После этого она удалилась. Последующие слушания проходили без неё, а 23 июля Кампеджо заявил, что суд откладывается до октября, а дальнейшее рассмотрение дела переносится в Рим:
Я не вынесу никакого приговора до тех пор, пока не подам заявление папе… обвинение слишком сомнительное, а люди, вовлечённые в разбирательство, занимают слишком высокое положение… Чего же я могу добиться, навлекая на свою душу гнев Божий, ради удовлетворения какого бы то ни было правителя или знатного человека в этом мире[45]?
Генрих, рассчитывавший сразу по окончании бракоразводного процесса жениться на Анне Болейн, был в возмущении и всю вину за провал возложил на Уолси. К 1532 году новые советники короля — Томас Кранмер, Томас Кромвель и Стивен Гардинер — нашли выход из сложившейся ситуации. По ряду законов, принятых в Парламенте, власть папы более не имела силы на территории Англии, и все церковные дела отныне были в ведении короля. В 1534 году был принят Акт о супрематии, в соответствии с которым Генрих провозглашался верховным главой английской церкви. Это был окончательный разрыв с Римом.
В январе 1533 года король и Анна тайно обвенчались. На тот момент она уже была беременна. 23 мая архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер объявил брак Генриха и Екатерины недействительным, а 28 мая Анна Болейн была официально признана законной супругой Генриха VIII.
6. Последние годы
9 апреля 1533 года к Екатерине явилась делегация во главе с герцогом Саффолком и герцогом Норфолком, чтобы объявить волю короля: она более не является супругой Генриха VIII, не имеет права называться королевой, а поскольку она вдова Артура, то отныне её титул — вдовствующая принцесса Уэльская (англ. Dowager Princess of Wales). Но она продолжала именовать себя королевой, а на угрозы отвечала, что она единственная законная жена короля Англии.
Ещё летом 1531 года Генрих отлучил Екатерину от двора, и она переехала в одно из отдалённых поместий. Находясь в уединении, Екатерина не прекращала переписку с папой и Карлом V, умоляя их о поддержке. Вскоре после коронации Анны бывшей королеве приказали удалиться в Хантингдоншир, и король запретил ей всякое общение с Марией. Вести о дочери она получала от Эсташа Шапюи, посланника императора, прибывшего в Англию в конце 1529 года, которому она всецело доверяла, называя его своим especial amigo (от исп. особый друг).
В 1534 году, в ответ на папскую буллу о действительности брака с Екатериной, был принят новый Акт о престолонаследии, согласно которому подтверждалось верховенство короля над церковью, а принцесса Мария, рождённая в греховном сожительстве Генриха с Екатериной Арагонской, объявлялась незаконнорожденной. Наследницей престола становилась Елизавета, дочь Анны Болейн[46].
В 1535 году вдовствующая принцесса Уэльская переселилась в замок Кимболтон, графство Кембриджшир. Ей было разрешено принимать посетителей (по предварительному согласованию с королём), но по-прежнему отказано в общении с дочерью. В конце 1535 года Екатерина заболела, как потом стало известно, неизлечимо. В декабре она составила завещание, по которому все имеющиеся у неё деньги оставляла своим приближённым. Дочери она отписала старинные меха и золотое ожерелье. В своём последнем письме к Генриху она прощала ему все обиды и просила позаботиться о Марии[47].
Незадолго до кончины её посетил Эсташ Шапюи, а 5 января, проигнорировав все запреты Генриха, в замок Кимболтон приехала Мария де Салинас, лучшая подруга Екатерины, её бывшая фрейлина. Несмотря на возражения управляющего, она осталась с королевой и не покидала её до последней минуты. Екатерина Арагонская умерла 7 января 1536 года. Она была похоронена в соборе Св. Петра в Питерборо в соответствии с рангом вдовствующей принцессы Уэльской, а не королевы Англии.
Сразу же после смерти королевы появились упорные слухи о том, что её убили. При вскрытии тела для бальзамирования обнаружилось, что сердце её почернело, и на нём образовался странный нарост. Многие были уверены, что Екатерину отравили: либо по приказу Анны Болейн, либо короля[47].
7. Образ в искусстве и поп-культуре
По сложившимся стереотипам о внешности испанских женщин, в кинематографе и на театральной сцене Екатерина Арагонская обычно изображается как смуглая темноглазая брюнетка. По дошедшим же описаниям Екатерина была невысокого роста, с длинными золотисто-каштановыми волосами, серо-голубыми глазами и светлой кожей с лёгким румянцем[48], что также подтверждается сохранившимися портретами испанской инфанты.
В кинематографе и на телевидении:
· Впервые персонаж Екатерины Арагонской был представлен актрисой Вайолет Ванбру (англ. Violet Vanbrugh) в 1911 году в короткометражной экранизации пьесы Шекспира «Генрих VIII».
· В немом фильме 1920 года «Анна Болейн» (нем. Anna Boleyn) в роли Екатерины — германская актриса Хедвиг Паули-Винтерштайн (нем. Hedwig Pauly-Winterstein).
· В приключенческой мелодраме «Меч и роза» (англ. The Sword and the Rose) 1953 года роль Екатерины исполнила Розали Кратчли (англ. Rosalie Crutchley).
· В историческом фильме 1969 года «Анна на тысячу дней» образ испанки Екатерины был воплощён греческой актрисой Ирен Папас (англ. Irene Papas). Роль Генриха сыграл британский актёр Ричард Бертон, а Анны Болейн — Женевьев Бюжо.
· В экранизации 1972 года «Генрих VIII и его шесть жён» (англ. Henry VIII and His Six Wives) в роли короля — Кейт Мишель (англ. Keith Michell), а Екатерины — Фрэнсис Кука (англ. Frances Cuka).
· В телевизионной версии для BBC «Ещё одна из рода Болейн» (англ. The Other Boleyn Girl) по одноимённому роману Филиппы Грегори (2003 год), главной героиней которой является Мария Болейн в исполнении Наташи МакЭлхон, Екатерина присутствует как эпизодический персонаж (Иоланда Васкес (англ. Yolanda Vasquez)).
· В драматическом мини-сериале 2003 года «Генрих VIII» (англ. Henry VIII) в роли Екатерины — Ассумпта Серна (англ. Assumpta Serna).
· В 2007 году на канале Showtime состоялась премьера телесериала «Тюдоры», повествующего о жизни английского королевского двора в эпоху правления Генриха VIII (Джонатан Рис-Майерс). Екатерина Арагонская (Мария Дойл Кеннеди) действует как одна из основных героинь на протяжении двух сезонов.
· В последней экранизации романа Филиппы Грегори «Ещё одна из рода Болейн» (2008 год) в роли Екатерины в нескольких эпизодах фигурирует Ана Торрент.
В мультипликации:
· В эпизоде «Margical History Tour» американского мультсериала «Симпсоны» Мардж, рассказывая детям о различных исторических событиях, ассоциирует себя с Екатериной, представляясь Марджериной Арагонской.
В музыке:
· Бытует мнение, что баллада «Время в хорошей компании» (англ. Pastime with Good Company), которую Генрих VIII сочинил в первые годы своего правления, посвящена Екатерине.
· Одна из композиций с альбома The Six Wives of Henry VIII (1973 год) британского музыканта Рика Уэйкмана носит название «Catherine of Aragon».
В литературе:
Ещё при жизни имя Екатерины упоминалось в народных песнях и поэмах. Выдающийся английский гуманист сэр Томас Мор прославлял её в стихах, написанных им по случаю коронации Генриха и Екатерины[49]. Генрих VIII слагал в честь неё баллады, а Хуан Луис Вивес, которому она оказывала покровительство, посвятил королеве трактат «О воспитании христианской женщины»[50].
Одно из первых появлений Екатерины в качестве литературного персонажа отмечено в хронике Шекспира «Генрих VIII», опубликованной в 1623 году. В современной литературе её образ используется в произведениях историко-приключенческого и мелодраматического жанра у таких авторов как Джин Плейди, Нора Лофтс и Каролин Мейер. В цикле романов о Тюдорах британской писательницы Филиппы Грегори Екатерина Арагонская упоминается как второстепенная героиня в «Другой Болейн» и выступает как главная в «Вечной принцессе».
8. Генеалогия
9. Комментарии
1. Их общий предок — Джон Гонт. Но род Генриха VII восходил к побочной линии Бофоров (потомству Гонта от Кэтрин Суинфорд), в то время как Екатерина была родственницей Филиппы и Екатерины, дочерей Гонта от его законных браков с Бланш Ланкастерской и Констанцей Кастильской.
2. Алессандро Джеральдини (1455—1525), воспитатель королевских детей при дворе Изабеллы и Фердинанда; был одним из немногих, кто оказывал поддержку Христофору Колумбу[3].
3. Дети Джона Гонта и Кэтрин Суинфорд носили фамилию Бофор. Ричард II в 1390 году признал их законнорожденными, в 1396 году их статус был подтверждён папской буллой. Однако позже Генрих Болингброк исключил Бофоров и их потомков из очереди возможных престолонаследников. В числе этих потомков была и мать Генриха VII Маргарет Бофор[5].
4. По брачному договору сумма приданого составила 200 тыс. крон, из которых 100 тыс. выплачивалось непосредственно в день бракосочетания, 50 тыс. — в течение полугода, и остальные 50 тыс. — в течение года, включая посуду и драгоценности[7].
5. Многие исследователи творчества художника идентифицируют девушку, изображённую на портрете, именно с Екатериной Арагонской. Предполагают, что 1503-05 гг. Зиттов провёл в Лондоне, где им и был создан портрет вдовствующей принцессы. Ожерелье на шее девушки украшено инициалом «К» — Katherine — и плодами граната, личной эмблемой Екатерины[10].
6. Каноническим правом запрещался брак между деверем и невесткой. В соответствии с правилами из Книги Левит, 18:16 «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего»[15].
7. После завоевания Гранады и окончания реконкисты в 1492 году гранат стал одним из символов Испании, и его изображение было внесено в королевский щит. Спелый плод граната, с пролегавшей посередине трещиной, сквозь которую были видны червлёные зёрна, знаменовал собой сказочное великолепие Гранады, теперь открытое испанцам.