Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотических средств (стр. 8 из 12)

Весной 2003 года З., проживая в квартире 46 дома 31 по улице Мирошниченко, незаконно выращивал в цветочном горшке запрещенные к возделыванию кусты растений рода конопля, содержащих наркотическое вещество тетрагидроканнабинол, ухаживая за ними путем полива. 28 апреля 2003 года при производстве обыска по месту жительства З. были обнаружены и изъяты два куста конопли.

29 апреля 2003 года З. по месту своего жительства незаконно сбыл, продал, Подгорнову И.Д. наркотическое средство весом 0,22 грамма[43].

Совершение таких деяний, как приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт, а также хищение или вымогательство растений, содержащих наркотические вещества, следует квалифицировать, соответственно, по ст. 228 или 229 УК.

В части 2 ст. 231 УК содержатся квалифицирующие признаки - деяние совершено группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или в крупном размере.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Цель посева, выращивания (культивирования) запрещенных к возделыванию культур значения для квалификации по ст. 231 УК не имеет. Если лицо изготовило из выращенных культур наркотическое средство, хранило, перевозило, пересылало либо сбывало их, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 231 и 228 УК.

При посеве или выращивании указанных культур с целью использования их для хозяйственных нужд (получение волокна, семян, масла и т.п.) деяние не утрачивает общественной опасности (другие лица могут этим воспользоваться для получения наркотических средств). Поэтому и в этих случаях оно квалифицируется по ст. 231 УК.

Субъектом преступления может быть как частное, так и должностное лицо (например, руководители сельскохозяйственных организаций, предприятий), достигшее 16-летнего возраста[44]..

Отвественность за содержание притонов предусмотена ст. 232 УК. Основным непосредственным объектом преступления является здоровье населения, т.е. общественные отношения, возникающие и складывающиеся при реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции России). Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ создает реальную угрозу здоровью людей, поскольку приводит к их распространению и злоупотреблению здоровой частью населения.

Рассматриваемое преступление посягает и на другие общественные отношения. В некоторых случаях использование жилого помещения для потребления наркотических средств или психотропных веществ создает невыносимые условия проживания другим лицам, препятствует их нормальному отдыху и тем самым причиняет вред общественному порядку.

Предмет преступления - наркотические средства и психотропные вещества.

Объективную сторону преступления составляют две самостоятельные формы:

1) организация притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ;

2) содержание таких притонов.

Для наличия состава преступления достаточно одной из них. Притон - жилое или нежилое помещение, используемое для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Под организацией притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ понимают умышленные действия, выражающиеся:

- в приискании соучастников;

- в подборе посетителей-наркоманов;

- в приобретении наркотических средств или психотропных веществ, инструментов или оборудования, используемых для их изготовления;

- в приспособлении помещения для потребления наркотических средств или психотропных веществ и т.п.

Все эти действия взаимосвязаны между собой. Их объединяет одна цель - создать притон для потребления наркотических средств или психотропных веществ. По своей конструкции - это усеченный состав преступления. Преступление считается оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на организацию притона. При этом не требуется, чтобы эти действия привели к его функционированию, т.е. к потреблению там наркотических средств или психотропных веществ[45].

Содержание притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ понимается как систематическое предоставление помещения третьим лицам для потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Данное определение позволяет выделить четыре обязательных признака, при наличии которых возможно говорить о наличии состава преступления:

1) предоставление помещения;

2) систематическое предоставление помещения;

3) предоставление помещения третьим лицам;

4) использование помещения третьими лицами для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Предоставление помещения означает передачу помещения третьим лицам для потребления в нем наркотических средств или психотропных веществ.

Не может квалифицироваться как содержание притона приспособление мест в помещениях, к которым виновное лицо не имеет никакого отношения (заброшенный дом, сарай, подвал или чердак многоэтажного дома).

Во всех случаях обвинения лиц в содержании притона органы следствия и суды должны располагать данными, подтверждающими правомочия этих лиц владеть, пользоваться и распоряжаться помещением, используемым для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Систематическое предоставление помещения предполагает неоднократную (два и более раза) передачу помещения для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Ни в уголовном законе, ни в руководящих разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации не содержится положения о промежутке времени, в течение которого предоставляется помещение. Думается, что такой период должен исчисляться одним годом. Разрыв во времени между двумя деяниями более одного года будет свидетельствовать об отсутствии систематичности в действиях виновного и, следовательно, отсутствии в деянии состава преступления. Как показывают исследования и следственно-судебная практика, отрезок времени длительностью один год вполне достаточен для объективной уголовно-правовой оценки поведения и направленности действий виновного[46].

Предоставление помещения третьим лицам подразумевает передачу помещения лицам, которые не обладают никакими правомочиями по распоряжению и управлению помещением. Общее число посетителей не влияет на квалификацию действий виновного. Однако, исходя из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, уголовная ответственность за содержание притона наступает за предоставление помещения одним и тем же либо разным лицам. Это означает, что их общее число должно составлять не менее двух.

Для квалификации по ст. 232 УК не имеет никакого значения, чье здоровье ставит в опасность содержатель притона - близких родственников или незнакомых лиц. Важно, чтобы эти лица использовали предоставляемое им помещение для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Использование предоставляемого помещения третьими лицами для потребления наркотических средств или психотропных веществ означает потребление в нем таких средств или веществ. Помещение нельзя признать притоном, а его предоставление - преступлением, если среди всех других признаков содержания притона отсутствует один - в нем не потребляются наркотические средства или психотропные вещества.

Вопрос об ответственности за содержание притона связывается с достижением определенного преступного результата. Преступление признается оконченным с момента потребления посетителями наркопритона наркотических средств или психотропных веществ.

В случаях ошибочного представления виновного о том, что он предоставил помещение для потребления наркотических средств или психотропных веществ, хотя в действительности это помещение использовалось третьими лицами для временного проживания или хранения имущества, содеянное надлежит квалифицировать как покушение на преступление, предусмотренное ст. 30 и ч. 1 ст. 232 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что организует или содержит помещение для потребления наркотических средств или психотропных веществ, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны деяния является специальная цель - предоставление помещения для потребления наркотических средств или психотропных веществ. При этом не имеет значения, преследовал ли виновный цель извлечь из осуществления незаконной деятельности материальную выгоду или нет.

Одним из распространенных способов, применяемых преступниками для получения наркотических средств, является использование поддельных рецептов (иных документов), дающих право на получение наркотиков в организациях, которые в установленном законом порядке занимаются производством, хранением, отпуском указанных средств (аптеки, склады, лечебно - профилактические учреждения органов здравоохранения и др.).

Выявление таких преступлений требует от работников правоохранительных органов специальной подготовки, определенного опыта, значительных трудозатрат, особенно если подделка осуществляется лицами, имеющими специальные познания в области фармацевтики, медицине и опыт работы в данной сфере[47].

В связи с этим в УК РФ включена новая норма, устанавливающая уголовную ответственность за незаконную выдачу или подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233).

Законодатель поместил ст. 233 в гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" Особенной части УК РФ. Подделка рецептов на получение наркотических средств не является самоцелью, совершая ее, преступник осознает, что конечной целью является получение наркотиков, и тем самым посягает не только на здоровье населения, но и на порядок управления и интересы государственной власти и государственной службы (в случае, если указанные действия совершены должностным лицом).