Усуни занимали территорию от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке, от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге. Столица усуней город Чугучэн (город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями. Государство усуней делилось на три части: восточную, западную и центральную. Под властью усуней находились ряд соседних племен. Усуни вели упорные войны с кангюями и туннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические родственные связи с Китаем.
Усуньское общество не было однородным. В нем имелись богатые люди, племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовые скотоводы и земледельцы. Глава государства носил титул гуньмо. Самыми богатыми считались усуни, имевшие четыре - пять тысяч лошадей. Своих лошадей они метили, ставили клеймо (тавро), таким образом определяя свою собственность. Военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, менее знатные - каменные и глиняные. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами. Сохранились известия о том, что усуньский гуньмо однажды издал указ о том, чтобы никто не пас скот на его пастбищах. Таким образом формировались отношения, присущие классовому обществу.
В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Уйсунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н. э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами- в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 году до н. э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н. э. усуни фактически отделились от империи Хунну, и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н. э. Усунь распалась на две части.
В XI в. н. э. усуньские владения обособились от Китая. В начале IV в. Жетису попадает под власть сяньби, монголо-язычного народа. С конца IV в. н. э. до середины VI в. н. э. гегемония в степях переходит к жуаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жуаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетису на Тянь-Шань. В 425 г, усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним "усунь" сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется "уйсын".
В III в. до н. э. на юге Казахстана сформировалось объединение Кангюй. Оно занимало обширную территорию в бассейне Сырдарьи и в предгорьях Каратау. В письменных источниках сообщается, что это было кочевое государство, в состав которого входили оседлые и кочевые племена. Говорили они на иранских и древнетюркских языках. Климат "здесь умеренный, много сосен, ракитника, ковыля. Их (кангюев) насчитывалось шестьсот тысяч человек или сто двадцать тысяч дворов. Ставка называлась Битянь". Кангюи были связаны политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. В период своего расцвета это государство вело войны с соседними племенами, союзами племен: гуннами, усунями и подчинило себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии. Через территорию государства проходил великий Шелковый путь, который оно стремилось сохранить под своим контролем. В племенах кангюев существует имущественное неравенство. В руках знати сосредоточивается огромное богатство. Остальное население становится зависимым от знатных и состоятельных старейшин и вождей-военачальников, которые использовали свою власть для удержания его в повиновении. Власть у племен кангюй стала переходить по наследству - от отца к сыну. Войны превратились в средство обогащения имущих. Пленных обращали в рабов. Но характер кочевого скотоводства тормозил развитие и становление рабовладения. Для богатой семьи труд членов общины был выгоднее труда раба, содержание которого требовало затрат пищевых продуктов. А член общины сам добывал себе пропитание и заодно работал на своего хозяина. В общественной структуре производства труд раба не мог составить значительный вес. Рабы, в основном, занимались приготовлением пищи, ухаживали за скотом, перерабатывали различное сырье. Имущественное неравенство привело к эксплуатации человека человеком.
На земле кангюев были города. Один из них - Кокмардан был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Стены домов сложены из сырого кирпича, проложенного обыкновенной глиной. В домах было несколько жилых комнат и несколько подсобных помещений под общей крышей. Внутри имелись сообщающиеся переходы. Дом отапливался печкой, сложенной на полу. Дым уходил через верхнее отверстие, предназначенное для проникновения света. Стены изнутри обмазаны глиной. Внутри были овины для хранения зерна и пищевых продуктов.
Среди кангюев были распространены культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли они также солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летоисчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.
С середины I в. до н. э. у усуней и кангюев начались междоусобицы. Археологические памятники кангюев. Среди раскопанных погребальных памятников представляет особый интерес могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе. Он расположен радом с крупным городищем, которое возникло в начале нашей эры. Могильник состоит из курганов-платформ, которые использовались как места коллективных захоронений. Эти курганы представляли собой искусственные возвышенности. Хоронили в прямоугольных ямах, иногда обложенных изнутри сырцовыми кирпичами. Дно могилы застилали кошмами, на них клали покойника в вытянутом положении на спине. Интересны изображения на печатках из могильника Мардан-куик. Это, в одном случае - скорпион, в другом - бородатый мужчина с косой - жрец. Еще на одной печатке вырезано изображение волка, на другой - дерева. Такие печатки, или геммы, привозились в Отрарский оазис из Ирана и свидетельствуют о торговых связях по Великому Шелковому пути. Памятник датируется II--V вв. Именно в это время наблюдаются переселения различных племен с Востока на Запад.
3. Гунны на территории Казахстана
В истории хорошо известно имя гуннов - историческое название этого исчезнувшего народа - хунну, ассоциируется с воинственностью, жестокостью и варварством. Хунну во главе с Атиллой произвели опустошительные набеги на европейские страны. Они положили начало Великому переселению народов, что привело к падению Римской империи. Хунну пришли из Центральной Азии в последних веках до нашей эры -- первых веках нашей эры. История их связана с территорией Казахстана. Источниками сведений об этом народе являются археологические раскопки и китайские письменные источники.
В III в. до н. э. во главе хуннских племен стал шаньюй правитель по имени Модэ. Он осуществил ряд завоеваний и победоносных войн. На западе он совершил походы против ючжей и усуней, на севере подчинил племена Саяно-Алтая, на юге успешно воевал с ханьским Китаем. Шаньюй заключил с ханьским императором договор "о мире и родстве", получил в жены китайскую царевну и обязал китайцев выплатить хунну дань. Под властью хунну оказалась огромная территория от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от восточного Туркестана на западе до среднего течения реки Хуанхэ. В 55 г. до н. э. произошло разделение могущественного хуннского государства на две части - южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз-Нур властитель северных гуннов Чжи Чжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней и Китай. Начинается междоусобная война между Северным и Южным государствами хунну. Чжи Чжи заключает союз с государством Кангюй для совместной борьбы с государством Усунь. Правитель Кангюя пригласил Чжи Чжи в свои восточные владения - Таласскую долину, и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Кроме того, отдал ему в жены свою дочь несколько тысяч верблюдов, ослов, лошадей. Он надеялся, что Чжи Чжи не сможет разгромить усуней. Назревал конфликт между ним и кангюйскими аристократами. Шаньюй отказался подчиниться обычаям кангюйцев, в гневе убил дочь кангюйского князя, а также именитых людей и несколько сотен простого народа. Чжи Чжи был изгнан из ставки кангюйского властителя, и ушел на реку Талас, где стал строить город. На строительство города использовалась дань, собираемая с подвластных народов. Город строили два года. Он был сильно укреплен, его окружали две стены, из которых внешняя была деревянной, а внутренняя с башнями.
Усиление Чжи Чжи серьезно беспокоило китайскую империю. Попытка нейтрализовать его дипломатическим путем не увенчалась успехом, и китайцы стали готовиться к войне. Вскоре китайское войско выступило в поход. Оно двигалось двумя путями по направлению трасс Великого Шелкового пути. Три отряда шли южным путем через Фергану, остальные северным, минуя Иссык-кульскую котловину. Войска соединились у стен города Чжи Чжи. Шаньюй расположил свое войско в стенах, а по обеим сторонам городских ворот поставил отряд пеших воинов, выстроив их наподобие рыбьей чешуи. Это был отряд нанятых римских воинов из армии Марка Красса, победителя Спартака. Он был в свое время разбит парфянами, часть его войска, взятая в плен, была использована хунну. Несмотря на героическую оборону, китайцы сожгли внешнюю деревянную стену, проломили земляной вал, сломили сопротивление осажденных, ворвались в город и захватили крепость. Чжи Чжи был пленен вместе с многочисленной родней, сыновьями, женами и именитыми князьями - всего 1818 человек. Все они были обезглавлены. Около 1200 воинов были отданы в награду вассальным князьям усуней и Ферганы.