Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая ответственность за нарушение трудового законодательства России (стр. 2 из 16)

Уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности и охраны труда впервые была сформулирована и законодательно закреплена в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г., причём первый фабричный закон был издан в России тоже в 1845 г.

Правовой анализ Уложения 1845 г. показывает, что в нём отсутствовала общая норма, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда, аналогичная ст.143 УК РФ. В основном указанный нормативный акт предусматривал ответственность за нарушение правил охраны труда[8].

Каждый человек, имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37 Конституции РФ).

Данное конституционное положение не вызывает сомнение в современном демократическом обществе. Однако так было далеко не всегда. Первые законы об охране труда относятся к рубежу 19-20 веков, как в Европе так и в России. Примерно одновременно с ними появляются первые уголовно-правовые дефиниции, устанавливающие ответственность за нарушения правил охраны труда. В Уголовном Уложении 1903 года была выделена специальная глава "О нарушении постановлений о личном найме". В данной главе находились не только статьи об обеспечении безопасных условий труда работников, но и об ответственности работников за забастовку с целью повысить заработную плату или изменить иные условия найма. Причем нарушение правил безопасности труда малолетних, подростков и женщин образовывали самостоятельный состав. Ранее в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных нарушений, касающихся личного найма не были выделены в обособленную главу[9].

Применительно к Советскому государству уголовная ответственность за нарушения правил охраны труда устанавливается с первых уголовных законов и кодифицированных актов, так УК РСФСР 1922 года нарушения в сфере труда находились в главе "хозяйственные преступления" и нарушения правил охраны труда не являлись самостоятельным составом преступления. Далее УК РСФСР 1926 года последовательно развил данное направление уголовно - правовой охраны, нарушение правил охраны труда стал отдельным составом преступления в котором были выделены несколько квалифицированных видов.

Необходимо также отметить, что существенную роль в развитии играл и играет научно-технический прогресс, техника все более и более усложняется, появляются новые виды и, как следствие этого, увеличивается число случаев производственного травматизма, кроме того возможные последствия нарушения правил техники безопасности могут быть просто непредсказуемыми.

В УК РСФСР 1960 года уже предусматривается ответственность за нарушение правил охраны труда (ст.140) и за нарушение правил безопасности горных, строительных работ и работ во взрывоопасных цехах и на взрывоопасных предприятиях (ст.214-216).

Причем отграничение данных составов происходит по родовому объекту посягательства: в первом случае это политические, трудовые и иные права и свободы гражданина, а во втором общественная безопасность, общественный порядок и здоровье населения.

Статья 140 УК РСФСР часть 1 устанавливала ответственность за нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии, лицом на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях организациях не зависимо от форм собственности, если эти нарушения могли повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. Как видно по своей конструкции это состав опасности, части 2 и 3 данной статьи сконструированы как материальные составы.

УК РФ 1996 г. сохранена прежняя система норм об ответственности за посягательства на безопасные условия труда. Вместе с тем в конкретные составы преступлений были внесены некоторые изменения и дополнения[10].

Законодатель в ТК РФ особо предусмотрел нормы об ответственности именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Авторы научных трудов по проблемам ответственности за правонарушения в сфере труда, как правило, не выделяют проблем специальной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, из общих проблем ответственности в сфере труда.

Вместе с тем законодатель в ТК РФ во многих случаях особо предусмотрел нормы об ответственности именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. ст.130, 195, 356, 357, 362, 370, 419).

Кроме того, законодатель, придав единственной ст.419 "Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права" фактически формат главы (гл.62), тем самым выделил в таком сложном правовом институте, как ответственность сторон трудовых отношений и социального партнерства в сфере труда, отдельный правовой институт ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, и чем подчеркнул особую значимость этого института.

В общем смысле обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, лежит и на работодателях, и на работниках, что вытекает из положения ч.2 ст.15 Конституции РФ о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Однако специальная обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, установлена законодателем только для работодателей[11].

Так, ч.3 ст.11 ТК РФ обязывает всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, а ч.2 ст.22 ТК РФ предусматривает первой основной обязанностью работодателя соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора. Иными словами, ТК РФ обязывает работодателей в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками правильно применять трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, и не возлагает аналогичной обязанности на работников, поскольку не наделяет работников "правоприменительной" юрисдикцией в их индивидуальных трудовых отношениях с работодателем.

Реализация индивидуальных трудовых прав работника, как правило, неосуществима без применения работодателем соответствующих норм трудового права, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. без исполнения работодателем своей первой основной обязанности по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Например, право работника на заработную плату реализуется начислением и выплатой работодателем заработной платы работнику, право работника на отдых - предоставлением работодателем оплачиваемого ежегодного отпуска работнику. Поэтому трудовые права работника нуждаются в гарантиях их реализации, какими являются различные виды юридической ответственности, возлагаемые на работодателя за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В отличие от работника работодатель в индивидуальном трудовом правоотношении реализует свои права собственными решениями и действиями[12].

Трудовым кодексом РФ работодатель, в частности, уполномочен: переводить работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу (ч.2 и 3 ст.72.2), изменять условия трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст.74), привлекать в ряде случаев работника без его согласия к сверхурочной работе (ст.99), за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей применять к виновному работнику дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения (ст. ст. 192 и 193), взыскивать своим распоряжением с виновного работника сумму причиненного ущерба, не превышающую среднего месячного заработка (ст.248).

Поскольку права работодателя, являющегося "правоприменителем" в индивидуальном трудовом правоотношении, реализуются непосредственно собственными решениями и действиями работодателя, в т. ч. применением к работнику, не выполняющему трудовые обязанности, дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения, постольку установление для работника специальной ответственности "за нарушение работником трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права", якобы препятствующее реализации прав работодателя в индивидуальном трудовом правоотношении, будет юридической фикцией, т.е. положением, существующем лишь на бумаге, а не в действительности[13].

Отсюда по общему правилу работник не может быть привлечен к ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Например, при несоблюдении работником требований охраны труда он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Привлечение работников (их представителей) к ответственности за нарушение трудового законодательства возможно только в специально предусмотренных законодателем случаях, раскрываемых ниже.