции шведского археолога Т. Арне,опубликовавшего свою работу "Швеция и Восток".Археологичские исследования русских археологов 30-х годов дали свои материалы,противоречащие концепции Арне. Важную роль при этом сыграл выработанный советскими археологами критерий решения воп¬роса об этнической приенадлежности погребальных памятников.Было уста-новлено,что решающим моментом является не наличие в погребении тех или иных вещей,а весь погребальный комплекс в целом.Такой подход позволил В И Равдоникасу на основании произведенных в конец 20-х годов раскопок курганных могильников Юго-Восточнго Приладожья подвергнуть критике утаерждения Арне о существовании в этой местности номанских колоний и установить,что могильники принадлежали местному прибалтийско-финскому племени. А.В.Арциховский подверг критике утверждение норманистов о существовании норманнских колоний в Суздальской и Смо¬ленской землях,показав,что и здесь большинство скандинавских вещей найдено в погребальных памятниках,в которых захоронение произведено не по скандинавскому,а по местному обычаю.
Обосновывавшаяся Арне на археологическом материале теория нор-
маннской колонизации русских земель получила,как ни странно,в последу-ющие десятилетия поддержку со стороны языковедов.Была сделана попытка при помощи анализа топонимики Новгородской земли подтвердить существо-вание в этих местах значительного числа норманнских колоний.Это новей¬шее норманистское построение было подвергнуто критическому разбору Е.А. Рыдзевской,которой было высказано мнение о важности при изучении этой проблемы учитывать не только межнациональные,но и социальные от¬ношения на Руси. Однако эти критические выступления еще не меняли общей картины.Названный ученый,как,впрочем,и другие русские иисследователи,выступали против отдельных норманистских положений,а не против всей теории в целом.
В середине 30-х годов учеными была впервые разработана "марксист-ская концепция" возникновения классового общества и государства в вос-точнославянских землях.Было установлено,что возникновение Древнерусс¬кого государства явилось результатом многовекового процесса социаль¬но-экономического развития восточного славянства и следствием глубоких внутренних изменений,происшедших в восточнославянском обществе в IX-X вв.В рамках этой концепции не находилось место для варягов-создателей русской государственности.Как указывал Б.Д.Греков,на современном уров¬не науки нельзя уже говорить старыми наивными взглядами о том,что го-сударство могут создать отдельные люди в какой-то определенный год. "...государство никоим образом не представляет из себя силы,извне навязанной обществу,а является только продуктом дли¬тельного внутреннего процесса развития общества."-эта цитата из клас¬сика марксизма Ф.Энгельса совершенно точно отражает точку зрения марк¬систского учения.
Классики марксизма установили,что государство-"...это машина для поддержания господства одного класса над другим",создается лишь тог-да,когда внутри данной страны в результате разложения первобытнообщин-ного строя происходит распад общества на классы и формируется экономи-чески сильный класс,стремящийся к подчинения основной массы населе¬ния,к установлению своего классового господства.Поэтому речь могла ид¬ти лишь о какой-то степени участия норманнов в грандиозных сдви¬гах,происходивших на Руси в IX-X вв.
Положения классиков марксизма явились необходимой основой для разработки советской концепции происхождения Древнерусского государс-тва.,нанесший решающий удар по норманнской теории.Примечательно,что даже сами ученые,разрабатывавшие ее,не сразу осознали,что эта концеп¬ция подрывает основы,на которых базируется учение норманистов.
После завершения коренных сдвигов в русской историрграфии первым с прямой критикой основных положений норманской теории выступил В.А.Пархоменко.Он разобрал основные доводы норманистской школы и пока-зал,что эти доводы не основываются на серьезном анализе всей совокуп¬ности источников,и поэтому совершенно не убедительны. Уже к сороковым годам позиции русских ученых по норманнскому воп-
росу сформулировал М.И.Артамонов:варяги рано проникли на Русь,но они стояли на той же стадии общественного и культурного развития,что и восточные славяне, и поэтому не могли принести на Русь ни более высо¬кой культуры,ни государственности;они лишь влились в местный процесс образования государства.Да,марксистския наука признает,что в IX-X вв.,как об этом свидетельствуют достоверные источники,в русских землях неоднократно появлялись наемные отряды норманнских воинов,служившие русским князьям,а также норманские купцы,ездившие с торговыми целями по водным путям Восточной Европы.Однако,основываясь на всей совокуп-ности письменных,археологических и фольклерных и некоторых других ис-точников,марксистская наука утверждает,что формирование классового об-щества,образование древнерусского государства,начало развития феодаль¬ных отношений,формирование русской народности и ее материальной и ду-
ховной культуры-результат глубоких и длительных процессов внутреннего развития восточнославянского общества,без значительного воздействия норманнов.Процесс возникновения государственности на Руси был также исследован в сороковых годах В.В.Мавродиным,в частности был рассмотрен вопрос об участии норманнов в формировании государства на Руси.Хотя автор признавал зафиксированное многими источниками участие норманнов в этом процессе,но в то же время показал достаточно ограниченный ха¬рактер этого участия.В книге признавалось норманнское происхождение княжеской династии,но вместе с тем указывалось,что династия "потому удержалась на Руси...быстро слилась с русской,славянской правящей вер¬хушкой" и стала бороться за ее интересы. В то же время следует отметить,что в тексте монографии имелось несколько формулировок,которые преувеличи¬вали роль норманнов в процессе образования Древнерусского государс¬тва.
В послевоенные годы антинорманистское течение получило свое раз-витие.Прежде всего это-статьи Б.Д.Грекова с критикой норманистских ра¬бот Т.Арне и финского филолога В.Кипарского:"О роли варягов в истории Руси" и "Антинаучные измышления финского "профессора",последняя из ко¬торых вышла в 1950 году.
Еще более детальная критика норманской теории содержалась в рабо¬тах С.В.Юшкова.
В то же время в нашей историографии в первое послевоенное десяти-летие имелись некоторые недостатки.Некоторые ученые,полемизируя с нор-манистами,вообще отрицали все,что связано с деятельностью норманнов на Руси в IX-XI вв. Дело дошло до другой крайности:некоторые историки во¬обще отрицали научность норманнской теории.Например,по мнению В.П.Шу-шарина,в настоящее время норманнская теория "...превратилась в средс¬тво фальсификации истории,то есть стала концепцией,лежащей вне нау¬ки .К счастью,существовала и иная точка зрения,представленная,в частностности,Шаскольским:норманская теория- "...научная теория,опира-ющаяся на длительную...научную традицию,и критика этой теории должна носить характер серьезной,глубоко обоснованной научной полемики."При-нимать норманнскую теорию только как чей-то злой умысел и не имеющее под собой никаких оснований явленеие,тогда,когда наука уже начала не-минуемый процесс ее разоблачения,было бы по крайней мере неумно-ведь были реальные письмеенные источники,на которые опирались сторонники норманизм.
Общее изложение норманской проблемы с позиций советской науки да-но в книге В.В.Мавродина.Автор заново подверг критическому анализу ар-гументацию норманистов,отметил все основные сведения источников,свиде-тельствующих о различных формах участия норманнов в формировании госу-дарства на Руси,но в то же время показал ограниченный характер этого участия в грандиозном процессе возникновения государства в Восточной Европе,явившимся результатом многовекового общественного развития вос-точных славян.