В начале июня выступление крайне правых духовников повсеместно было подавлено. Не достигнув своих глобальных целей (если не считать запрета издания газеты «Парчам»), они перешли к акциям насилия и запугиванию в отношении тех, кто, по их взглядам, нарушал установления мусульманской религии. К примеру, в Кабуле, по сообщениям официальной прессы, было зарегистрировано много случаев разбрызгивания серной кислоты на открытые части тела женщин и девушек, которые появлялись на улицах города в европейском платье. Причем некоторые из них были госпитализированы. В качестве непосредственных исполнителей этих диких актов использовались подростки.[19]
В афганские события апреля-июня 1970 года пытались вмешаться и зарубежные силы. В частности, в провоцировании джалалабадских беспорядков были замешаны пакистанские высшие духовные деятели. В числе арестованных оказалась и их агентура. Представляется совершенно не случайным, что король Саудовской Аравии избрал именно начало июня для своего официального визита в Афганистан, хотя приглашение посетить эту страну было сделано ему несколько лет тому назад. В этом явно прослеживалось стремление продемонстрировать поддержку афганским консервативно-клерикальным кругам в их борьбе против левых, демократических сил.
Итак, общественно-политическая борьба, развернувшаяся в Афганистане в 60-х годах, особенно в их второй половине, отчетливо показала, что правое крыло мусульманского духовенства во главе со своими влиятельными духовными лидерами по-прежнему оставалось основным ударным кулаком лагеря реакции в его борьбе против демократических группировок и одним из главных опор монархического режима. Хотя оно в последние десятилетия и утратило свои исключительные позиции в области духовного влияния на общество, тем не менее все еще представляло собой серьезную силу и располагало большими возможностями для вмешательства в общественно-политическую жизнь страны и государственные дела.[19]
Характерными чертами поведения клерикальной верхушки в указанные годы являлись постоянное обращение за поддержкой к религиозным городским низам и обездоленным деревенским жителям, спекуляции на их тяжелом материальном положении, воинственные призывы к защите исламских традиций и освященного исламом социального порядка, подчеркивание при всяком удобном случае своей независимости от светских властей и оппозиции к ним. Всем этим она рассчитывала предстать в глазах темных и забитых масс своих последователей «защитниками» народных интересов и мусульманских ценностей и таким образом повысить свой религиозный и политический авторитет. Что касается разногласий правого крыла клерикалов с династией, то они (эти разногласия) никогда не заходили далеко, носили неглубокий характер и ни в коем случае не затрагивали монархические устои власти. Мусульманские консервативные лидеры, выступая иногда с антиправительственных позиций, всего лишь хотели заставить правящие круги отказаться от осуществления рекламировавшихся планов либерализации монархического режима и ограниченных программ экономического обновления страны, а также подтолкнуть двор и правительство к более решительным действиям против демократической оппозиции.
Анализ афганской действительности второй половины ХХ в. позволяет сделать вывод о том, что начавшиеся в этой стране политические бури и потрясения были подготовлены всем предшествующим развитием афганского общества и явились закономерным следствием тягчайшего социального неблагополучия, беспросветной нищеты и бесправия подавляющего большинства населения и острой общественно-политической борьбы между консервативными силами, стремившимися удержать Афганистан на старых, средневековых рубежах, с одной стороны, и национально-демократическими кругами, выступавшими за решительное обновление страны и общественной жизни, — с другой. С началом «демократического эксперимента» Афганистан был просто обречен на социальные и политические перемены.[21]
3. Государственный переворот 1973 года и свержение монархии
В 1973 г., его двоюродный брат, свояк и премьер-министр Мохаммад Дауд, организовал государственный переворот, в то время как Захир-Шах находился в Италии, где он и остался, (не без советов с Запада) отказавшись от вооружённой борьбы в попытке вернуть себе престол. Отрёкшись от последнего вскоре после переворота, он прекратил более чем полуторовековое существование своей династии Баракзай. Захир-Шах остался в Италии, Афганистан же на долгие годы стал ареной борьбы Советского Союза и США, в результате которой победили мусульманские фундаменталисты в лице талибов.
Захир-Шах провёл в изгнании на вилле в окрестностях Рима 29 лет. Ему было запрещено возвращаться в Афганистан во время правления НДПА и последующего правления талибов, несмотря на то что он воздерживался от открытой критики движения Талибан.
В 1991 г. пережил покушение на собственную жизнь от вооружённого ножом человека, представившегося португальским журналистом.
4. Возвращение на родину
По возвращении Захир-Шаха на родину в апреле 2002 года всерьёз обсуждалась возможность восстановления в стране института монархии. Захир-Шаха поддерживала значительная часть населения, в особенности представители старшего поколения. Считалось, что он мог бы составить серьёзную конкуренцию нынешнему лидеру, Хамиду Карзаю, который сделал карьеру на противостоянии талибам и которого активно лоббировал Вашингтон. Однако Захир-Шах в очередной раз проявил себя как представитель гуманитарной интеллигенции. Он ушёл в сторону, как и в 1973 году, когда мог бы вернуться из Италии, чтобы бросить на племянника-путчиста танки.
На этот раз он публично поддержал Карзая, выступив в его поддержку на собрании совета старейшин и политических лидеров Лойя джирга, в роли учредителя которой он сам и выступил. Тем не менее, после возвращения монарха в Афганистан Лойя джирга не наделила Захир-Шаха никакими официальными полномочиями, кроме присвоения ему почётного титула «отца нации». Это, возможно, было вызвано его излишней приязнью к Индии, а также спорной политикой в отношении границ с Пакистаном (Линия Дюрана).
Карзай состоит в отдаленном родстве с падишахской династией. Этим можно объяснить тот факт, что когда Карзай стал президентом, многие родственники и сторонники Закир-Шаха получили ключевые посты в переходном правительстве. Ему было позволено вернуться в свой дворец Арамсарай в Кабуле. Это здание, известное также под именем «дворец номер один», являлось в последние 5 лет официальной резиденцией экс-монарха и стало его последним пристанищем. Были сообщения, что в 2005 г. Захир-шах пытался продать свой дворец несмотря на то, что тот к тому времени уже давно стал президентским, то есть государственной собственностью. Причины, вызвавшие смерть 92-летнего Захир-Шаха, не были официально объявлены, хотя известно, что в последние годы он регулярно выезжал из Афганистана на лечение. Так, в 2004 г. его самолётом перевезли в Индию, где он в течение 2-х недель проходил курс лечения в связи с проблемами с кишечником в одном из госпиталей в Нью-Дели.
Захир-Шах скончался 23 июля 2007 г. Известие о смерти престарелого отца нации сообщил президент Афганистана Хамид Карзай. Назвав покойного короля основоположником афганской демократии и символом национального единства, президент Карзай объявил в стране трёхдневный национальный траур. [1]Захир-Шаха похоронили подле своего отца в мавзолее, возвышающемся над родным Кабулом. У бывшего короля Афганистана было восемь детей. Один из них умер в Риме в 2002 году.
Список литературы:
1. В Кабуле найдена могила экс-президента Дауд Хана
2. Ъ — Афганцы лишились отца нации
3. Ahmed Rashid, «Kabul», 2002, (LINK) :«… The last time Zahir Shah saw Kabul it was an international diplomatic backwater, but a thriving, bustling town where the elite…»
4. Mir Ghulam Muhammad Ghobar, P: «Afghanistan dar maseer Tarikh».
5. Донесение Госдепартамента США от 1963 г
6. В. Н. Дурденевский, Е. Ф. Лудшувейт, Конституции Востока, Госиздат, Л., 1926, с. 68—73.
7. См. «Конституции государств Ближнего и Среднего Востока», ИЛ, М., 1956, с. 13—28.
8. «Джирга» на языке пушту означает «совет».
9. Новые выборы должны были состояться в течение трех месяцев со дня роспуска парламента.
10. Джигра старейшин — верхняя палата парламента (сенат).
11. Во время каникул или роспуска парламента правительство имело право издавать законодательные указы по неотложным вопросам. После утверждения короля эти указы приобретали силу закона. Они должны были быть представлены парламенту в 30-дневный срок с момента его первого заседания и в случае отклонения их парламентом утрачивали силу.
12. Согласно принятому 30 апреля 1964 г. закону в Афганистане было образовано 29 провинций.
13. Муниципальные органы.
14. Л. Я. Дадиани — Новая Конституция Афганистана. Советское государство и право. −1965. — № 8. — С. 118—120.
15. Ислам ханифитского толка являлось государственной религией. Законодательство не должно было противоречить принципам ислама и принципам, изложенным в конституции. Если в конституции и других законах не содержались соответствующие положения для судебного рассмотрения какого-либо дела, то суды в таких случаях должны были выносить решения, основываясь на принципах шариата.
16. Ранее в Афганистане не было политических партий. В начала 1960-х гг. на страницах афганской печати высказывалось мнение, что на данном этапе развития страны наиболее подходящей представляется двухпартийная система.
17. Раньше в Большую Джиргу входили представители провинций, областей, племенной и чиновной знати, крупного купечества, высшего духовенства.
18. Конституция 1964 г. предусматривало очень сложный порядок внесения поправок в текст Основного закона.
19. Слинкин М. Ф. Афганистан: оппозиция и власть (60-70-е гг. ХХ в.).
20. Анис. — 1970, 25 мая
21. Слинкин М. Ф. Афганистан: оппозиция и власть (60-70-е гг. ХХ в.).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Захир-Шах