План
Введение
1 Биография
2 Творчество
3 Память
Список литературы
Введение
Махамбет Утеми́сов (каз. Махамбет Өтемісұлы; 1803, Букеевская Орда, Российская империя — 20 октября 1846, там же) — один из руководителей восстания казахской бедноты в Западном Казахстане в 1836—1837 годах. Поэт (акын), до восстания был придворном поэтом при ставке хана Джангира.
1. Биография
Родился в 1804 году в Букеевской Орде (ныне Урдинский район Уральской области).
Первые знания Махамбет получил в медресе. Продолжил учение в Оренбурге, куда в 1824 году его, уже известного поэта, послал хан Внутренней (Букеевс-кой) орды Жангир, определив его наставником к своему сыну Зулькарнаю. Здесь Махамбет овладел русским языком и русской грамотой. Был набожным человеком, очень хорошо осведомлен в религии Ислам.
Около пяти лет он был воспитателем ханского наследника, а потом между Махамбетом и ханом Жангиром возник конфликт.
Осенью 1829 года Махамбет, активный участник вспыхнувшего в степи восстания, был заключен в Калмыковскую крепость, где провел два года: бежать ему удалось только в 1831 году.
Вместе с Исатаем Таймановым возглавил повстанческие отряды, ведшие борьбу с правительственными российскими войсками и войсками хана Джангира. После поражения восставших в битве у р. Акбулак, во время которой погиб Исатай Тайманов, бежал на юг, где скрывался несколько лет.
Погиб 20 октября 1846 года на территории нынешней Атырауской области — был убит наёмными убийцами.
2. Творчество
Одним из видных представителей казахской поэзии первой половины XIX века является Махамбет Утемисов, друг и соратник Исатая Тайманова — предводителя крестьянского антифеодального восстания казахов 1836—1837 годов.
Один из сыновей Утемиса, человека богатого, влиятельного, приближенного к ханскому окружению, Махамбет выделялся среди своих сверстников живым умом, любознательностью и острым языком. Современники отмечали, что он основательно знал Коран, был ему знаком также и язык служебной переписки, а знания эти он скорее всего получил в медресе.
В 1836 году в Букеевской орде вспыхнуло восстание, направленное против произвола хана Жангира, который облагал народ все новыми и новыми налогами, поборами, пошлинами. Руководителями восстания стали Исатай Тайманов и Махамбет. На подавление восстания были брошены части регулярной русской армии. Два года превосходящим в силе ханским нукерам и регулярным царским войскам противостояли простые кочевники. С пиками и саблями против ружей и пушек они не раз одерживали победы. Немало этому способствовали бунтарские стихи-песни Махамбета. Простые и конкретные, впечатляющие и неоспоримые, своей яркой метафоричностью они оказывали почти такое же воздействие на восставших, как и суры Корана.
12 июля 1838 года у реки Киыл восставшие приняли бой с превосходящими силами противника. В этом неравном бою был убит Исатай, а руководимые им повстанцы отступили. Махамбету удалось скрыться от преследователей, но собрать рассыпанных по степи восставших ему не удалось. Поэт бежал в Хиву, а, вернувшись на родину, 17 марта 1841 года был арестован по доносу предателя и отправлен в Оренбург. Военный суд вынес следующее решение: «Подсудимого Утемисова, в уважение хорошего расположения к правительству, оказанного во время бытности в Зауральской орде, освободив от наказания, препроводить за линию, с воспрещением приближаться к оной, если же осмелится нарушить это запрещение или перейти на внутреннюю сторону, то подвергнется строжайшему наказанию».
В течение нескольких лет Махамбет скрывался в дальних аулах за Уралом. Но и здесь враги поэта-воина не оставили его в покое. Султан Баймухамет (Баймагамбет), захвативший власть после смерти хана Жангира, сначала пытался приручить Махамбета, сделать его придворным поэтом, хитростью и лестью заставить служить себе: ведь если на его стороне будет любимый народом акын, это сделает его власть более прочной. Махамбет не пошел на сделку с султаном и сложил о нем такую песню, которая заявляла во всеуслышание о нравственной победе поэта-воина и его соратников над угнетателями народа. «Слово, сказанное султану Баймагамбету» — свидетельство непримиримого отношения поэта к правящему режиму, знак его несогласия с политикой, направленной на дальнейшее усиление социального неравенства в казахской степи, и стремления продолжать борьбу как с оружием в руках, так и с помощью своего поэтического таланта. Разгневанный султан направил в аул поэта своих людей.
В истории казахского народа Махамбет занимает особое место. Дерзкий герой, пламенный летописец, он отразил в своей огненной поэзии мятежный дух эпохи. Имя его стало символом неугасимой борьбы и свободолюбия народа, испытавшего много потрясений и бедствий и во все времена умевшего ценить сворк героев. Бесстрашие, решительность, поразительный дар убеждения, непоколебимая уверенность в своей правоте — эти неизменные качества мудрых предшественников сохранены и в творчестве Махамбета, прекрасного оратора, вдохновенного борца за народное счастье, одного из народных вождей.
По казахским обычаям Махамбет слагал песни в ознаменование наиболее значительных событий в жизни народа, поэтому центральное место в его творчестве занимает изображение повстанческого движения 1836—1837 годов. По песням Махамбета ясно вырисовывается весь ход борьбы - от подготовки восстания и его наиболее напряженных моментов до спада. Литературное наследие поэта поэтому состоит в основном из стихов, отражающих жизнь борцов за социальную справедливость, их внутренний полный драматизма мир, а одной из главных тем его лирики является тема народа. Выражая надежды и чаяния простых людей, лишенных по прихоти хана своих земель, поэт рисовал в своих мечтах такую картину:
Заселить <...> народом Берег Волги, что богат лугами, И заполнить поселенья эти Конскими без счета табунами.
Любовь к народу сочетается в творчестве Махамбета с ненавистью к угнетателям. Гневно звучат стихи, показывающие произвол и насилие феодалов. Хана Жангира поэт называл заклятым врагом народа, «коварным волком», «ядовитой змеею», «лютым зверем», упрекал его за жестокость, за несчастия и страдания «сынов простых казахов». Махамбет считал представителей ханского рода извечными кровными врагами трудящихся, с которыми надо бороться с оружием в руках. Это нашло отражение в творчестве поэта-воина, в результате чего его стихи приобрели гражданскую и политическую направленность, агитационный характер. Ни гонения со стороны власть имущих, ни заключение в тюрьму не сломили Махамбета: своими смелыми песнями он продолжал разоблачать злодеяния хана и поддерживающих его султанов, призывал народ не терпеть более унижения и притеснения, встряхнуться и выступить на борьбу за свое человеческое достоинство и свободу. Страшнее самого острого оружия для ханов и султанов были его песни, в которых звучал этот пламенный призыв. Махамбет пел:
Что толку народу от тронов златых, Что толку народу от ханов лихих, Если для немощных и бедняков Нет справедливости, правды у них?
Изображая страх власть имущих перед гневом народа, Махамбет использовал интересные сравнения:
Стоит в степи могучий дуб, Оброс молодняком густым. Но стоит ветерку подуть, И задрожат его листы.
В степи могуч и грозен хан. Вокруг - придворных хищный сброд. Но как дрожит весь ханский стан, Когда колышется народ.
Исатая отличает высокая нравственность, благородство, отвага, готовность принять смерть в борьбе за счастье своего многострадального народа. Махамбет поэтизирует бесстрашие и стойкость Исатая:
Как был ты вынослив, могуч и тверд, В борьбе беспощадной настойчив и горд! Орел мой, твой голос вольный гремел, Бесстрашен ты был, упорен и смел.
Во многих произведениях Махамбета, созданных после подавления восстания, звучат мотивы одиночества, вызванные потерей друзей и соратников, необходимостью скрываться от властей. Но поэт-изгнанник остался верен прежним идеалам и мечтал продолжить борьбу за народное счастье:
Одного прошу у судьбы: Схватки новой, жаркой борьбы!
мужественно заявлял Махамбет, и в этих словах неутомимого борца ощущается его глубокая вера в то, что «возродятся дни борьбы и что они закончатся победой». Этой верой Махамбет наполнил свои последние песни, и они тоже воспринимались его врагами как острое оружие, угрожающее их благополучию.
Создавая образ Исатая Тайманова (как, впрочем, и других героев-борцов, а также и врагов), Махамбет широко использовал народные поэтические традиции. В песнях Махамбета батыр Исатай изображается «крылатым соколом», «куланом», «кошкаром»*, «львом», сравнивается с «китайским шелком». Все это обычные художественные средства, используемые в казахском героическом эпосе для создания образов батыров. С помощью гипербол, что тоже присуще казахской эпической традиции, поэт подчеркивал такие качества положительного героя, как волю, силу, мужество. Кроме того, традиции устного народного творчества помогли певцу выразить идею нерасторжимого единства героя с народом.
Через всю поэзию Махамбета проходят сквозные образы коня, степи, сокола. Порой они достигают предельной степени обобщения, дорастая до символа, порой, дробяс; на образы-детали, разворачиваются в пейзажи или широ чайшие картины сражений.
Жанры лирических песен-стихов Махамбета довольно многообразны: среди них есть и песни-обращения к дру зьям или врагам, построенные в форме речи-призыва или обличения, и песни-плачи (жоктау), и толгау, и элегии.
Махамбет — первый певец, вышедший из среды аристократии, открыто вставший на сторону народных масс. Его поэзия, полная благородной мести, была «острым мечом», не знающим отдыха и пощады. Поэтические призывы Махамбета обладали колоссальной силой. Развив могучие традиции героических певцов, он значительно углубил личностное начало, переосмыслил старые жанры и формы выражения поэтической мысли, трансформировал привычные образы казахской поэзии, усилил социальные мотивы, что привело к появлению в истории казахской поэзии гражданской лирики.